газета «Центр Азии»

Четверг, 23 ноября 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №1 >Отец Вячеслав и матушка Марина: «Навести порядок в своей душе и научиться любить»

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Отец Вячеслав и матушка Марина: «Навести порядок в своей душе и научиться любить»

Люди Центра Азии ЦА №1 (1 — 2 января 2003)

Отец Вячеслав и матушка Марина: «Навести порядок в своей душе и научиться любить»Одна из примет нашего времени – возрождение духовности. Церковь старается приблизиться к людям, стать более доступной. Новый настоятель Свято-Троицкой церкви иерей Вячеслав (в миру – Вячеслав Леонидович Дементьев), приехавший в Кызыл 11 августа 2002 года, старается чаще общаться с населением. Я ожидала увидеть пожилого строгого человека, говорящего густым басом и поучающего. Отец Вячеслав оказался молодым человеком, не лишенным чувства юмора, очень сдержанно и вдумчиво отвечающим на вопросы.

Его жена, матушка Марина, под стать ему – внимательная, располагающая к разговору, очень доброжелательная.

 

Мы познакомились с ней в воскресной православной школе, за которую она переживает и которой живет.

Школа – две небольших комнаты, обшитые пестреньким ситцем – находится в домике возле церкви Побывав там, я увидела, с какой душевной теплотой матушка Марина относится к каждому ребенку. Дети разных возрастов (самой маленькой девочке лет шесть, самому старшему в младшей группе – тринадцать), дружно помогали убирать посуду после обеда детям из старшей группы.

Помолясь, дети садятся за тот же стол, разбирают краски, кисти, цветную бумагу. Матушка Марина показывает, как нужно де­лать поздравительную рождественскую открыт­ку, дети старательно вырезают, раскрашивают, радуются успехам друг друга.

Мальчики и девочки из старшей группы в это время смотрят в соседней комнате видеофильм о православии. Для каждого матушка нашла доброе слово. Все были заняты общим делом – все готовились к Рождеству. Царил дух единства и мира, какой редок и в отдельно взятой семье.

Именно такая атмосфера царит и в семье отца Вячеслава. В обыкновенной двухкомнатной квартире кроме отца Вячеслава, матушки, Марины и их сынишки Арсения, живет одна из учениц воскресной школы – тринадцатилетняя Настя. На стене большой комнаты – иконы, горит лампадка. Матушка Марина объясняет мне, что помещать иконы можно не только в угол, а на любую стенку в комнате, важно, чтобы человек мог настроиться на молитву, ведь иконы висят не для украшения. Остальное в квартире как обычно – книжные полки (батюшка собирает библиотеку духовной литературы) и мягкая мебель.

Матушка Марина прекрасно готовит, нас ждал красиво накрытый стол с разнообразными блюдами – салат с мидиями, жареная рыба, рожки с шампиньонами и зеленым горошком, салат из моркови, бутерброды и, конечно же, фрукты. Слово «постный» лично у меня ассоциируется с постным лицом, однако же постный ужин был очень хорош. Оказывается, есть даже «постные» конфеты (в их составе нет молока). После ужина, пока малыш с большими и внимательными глазами, удивительно похожий на отца Вячеслава, играет Настей, мы беседуем с отцом Вячеславом и матушкой Мариной.

 

Устав духовной семинарии строже армейского

 

– Откуда вы, батюшка Вячеслав, родом и как пришли к вере?

– Родился я в городе Старый Оскол Белгородской области, в 1996 году закончил политехнический колледж по специальности техник-механик, а через год поступил на второй курс в Белгородскую Духовную семинарию.

Таких ярких моментов, чтобы выяснить, через что я пришел к вере, нет. Нет в наши дни чудес, таких как, например, чудо, произошедшее с Павлом, когда по дороге в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, была яркая вспышка света, ослепившая его, и был голос: «Что ты гонишь Меня? Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Обращение к вере происходит постепенно, по стечению каких-то обстоятельств. Сначала человек задумывается, потом задает вопросы, первый раз переступает порог церкви, становится православным.

Так и я пришел к вере. Сначала, глядя на жизненный пример учительницы, которая преподавала историю у нас в колледже, и ненавязчиво, просто рассказывала о своей вере, построенной на принципах любви. Это меня привлекло. Тогда я первый раз прочитал Библию. В некоторой степени сыграла свою роль бабушка, когда посоветовала поступить в Духовную семинарию. Я хотел больше узнать о православии, поэтому послушал ее совета, и постепенно осознал, что эта религия наиболее мне близка. И хотя после окончания семинарии становиться священником не обязательно, в 24 года меня рукоположили в диаконы, а позже, в абаканском Спасо-Преображенском соборе, в день его открытия 23 декабря – в священники, после чего был назначен настоятелем Никольского собора в Абакане. Сейчас мне 25 лет. Православие для меня является духовным фундаментом жизни.

– Трудно было учиться в семинарии?

– Из сорока поступивших пятый курс закончили только восемь человек. Армейский устав был сделан по подобию семинарского, но семинарский – еще строже.

– Из какой вы семьи, как родители восприня­ли ваше решение?

– Я из простой семьи, отец – водитель пассажирского автобуса, мама работает кондитером, сестра – обычная светская девушка, недавно вышла замуж. Среди предков церковнослужителей не было, один прапра­дед пел в клиросе (место в храме, предназначенное для хора).

Родители не пытались меня отговаривать: «Дело твое. Решай сам», но были настроены не очень положительно. Сейчас они говорят, что я сделал правиль­ный выбор.

 

Директору школы стало плохо от одного слова «Пасха»

 

– Матушка Марина, а кто ваши родители?

– Я из семьи военнослужащего, кстати, родилась неподалеку от Тувы – в Монголии. Папа служил связистом в правительственной связи, и до поступления в университет я ездила с родителями. Где мы только ни жили: в Монголии, в Казахстане, в Германии, на Украине. Как раз на Украине я и пришла к вере. Но еще до этого в детстве со мной произошел один случай, запомнившийся мне на всю жизнь.

Мы жили в Германии, и в папин отпуск приехали в Белгород. Это было весной. Я, чтобы не пропустить учебу, два месяца училась в белгородской школе. Однажды шел открытый урок, присутствовала комиссия, директор школы – женщина статная, с высокой прической, много учителей. Нам, третьеклассникам, показали детский мультик о том, как священники мучили детей, а потом спрашивают: «Дети, скажите, какие нас ждут праздники весной?». Все начинают перечислять: день рождения дедушки Ленина, Первое мая, День победы, а я говорю: «Пасха» (не знаю до сих пор, откуда я это взяла, в семье было запрещено говорить на религиозные темы, наверное, Господь так дал). В классе воцарилось молчание... Кто-то закричал: «Воды, быстрее, воды!» С директором стало плохо... Папу на следующий день чуть с работы не сняли, а у меня после этого остался испуг. Думала: «Что это такое, если из-за одного слова «пасха», директору становится плохо?»

Мне было 13-14 лет, когда мы жили на Украине в небольшом городке Кодыма, это в Одесской области. Я была сложным подростком. Как все девоч­ки, хотела ходить на дискотеки и модно одеваться. Купить хорошую одежду было трудно, поэтому красивые молодежные вещи мне шила одна портниха. Однажды она не успевала, а у меня Новый год «на носу», хотелось на праздник в новом наряде прийти, и она пригласила к себе домой. Был уже вечер, темно, я зашла к ней, а в комнате везде иконки развешаны и лампадка горит. Это произвело на меня такое впе­чатление, что я забыла, зачем пришла, так мне было хорошо. И она, видя мой интерес, стала рассказывать об иконах, о православии. Потом я стала к ней заходить в гости. Она хотела показать мне храм, который стоял прямо возле школы, но какая-то сила меня отталкивала, и я убегала. Позже я познакомилась с батюшкой, отцом Георгием, которого считаю своим духовным отцом. Я увидела другую жизнь. Начала спокойно ходить в храм. Было время, я могла не достоять службу и уйти. Но уж если соприкасаешься с Христом, то от него не уйти.

– В школе, наверное, начались проблемы?

– Да, тогда было не принято ходить в храм, это считалось «опиумом». Позже со мной на Рождество и на Пасху в храм начала ходить мама. Один раз мы с нею пришли с рождественского богослужения, и мама сказала моему брату (он на полтора года меня младше): «Сережа, как было бы хорошо, если бы ты тоже пришел в храм и с нами помолился». Он: «Нет я буду военным». У нас была династия военных у мамы в роду были военные – и коммунисты, и белогвардейцы. Но прошел год, и брат стал пономарем, помощником батюшки. А после школы поступил в Одесскую духовную семинарию и сейчас служит священником в Белгородской епархии

– Вы по образованию педагог?

– Да, я закончила Белгородский педагогический университет, факультет информатики-математики. Через некоторое время у нас открылась духовная гимназия. Мне предложили там работать. Я конечно, с радостью согласилась, для меня это было счастьем. Работала воспитателем. В гимназии большое внимание обращали на воспитание, а не просто на обучение. Были не только обычные уроки, как во всех школах, но и Закон Божий, уроки церковно-славянского и очень насыщенная вторая часть дня – кружки рукоделия, разные предметы по духовному образованию детей. Я до сих пор скучаю по своему классу. Мы разным занимались рисовали, в теплице выращивали цветы, у нас был аква­риум на 200 литров, растили различных животных. Что меня радовало: детям не хотелось убежать из школы, они любили свой класс. Потом я работала в медицинском училище – вела религиоведение и информатику.

 

Быть женой священника – это крест

 

– Как появился в вашей жизни отец Вячеслав?

– Каждый год летом мы ездили работать воспитателями в детский православ­ный лагерь «Солнышко», там мы с батюшкой и познакомились, он тогда окончил четвертый курс семинарии. Батюшкой становятся в двух случаях: или он женился, или монашество принял. Кстати, в то время у отца Вячеслава были мысли о монашестве, он хотел поступать в академию.

В лагере все строилось на благотворительности: сами искали спонсоров, собирали детей, которые бесплатно жили летом в лагере. Батюшка у нас был новичком, первое время мы к нему присматривались. Вместо него должен был приехать другой человек, его одноклассник, но он не смог. Мы все расстроились, но батюшка так хорошо проявил себя в лагере, что мы потом даже радовались.

Отец Вячеслав: Особенно матушка.

Матушка Марина: Батюшка у нас был физруком. Мы просто вместе работали, служили детям. Они у нас были разные: и из православных семей, и из неблагополучных, были беспризорные дети. Я была помощницей организатора, а батюшка – хозяйственником, и нам приходилось очень часто общаться.

После смены в лагере мы разъехались, а на мой день Ангела, 30 июля, батюшка приехал (мы жили в разных городах: я – в Белгороде, а он – в Старом Осколе) и сделал мне предложение, чего я честно сказать, совсем не ожидала. Мы договорились, что съездим к своим духовникам и посоветуемся, потому что – серьезный шаг, и мне хотелось получить благословение в святом месте. Батюшка ездил к старцу в Рыльск, а я в Серафимо-Дививскую обитель. Нас благословили, но посоветовали венчаться в октябре. И когда в октябре в гимназическом храме нас венчали, я почувствовала, как на мои плечи лег крест. Через месяц мы зарегистрировались в ЗАГСе.

– Когда вы узнали о том, что отец Вячеслав будет служить не в Белгороде?

– Мы еще тогда не поженились. Перед тем как пойти к владыке на благословение, батюшка мне сказал, что не хочет оставаться в Белгороде, здесь все известно, все развито, есть кому преподавать, есть кому служить, и что хотел бы послужить в Сибири. И когда мы брали благословение у владыки, батюшка сказал: «Я, владыка, хотел бы в Сибири послужить». А летом будущий Сенин крестный папа (он сейчас миссионерствует в Магадане) был в Абакане и приехал под впечатлением: «Такой владыка!» Батюшка и решил, что поедем в Абакан. Владыка Абакано-Кызыльской епархии Ионафан нам оплатил дорогу. Сене еще пяти месяцев не было, когда приехали 21 ноября 2001 года в Абакан. Нас очень хорошо встретили, очень тепло.

Хорошо, что я привыкла ездить с родителями и жить в разных условиях. В Кызыле батюшка участвовал в крестном ходе и когда приехал, говорит «О, там так хорошо, мне так в Кызыле понравилось, такое там место спасительное!»

А я уже была наслышана о Кызыле, в Абакане ведь целые легенды ходят, что здесь убивают и всякое твориться. Перед моим приездом в Кызыл, в сентябре, мы в отпуск съездили в Петербург, были в Москве, посетили святые места, жили в монастыре. Духовно подкрепились, иначе духовно здесь было бы трудно, просто очень трудно. Я познакомилась со многими тувинцами, и у меня хорошее осталось впечатление. Пыта­емся изучать тувинский язык.

Отец Вячеслав: Жены священников, как жены военных – едут за мужем, куда пошлют.

– Что значит быть женой священника?

Матушка Марина: Это крест. Мы не сами по себе, нас нельзя разделить, мы – одна плоть, одно целое. Мне нравиться в батюшке то, что мы никогда не обманываем друг друга, всегда советуемся. Я всегда знаю, что лучше батюшки никто ничего не посоветует. А он человек такой скромный и молчаливый, но иной раз так скажет, что лучше и не скажешь. Я человек более эмоциональный, более разговорчивый, наверное, из-за того, что учитель и больше общаюсь с людьми. И иногда с батюшкой спорю, и только потом, по истечении времени, убеждаюсь, насколько он был прав.

– Разве можно в 25 лет знать ответы на все вопросы?

Матушка Марина: Может, и нельзя. Но мы знаем, что, когда рукополагают в священники, то нисходит благодать Святого Духа и благодать эта чувствуется. Не зря знакомые и близкие друзья были поражены, насколько сильно батюшка изменился.

– Сложно быть матушкой?

– Сложно. У меня есть образ для подражания – матушка отца Георгия, моего духовного наставника. Быть настоящей матушкой – это молиться за весь приход, иметь в сердце такую любовь, чтобы со всеми прихожанами найти общий язык и каждому помочь, доброе слово сказать и утешить. Не все успевают к батюшке подойти он бывает очень занят, кто-то просто не решается и подходят к матушке. И сколько разных бед, несчастий у людей К сожалению, к Богу мы приходим, когда нам особенно тяжело, и подобрать для каждого человека то слово, которое ему нужно, очень сложно.

Хотелось бы быть настоящей матушкой, не знаю, насколько это у меня получается, насколько хватает сил. Надо и дома уют создать, рождественскую трапезу приготовить. Хорошо, что у меня помощница есть – Настенька.

– Настя стала членом вашей семьи?

– Мы с батюшкой были у блаженной Ксении Петербургской и молились, чтобы Бог нам дал девочку, но родился мальчик. И в утешение нам Господь дал Настеньку.

– Что для вас, матушка Марина, значит воскресная школа?

Отец Вячеслав и матушка Марина: «Навести порядок в своей душе и научиться любить»– Это главное, что я вижу для себя. У нас сорок детей и все они с нелегкой судьбой. Когда начинаешь узнавать об их жизни, то думаешь: тебе 27, а ты меньше пережила, чем они в свои 10-15 лет. В Кызыле много беспризорников, даже при двух родителях есть брошенные дети. Дети сами просят: «Устройте нас, пожалуйста, в интернат, мы не можем больше дома жить». Некоторые даже в школу не ходят, у нас есть девочка, ей двенадцать лет, а она только второй класс закончила.

Есть трудности финансовые. У нас сейчас идет подготовка к Рождеству, хочется, конечно, каждому ребенку сделать рождественский подарок, потому что большинству из них дома никто подарок не сделает.

Стараюсь, чтобы детям было интересно, занимаемся рукоделием, рисуем, они сами делают рождественские украшения. Занимаемся с ними музыкой, туризмом, историей и географией, к нам приходят преподаватели. Раньше, когда был компьютер, дети учились на нем работать, ребята из старшей группы сами выпускали детскую газету «Незабудка», а теперь только готовят тексты, а газету делают в фирме «Вариант», там же печатают газету «Благословение». Нам очень не хватает компьютера. Мы благодарны фирмам «Вариант» и «Квант» (они предоставили нам телевизор и видеомагнитофон) за оказание помощи воскресной школе, раньше у нас вообще ничего не было.

Батюшка иногда ругается, что целый день детей держу, а они сами никуда не хотят уходить. Они приходят не только в воскресенье, но и в будние дни, я всегда требую, чтобы у нас и суп, и чай были для детей. А что делать?

Хотелось бы, чтобы возродилась добрая старинная русская традиция – благотворительность. В Центральной России если видят, что детьми занимаются, то и спонсоры и администрация помогают всем, а здесь почти такого нет. Мы бы не отказались от любой помощи, и за продукты, и за канцтовары были бы очень благодарны.

– Вы ходите в кино, на концерты, смотрите телевизор?

– В кино и на концерты батюшке по сану ходить не положено, а телевизор бывает, и смотрим, но очень редко; жалко терять время и смотреть на что-то неинтересное. Сейчас пост и, конечно, мы себя в развлечениях ограничиваем. Вон, Настя, улыбается, просмотрела целый день телевизор, а матушка потом с ней до двух часов ночи уроки делала, учили геометрию.

Я считаю, что нужно выбрать самому, что можно смотреть, а что нельзя. Малышам смотреть телевизор можно разрешать где-то с пяти лет, и лучше, если это будут наши российские мультики, а не такие как «Том и Джерри», которые в ребенке могут воспитать только тягу к насилию. Родитель должен выбирать, что разрешать смотреть, а что нет. Я считаю, что даже друзей для своего ребенка нужно выбирать. Потому что в та­ком возрасте закладывается духовное и физическое здоровье.

Так же и компьютерные игры... Конечно, компьютер – это не грех, но как ты его используешь? Мы должны думать о физическом здоровье ребенка, я уж не говорю, какой вред наносится душевному здоровью. Ведь ребенок перестает жить в реальном мире. Можно провести аналогию с сериалами, современной болезнью нашего времени. Многие люди в пожилом возрасте настолько ими увлекаются, что живут от серии к серии, все время только переживая за героев, а настоящая-то жизнь проходит! И они этого не замечают. Я считаю, что многие люди нашего времени не видят настоящего. Дети живут играми, не читают, ничем не занимаются, ни гуляют, порой даже не смотрят на небо.

В Белгороде тоже самое – у многих детей жизнь проходит в сером помещении: сидят перед компьютером, стреляют и стреляют. Я бы не пожелала такого своему ребенку. Конечно, родителям так легче, купили компьютер, ребенок сипит, играет, вроде дома, а что у него в голове творится, их не волнует.

Но давить на ребенка, конечно, нельзя. Если запрещаешь, то объясни – почему.

– У отца Вячеслава столько дел, он успевает заниматься с сыном?

– Батюшка, к сожалению, дома бывает мало, но есть у нас такое понятие в семье – вечер. Настя смеется, знает. Пока матушка еду на кухне готовит, начинается такое, что о-о-о. Начинаются игры и веселье. Я иногда тоже в них участвую, но редко, много дел на кухне.

 

Умершего от алкогольного отравления церковь не отпевает, приравнивая к самоубийце

 

– Отец Вячеслав, вы празднуете Новый, год?

– Православные Новый год не празднуют, он как раз выпадает на Рождественский пост На Новый год служится молебен святому Вонифатию. Верующие молятся против пьянства, а у людей есть такой грех, и это меня тревожит, потому что случается всякое, а человека, умершего от алкогольного отравления, церковь приравнивает к самоубийце, и его не отпевают.

Православные празднуют Рождество, предварительно до 7 января соблюдая пост. В Центральной России, откуда я родом, кроме ночной службы на Рождество, все поют колядки – поздравления с Рождеством Христовым. Есть очень красивые колядки на украинском языке, ведь этот язык, после итальянского, считается самым мелодичным. Я еще когда в церковь даже не ходил, знал что такое колядки, как колядовать, мы-то от Украины недалеко живем. Все ходят друг к другу в гости, поют колядки, иногда стихи просто громадные – по 20-30 куплетов, смех, шутки, песни – общее веселье. Массовое гуляние в этом и выражается, а не в количестве выпитого.

После Рождества другой христианский праздник – Крещение – 19 января. Планируем провести Крестный ход. С организацией помогут казаки. Будем освещать воду на Енисее. Благо, река большая да лед толстый.

– Отец Вячеслав, а как вы относитесь к алкогольной проблеме и алкоголю вообще?

– В Священном Писании еще апостол Павел говорит «Пейте, но не упивайтесь», еще говорит «В вине есть блуд», то есть во всем должна быть разумная мера. Можно употреблять, а можно упиваться. Вино церковью благословляется даже в Великий пост, на Благовещение, например, накануне главного христианского праздника Пасхи как послабление в посте, имеется в виду 100-150 граммов. Я сам могу выпить вино по праздникам, водку не пью совсем.

– Любимые ваши авторы и произведения?

– В последнее время, к сожалению, на чтение светской художественной литературы времени почти не остается, успеваю прочитывать только периодические издания, да «Новости» по телевизору просматриваю, чтобы быть в курсе событий. А раньше читал мно­го. К любимым, пожалуй, можно отнести Льва Николаевича Толстого. Несколько раз перечитывал его «Войну и мир». И хотя он отошел от церкви и пытался создать собственное Евангелие без Христа, к его произведением нельзя относится однозначно, столько в них силы не только литературной, но и духовной.

Учась в семинарии, познакомился с произведениями известного богослова-философа Андрея Кураева, в которых он простым языком и очень интересно описывает православную действительность. В игровой манере пересказывает Евангелие для детей Кэрролл Льюис – почитайте детям.

– Есть ли у вас какие-нибудь увлечения?

– До того, как стал верующим, у меня было искушение – очень сильно увлекался футболом. Футбол для меня был страстью. Люди всегда просили хлеба и зрелищ, а футбол – это зрелище. Он буквально поглощал, становился наркотиком. С церковной точки зрения искушение – это повод совершить грех. В любом случае человек свою страсть на что-то направляет. Я не говорю, что свою страсть направил к Богу. В греческом языке есть три слова, выражающие любовь: филио, агапе и эрос. Любовь к Богу – это агапе, то есть высшая форма любви. Страсть выражена через слова эрос и филио. У нас все через страстность воспринимается. А религия, в частности, православная, это – не религия чувств». Возможно, первоначально воспринимается через чувства, но потом – как смысл жизни. Синоним слова «православие» – есть слово «любовь» которая по-гречески переводится как «агапе», но не филио или эрос.

Хобби, если оно не переходит в страсть, допустимо. А если оно становится смыслом жизни, то это уже неправильно, поэтому я сейчас футбол не смотрю.

– Как церковь относится к сотрудничеству со СМИ?

Отец Вячеслав: Священный Синод благословляет максимальное сотрудничество со средствами массовой информации. Священник должен говорить о православии и людям нецерковным, а газеты, телевидение и радио – это та сила, через которую священник может высказать свою точку зрения. Изначально и традиционно церковь влияла на социальную сторону жизни. Заниматься политикой она не имеет право. Волей-неволей церковь была вовлечена в политику до 1918 года, в синодальный период, поскольку была институтом государственной власти, но и тогда она максимально старалась оградиться от политических дел. Политика – это не та сфера, где следует проявлять себя церковнослужителям.

А что касается социальной стороны, то мы планируем достроить здание около церкви и в нем отвести несколько комнат для того, чтобы сделать, реабилита­ционный центр для бывших воинов, которые прошли Чечню, Афганистан. Ко мне и в Абакане, и здесь подходят ребята и спрашивают: «Можно ли у вас, батюшка, пожить? Помогли бы по хозяйству». Их надломленную психику можно вылечить постоянным общением, а для этого надо вывести их из среды, часто больше отрицательной, нежели положительной

Матушка Марина: Я бы хотела, чтобы в этом здании, если его достроят, были комнаты для детей, которые могли бы иногда там ночевать. Можно было бы сделать большую библиотеку.

– На федеральном уровне рассматривается вопрос о введении в школах уроков православия. Что вы думаете об этом, отец Вячеслав?

Отец Вячеслав и матушка Марина: «Навести порядок в своей душе и научиться любить»– В Туве целесообразнее ставить вопрос о преподавании буддизма и православия Потому что Тува – и буддистская, и православная республика. И в программы школ включить два урока: основы ценностей буддизма и основы ценностей православия. Дети могли бы по желанию выбрать ту религию, которая им близка.

В Туве сейчас всего четыре православных священника, один в Туране, один в Сарыг-Сепе и два в Кызыле, так что говорить о преподавании во всех школах рано. Начинать нужно с малого – организовать факультатив, где бы давались элементарные понятия о вере, на которой воспитывались предки, исторические сведения, рассказывалось о других мировых религиях. В Белгородских школах именно так и поступили: сначала организовали факультативы, посмотрели на реакцию детей, родителей, а уже потом преподавание уроков «Основ ценностей православия» было принято законодательно. Вопрос о преподавании этого предмета можно ставить только тогда, когда будет достаточно преподавателей. Сейчас в российских вузах вводится курс теологии, где готовятся преподаватели религиоведения. Другое дело, что представители других вер могут под маркой основ ценностей православия навязывать детям свою веру.

Начинать преподавать следует в старших классах, когда у детей уже сформировалось свое мировоззрение, и ребенок может самостоятельно сделать выбор. Если даже у детей в семье религиозного воспитания не было, ребенок может на факультативе удовлетворить свою любознательность.

Такие уроки обязательны, без духовного фундамента человек не является полноценным, как не может быть полноценным человек без руки или ноги Если посмотреть с этой точки зрения, то сейчас все мы – духовные инвалиды Окончить школу, поработать, выйти на пенсию и покопаться в огороде – разве в этом смысл жизни.

Все должны задумываться, о том, что существует еще и духовная жизнь, от которой никуда не уйдешь. Рано или поздно человек должен будет обратиться к своей внутренней сущности, лучше, если это произойдет раньше. Еще Христос сказал «Ищите, прежде всего, Царствие Божье, все остальное приложиться вам».

– А ваша жизненная цель?

Отец Вячеслав: Цель жизни для меня давно предопределена – достичь Царствия Небесного. Достичь такого состояние бытия, в котором царит полнота жизни и гармония. Мы часто предъявляем требования к другим, но при этом забываем, что сами должны этим требованиям соответствовать. Поэтому нужно сначала навести порядок в своей душе обрести душевное равновесие, спокойствие.

Матушка Марина: Моя цель – научиться любить. Иметь в себе такую любовь, хотя бы часть той любви, которую имел Христос. Нам чаще всего не хватает любви и терпения.

Беседовала Инна ЧЕРКАСОВА-ТОНГАК

Фото Виталия Шайфулина и из семейного архива отца Вячеслава

(«Центр Азии»

№ 1, 27 декабря 2002 года)

 

Фото: 2. Пасха-красная. Воскресная школа, 2003 год.

3. Отец Вячеслав и матушка Марина с прихожанами и воспитанниками воскресной школы в день светлого Христова Воскресения.

 

 

ПРОШЛО ВРЕМЯ...

За три года, прошедших после опубликования интервью, многое изменилось не только в облике церкви, но и в семье Дементьевых – 28 сентября 2004 года родился сын Николай, названный так в честь святого Николая чудотворца. Подрос старшенький – Сеня. Он уже ходит в воскресную школу, которая переехала в светлые и большие классы достроенной пристройки.

Многое изменилось и в самой церкви – стараниями отца Вячеслава и матушки Марины: стало светлее, духовно теплее. И люди потянулись в храм – и взрослые, и молодежь.

А 21 августа 2005 года произошло знаменательное событие в духовной жизни республики: освещение часовни в честь Иверской иконы Божьей Матери, одной из самых известных и почитаемых на Руси святынь.

История иконы уходит в далекое прошлое. В девятом веке, как свидетельствует предание, она находилась у благочестивой вдовы, живущей в Греции, близ города Никеи. Тогда в этих краях распространилось иконоборчество. Один из воинов-иконоборцев ударил в икону копьем. Тотчас из пораженного места хлынула кровь. Потрясенный воин в раскаянии пал на колени, а позже постригся в монахи. Вдова же, чтобы спасти икону от поругания, пустила ее в море.

Спустя годы эта икона появилась в «столпе огненном» на море близ Иверской обители на Афоне. В этом монастыре она находится и поныне. А точный список (копия) с иконы был привезен в 1648 году в Москву и торжественно помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. С тех пор Иверская Божья Матерь разделяла со столицей России все ее беды, скорби и радости, ее, заступницу, особо почитали не только верующие Москвы, но и все России.

Июльской ночью 1929 года «великого перелома» часовня была «ликвидирована», Воскресенские ворота снесены. Но еще долго люди приходили тихо молиться на то место, где была часовня.

В 1993 году началось воссоздание Воскресенских ворот и Иверской часовни. А через два года – в девяносто пятом – Москва, во второй раз за свою историю, торжественно встречала Иверскую Божью Матерь, привезенную, как и прежде, с Афона.

Из Греции, из самого Иверского монастыря, расположенного на святой горе Афон, привез в Кызыл из паломнической поездки по святым местам икону Иверской Божьей Матери, писанную афонскими монахами, и отец Вячеслав.

Освящение часовни Иверской Божьей матери, части строящегося Храмового комплекса Воскресенского собора стало финалом торжеств в честь 10-летия образования Абакано-Кызыльской епархии. Впервые в столицу республики прибыла столь представительная православная делегация – 32 человека, возглавляемая церковными иерархами – архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и епископом Абаканским и Кызыльским Ионафаном. В составе делегации – священники епархий, тобольские семинаристы и прекрасный хор Преображенского собора города Абакана.

Крестный ход, Божественная Литургия перед часовней, ее освящение – при стечении большого количества верующих и молодежи – стало поистине ярчайшим событием в истории православной жизни Тувы.

Фото Нади Антуфьевой

 (голосов: 2)
Опубликовано 27 декабря 2002 г.
Просмотров: 958
Версия для печати

Также в №1:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru