газета «Центр Азии» №5 (25 — 31 января 2002)

Стойкие солдатики стойкого генерала

1 февраля 2002 г.

Крохотный зал в Дома народного творчества, переполненный зрителями в воскресенье 20 января, декорации, сцена, костюмы напомнили мне времена театров-студий в Москве конца 80-х – самое плодотворное время для маленьких театральных групп. Как говорят в театральной среде, была сдача спектакля. Мероприятие серьезное, как впрочем, и сами актеры – юные актеры Театра юного зрителя (режиссер Айлана Чадамба) сдавали учебный спектакль по мотивам русской народной сказки “Морозко”. Играли увлеченно, вдохновенно, восторженно – даже не подумаешь, что у большинства из них сегодня дебют. Из опытных – только Стас Ооржак (Собака), Алеша Шухов (Морозко), Аржаана Хертек (Мачеха), Айдыс Капакай (Петушок). А Алина Сат (Ленивица) сказала, что волновалась больше всех, хотя по ее героине, которую Алина блестяще сыграла, этого не скажешь.

Аплодировали ребятам зрители после спектакля так же вдохновенно. А когда Айлана Леонидовна спросила, кто больше всех понравился, зал дружно ответил: “Все!”

Хотелось бы написать больше и о спектакле, и о прекрасных художниках Юрии Минаеве и Валерии Шульга, о чудных постановках балетмейстера Кима Куулара, о волшебном кукольном театре Сай Монгальбии, о замечательных костюмах, которые помогали шить родители, о маленьких зрителях, которым Айлана Леонидовна подарила “сверкающую сосульку” – в память об этом спектакле… Много о чем бы хотелось написать, но… Как всегда это “но”.

ТЮЗ вот уже 35 лет радует зрителей, но у него до сих пор нет своего здания. Ютиться в малюсенькой комнатушке и кукольному театру, и труппе со всеми декорациями и другой утварью немыслимо. Например, нужно сдавать кукольный спектакль “Койгунак” (“Зайчик”), но нет места для репетиций. А ведь еще есть и занятия по хореографии. “Так и дети могут разбежаться”, – сетует Сай Владимировна.

А помещение для кукольного можно найти, оно даже есть – пустующая комната в этом же здании. Но его им, по всей вероятности, давать не собираются. “Все проблемы наши, как снежный ком набираются, – говорит Айлана Леонидовна. – Куклы, костюмы, декорации – все в одном коме”. И когда-нибудь он разорвется, и будет лавина. “Как можно так обходиться с театром, который из ничего отливает пулю!” – возмущается ветеран культуры Виталий Нанактаев.

Как рассказывает Айлана Леонидовна, во время своей предвыборной кампании Чылгычы Ондар обещал здание музея, в котором изначально находился театр, реконструировать и отдать детям. “Мы бы его хранили как историческую ценность и работали спокойно, думая только о творчестве”, – уверена режиссер ТЮЗа.

Да, тогда бы был у нас детский Театральный центр, как например, в Евпатории, дети бы учились не только играть, развивались бы всесторонне. А как нужны юным актерам классы вокала, прикладного искусства, мимики и жеста, а в итоге – хорошие спектакли.

А пока у режиссера театра нет даже собственного кабинета – она принимает людей, новых актеров на собеседование, родителей, чиновников в этой же комнате-зале. Между тем количество различных департаментов, сообществ и фондов у нас растет. “Лично я не чувствую, нужности, пользы этих многочисленных фондов и департаментов, – говорит Айлана Чадамба. – Не вижу! В те далекие времена, советские, хоть мы их и ругаем, нам выдавали постановочные средства – 120 рублей! На эти деньги можно было сделать хороший спектакль. А теперь невозможно съездить в Абакан”.

Руководство Дома народного творчества помогает, как может театру, организовывает поездки, если может, а нет – моральная поддержка тоже немало значит. “На том и держимся. Пока”, – улыбается стойкий режиссер. Смотрю на эту маленькую, хрупкую, улыбающуюся женщину и не могу поверить, что она, занимаясь с детьми актерским искусством, ведя репетиции, разрабатывая сценарии вместе с коллегами, еще и ведет все хозяйственные и прочие-прочие дела. Согласитесь: полярные вещи. И успевает при этом делать все добротно, с любовью. Да, одна такая женщина стоит ста мужчин в чиновничьих креслах.

Тюзовцы не жаловались до сих пор – некогда, маленькие актеры более занятой народ, чем профессиональные: школа, экзамены, домашние задания, репетиции. Стойкие солдатики у стойкого генерала.

Театр начинается с вешалки, а у маленьких служителей Мельпомены и его нет. Так что, когда вы придете в следующее воскресенье на премьеру спектакля “Морозко” в ДНТ в 12 часов, не ищите ее.

Светлана Монгуш
http://www.centerasia.ru/issue/2002/5/2799-soldatiki.html