газета «Центр Азии» №8 (15 21 февраля 2002) Люди Центра Азии Дакпа Гуалтсо: "Я прожил в монастыре 21 год…"13 февраля 2002 г. |
Прибыл в Туву в июле 1995 года. Является одним из учредителей буддийского общества “Нагарджуна”, главная цель которого – распространение духовных знаний по буддизму. В настоящее время проживает в городе Кызыле Республики Тыва. Большинство тех, кто знает Дакпа Гуалтсо, именуют его уважительно “Башкы”, что означает “учитель”. Самостоятельно изучает русский язык, в совершенстве владеет тувинским языком, знаком практически со всем составом руководства Республики Тыва лично , географию республики знает досконально , поскольку объездил практически все дальние и близкие уголки республики. Принадлежит к буддийской школе “желтошапочников” Гелугпа, взял на себя обязательство соблюдать все 253 монашеских обета , среди которых фундаментальные: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать. Много раз мне посчастливилось бывать в доме №95 по улице Кочетова, где живет башкы Дакпа Гуалтсо, но каждый раз было трудно удержаться от смеха, когда я перечитывала обращение учителя к людям, аккуратно наклеенное на дверях квартиры:гостей, жильцов дома учитель убедительно просит не кричать, громко не петь, не сморкаться и не плеваться, не оставлять банки из-под пива, не справлять в подъезде нужду, шумно не бегать.Особо актуальная для наших реалий просьба – в состоянии опьянения не спать в подъезде . Смех смехом, но подумалось: ведь и впрямь отдельным нашим гражданам, не особо отягощенным элементарными навыками культуры, надо в лицо говорить, что это просто некрасиво – плеваться в общественных местах, и бросать мусор куда попало. Без особых церемоний объяснять, что с такими неважными привычками есть шансы переродиться в нечто подобное свинье. Глядишь – призадумаются. Как всегда учитель в добром расположении духа, лицо его украшает белозубая улыбка. Как всегда шутки, вкусный чай. По стенам развешаны изображения буддийских божеств, пахнет артышом (можжевельником). Легкость общения гармонично сочетается с серьезностью и глубиной ответов учителя. Наша беседа продолжается долго , но время летит незаметно. – Стать монахом – это было ваше желание?
– Списывать можно было на экзаменах, как это нередко бывает в мирских вузах? – Это совершенно исключено, мы и сами знали, что обманывать просто нельзя. – Вы боялись экзамена? – Да. – Приходилось ли вам оставаться на второй год? – Нет. – Какой предмет был для вас самый нелюбимый и какой самый любимый? – Любимые предметы – философия, история. Что касается трудных, то их, если по существу разобраться, нет. – Сколько лет вы в Туве, нравится ли здесь вам, не кажется ли суровым климат?
– Могли бы вы дать какой-то совет народу Тувы? – Если бы между людьми было больше взаимопонимания. Пьянство – очень разрушительный фактор для семьи. Какие качества в тувинской нации? Основные качества – люди легко обучаются, воспринимают советы, открытые, простодушные. Все больше их волнуют более глубокие вопросы, чем житейские, ежедневные. Им больше надо обращаться к духовным знаниям, если бы раньше был этот интерес, то нынешнее их положение было бы лучше. Меня радует то, что и многих русских людей волнуют пути их дальнейшего будущего. Это хорошо. Таких ищущих людей становится все больше, и я чувствую, что моя задача – не только давать наставления в житейском, но и объяснить им основы нравственности. Искренний интерес к более глубоким духовным знаниям укрепляет во мне веру в необходимость дальнейшей работы в этом направлении. – Уважаемый башкы, я слышала, что в Тибете, прежде чем человека назначить каким-то чиновником, его долго уговаривают, – обычно люди отказываются от поста, ссылаясь на свою некомпетентность. Это кажется шуткой. – Я не знаю достаточно хорошо, как в других учреждениях, но в духовных, действительно, чаще всего так и бывает, что человек отказывается – люди не рвутся к власти. Каждый оценивает себя весьма самокритично. В Туве такого нет. – Я знаю, что год тому назад, на закрытых выборах Верховного Камбы-ламы Тувы, вам всем троим, тибетским учителям-ламам, предлагался пост Камбы-ламы, и все вы трое отказались, несмотря на то, что у вас у всех высшее духовное образование. – Да, предложение было такое. Но мы недостаточно хорошо знаем язык. – Существует ли в Тибете преступность? – Очень мало. По крайней мере, я не слышал, чтобы кто-то кого-то сознательно убил, зарезал за много лет. Насильственных смертей не помню – люди умирают естественной смертью. – Выходит, милиция не нужна? – Да, почти. Тем не менее, там существует правоохранительная система. Бывает, муж повздорит с женой. Но такого, чтобы кровь лилась рекой, чтобы пьяные валялись на улице – нет. – Тибетцы пьют? – Только безалкогольное пиво. – Извините, но все это кажется сказкой: отсутствие пьянства, нулевая преступность. Наши реалии в этом плане просто удручают. Там лучше, чем здесь, климат мягче. Тогда почему вы здесь? Вас заставили, это строгая монашеская дисциплина? – Нас никто насильно не заставлял, но мы сами знаем – это наш Путь, наш выбор, долг. Если вы помните, духовный лидер мирового буддизма – Его Святейшество Далай-Лама XIV – побывал в Туве в 1992 году. Изучив положение дел в республике, он дал задание правительству Тибета, Главой которого он является, чтобы оно позаботилось о том, чтобы в Туве появились учителя-ламы. Задача была поставлена – и мы приехали. Однако у нас было право отказаться, я, как видите, не отказался. – Чего вы ожидали, когда ехали в Туву? – Ожидал множество учеников, хурээ . Но ничего этого не было. Мы приехали в трудное время, языка не знали. Все пришлось начинать с нуля. – Имеются ли у вас долгосрочные цели в плане развития буддизма в Туве?
– Нужнее, чем кусок хлеба, деньги? – Да, знание нужнее – как без знания человек найдет себе кусок хлеба? С другой стороны, кроме духовного развития, человеку необходимы материальные условия, иначе, имея знания, но не имея хлеба, он просто погибнет. Поэтому мы ставим главной задачу духовного развития. Это благородная задача. – Много ли у вас помощников? – Среди соучредителей общества “Нагарджуна” – 12 человек, есть еще 50-60 человек, которые охотно нам помогают. – В некоторых книгах по буддизму пишется, что Будда сначала не допускал в свою общину женщин. Почему? – Будда не уничижал женщин. Женщина – это мать, если не будет матери, откуда будет семья, дом? Все сущее на земле – мужчина и женщина, бедные и богатые, те, кто взял обеты, кто не взял обеты – это все едино . Нельзя что-то из этого единства исключить. Таков закон. – Готовы ли вы к смерти? – С одной стороны, конечно, смерть – это страшно, но страшно в той степени, насколько человек хорошо, праведно живет. Если живет чистой, безгрешной жизнью, ему бояться нечего, но если обманывал, воровал, убивал – у него есть все основания бояться перерождения в аду, где страданий в десятки раз больше, чем здесь. Что касается меня лично, то я знаю о своих недостатках, я стараюсь их изживать, придерживаться правильного поведения. Каждый день я подвожу итоги и стараюсь избегать ошибок. – Как вы относитесь к женской красоте? – Давайте попробуем разобраться в феномене женской, или любой другой красоты. Допустим, на городском конкурсе красоты победу одержала одна красавица, которая окружена толпой поклонников. Все окружающие оценивают ее красоту в высшей степени. Пройдет неделя. Вдруг эта красавица попала в аварию, из ее тела полилась кровь, лицо повредилось, труп начал издавать запахи. Молодой человек, который был в нее влюблен, не узнает ее, думает, что это неприглядное чудовище перед ним и понимает, что прежняя красота девушки и лежащий перед ней зловонный труп – это одно и то же. – Приходилось ли вам слышать признания в любви от женщин, которые приходят к вам? Как вы поступаете в таких случаях? – Да, такие признания я слышал много. Я беседую с ними, объясняю им основы монашеской этики, они не обижаются. – Имеется ли у вас некий универсальный совет, который был бы полезен всякому? – Действительно, ко мне приходят разные люди, все с разными проблемами. Но у каждого свое - судьба индивидуальна. Я вижу проблему, даю рецепт, каждому свой, но в конечном итоге, он универсален. – Но раз он универсален, то есть ли нужда выслушивать все беды, не лучше ли быстро прочитать молитву и отправить домой? – Нельзя просто отправить домой – ничья жизнь не может быть ненужной . Нельзя человека обидеть невниманием , поэтому мы обязаны принять, выслушать всякого, кто приходит к нам – это наш долг. – Что будет с Россией в ближайшие 10 лет, Америкой, Европой, азиатскими странами, Тибетом? – Россия будет сильно меняться. Будет и хорошее, и плохое. У Европы будет хорошее развитие, но в то же самое время есть опасные моменты. Америка имеет свободное развитие – это продолжится. В Японии трудности появятся, несмотря на то, что там сейчас развитые технологии. Тибет будет свободным. – А вы поедете на родину, если Тибет будет свободным? – Обязательно. – Если продолжить эту тему, то не кажется ли вам, что разрушение экологии Тибета, культуры, генофонда – национальная карма народа за прошлые деяния? Ведь, кажется, некогда Тибет был мощным военизированным государством, осуществлявшим набеги на соседние страны? – Мне хотелось бы, чтобы люди лучше знали, поскольку тяжело осознавать, что есть проблемы. Но есть моменты, с которыми невозможно согласиться. Также о России можно сказать, что в стране много плохого, экономика в развале. Но это односторонняя информация и это приводит к тому, что глубоко в сознании людей укореняется мнение, что Тибет слаб настолько, что с ним нет резона заводить какие-либо отношения. – Каково предназначение живого существа?
Многие так и живут: думают только о сегодняшнем дне. Они живут без знаний основных законов желтой или какой-либо другой веры, оттого у них так много проблем. Поэтому важно обучать этим знаниям, а они подскажут, образно говоря, как заработать на кусок хлеба. – Существует мнение о том, что в XXI веке произойдет слияние религий и появится новая, которая даст человечеству свет знания. Как вы думаете: это возможно? – В Древних буддийских текстах имеются указания на это, поэтому, думаю, что такое слияние религий возможно. – Считаете ли вы перспективным участие представителей религиозных конфессий в общественной, политической жизни? Насколько мы знаем, Далай-Лама XIV активно встречается с лидерами мировой политики и косвенным образом занимается политикой? – Можно заниматься политикой, но очень осторожно и взвешенно. Много огрехов у тех, кто сейчас занят в политике, в последнее время политика стала грязной, ибо те, кто ею занимаются, используют рычаги власти с корыстной, нечистой мотивацией, исходя из эгоистических устремлений. – Допустим, к вам пришли люди из числа приверженцев желтой веры стали просить вашего согласия на участие в предвыборной борьбе за мандат, например, депутата. – При условии наличия хорошего переводчика, почему бы и нет. Я бы дал свое согласие, так как есть много нерешенных вопросов, которые можно решить лишь на государственном уровне. Это позволит принести большую пользу обществу. – Ваши пожелания народу в канун восточного Нового года. – У нас традиционный новый год 31 декабря по европейскому календарю не считается каким-то особенным днем, но, уважая ваши традиции, я всегда поздравляю и с наступлением европейского Нового года, и с Шагаа. Поздравляю всех жителей Республики Тыва с праздником Шагаа и желаю, чтобы предстоящий год был для них мягким, для чабанов – чтобы скот благополучно рос и их семьям жилось легче, чтобы на дачах, полях хорошо росли овощи, зелень, чтобы желания все исполнились. Для тех, кто читает “Центр Азии” – чтобы на вас и всех остальных снизошло божественное благословение. |
Беседовала Рита САМБУ http://www.centerasia.ru/issue/2002/8/2774-gualtco.html |