газета «Центр Азии»

Среда, 24 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №46 >Тувинское солнце в Новосибирсе

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Тувинское солнце в Новосибирсе

ЦА №46 (6 — 12 ноября 2002)

Кто-то собирает марки, кто-то значки. Валерий Липенков стал собирать и мастерить Солнышки. А когда экспонатов стало много, создал в Новосибирске единственный в мире музей Солнца.

Представьте себе 650 изображений Солнца в одном месте. Большая часть работ в музее сделана из кедра его директором – Валерием Липенковым – по этнографическим материалам, найденным в книгах, по фотографиям наскальных рисунков. Присылают работы люди из других городов и стран, те, кто однажды побывал в этом удивительном месте. Кроме того, музей проводит – Всероссийский конкурс «Дети рисуют Солнце». На самом деле, солнце можно не только рисовать, но и шить, вязать, делать из бересты и дерева, бисера. Лучшие работы становятся экспонатами музея. А лучшие экспонаты музея выставляются в крупных городах России. Уже три года музей выставлял свои работы в Москве, два года – в Кирове и Горно-Алтайске. Конкурс не имеет сроков. Свои работы можно присылать в течение всего года. Итоги подводятся каждый год 1 июня – в День защиты детей. Сейчас Валерий Иванович работает над имитациями наскальных рисунков, поматериаломнаскальных рисунков Алтая, Сибири, Монголии.

Почему именно музей Солнца, а не, скажем, Луны – тоже светило, хотя и ночное. Валерий Иванович говорит, что, возможно, когда-нибудь появится и такой музей. В различных традициях, к примеру, тибетской, непальской, индейской, Солнце и Луна изображаются рядом. И это не удивительно. Солнце – основной источник энергии для биологических существ, луна задает ритм воспроизводства жизни. Лунный цикл – 28 дней, он связан с женским циклом и деторождением, это космическая регулировка плодородия, а культ плодородия очень тесно связан с культом Солнца.

Началось все с того, что Валерий Иванович занимался резьбой по дереву, собирал коряги, вырезал, выставлял свои произведения как художник-любитель. Потом стал работать на плоскости дерева. В какой-то момент изготовил свое первое солнышко и проникся идеей, что каждый народ через свой лик изображал солнце. Сделал солнечный цикл и выставил его. Людей выставка заинтересовала. Так постепенно «солнечная» идея стала развиваться.

– Я узнал, – говорит Валерий Иванович, – что в Каунасе есть музей чертей, тоже единственный в мире. Туда со всего света свозят чертей, чертенят и всякую чертовщину, и это место является достоянием республики. И подумал: странно, что музей чертям уже сделали, а Солнцу, как источнику жизни, никто музея сделать не догадался. Решил восполнить этот пробел. Стал расширять коллекцию. В 1987 году у меня была персональная выставка под названием: «Не пора ли нам в городе сделать музей Солнца». После этого газета «Советская Россия» поместила маленькую заметку, которая гласила: «В Новосибирске создан музей Солнца». В 1993 году открыл экспозицию под названием: «Музей Солнца». В это время в моей коллекции было уже около трехсот экземпляров. В 1997 году была персональная выставка в краеведческом музее, а 1998 Сибирское отделение РАН выделило помещение. Музей открылся в 1998 году в день летнего солнцестояния. В 2000 году он был зарегистрирован как новосибирская общественная организация «Музей Солнца» и с тех пор является юридическим лицом. Надеемся, что когда-нибудь музей станет муниципальным учреждением. Пока практически нет штата, все держится на энтузиазме.

В музее собраны оригиналы и иллюстрации солнца различных народов из разных уголков мира. И просто удивительно, что многие изображения Солнца очень похожи. Удивительно и то, что почти все народы на том или ином этапе поклонялись Солнцу. А Италия, Непал, Тибет до сих пор, в какой-то мере, сохранили эту традицию. В этих странах выпускается много сувенирных изделий посвященных солнцу.

Древняя Русь не была исключением: главным богом на Руси был солнечный бог Даждьбог, а рядом с ним Ярило, солнечный бог весеннего плодородия. Древняя Русь была пропитана солнечными знаками. Солнце изображали на домах, на прялках, на одежде. Славяне называли себя внуками Даждьбога, значит – внуками Солнца.

В наскальных рисунках Тувы, Хакасии, Алтая есть много рисунков, также связанных с культом Cолнца. Судя по археологическим исследованиям, изначально Сибирь поклонялась Солнцу, на наскальных рисунках, начиная с каменного века, можно увидеть изображения солнца. Часто солнце изображалось в виде какого-нибудь животного либо рядом с ним. Животные, изображающие солнце – это олень, горный козел, бык. Солнце изображалось на рогах, на боках животного.

По материалам тувинской этнографии Валерий Иванович смастерил иллюстрацию солнечного изображения тувинцев, точнее, свастичный символ. С древних времен в различных культурах свастика символизировала солнечное движение.

– Я думаю, – говорит директор музея, – что это наследие древнеарийских племен, племен скифов, населявших Сибирь. Потом эту традицию переняли монголоидные племена, которые их сменили, в том числе тувинцы и хакасы. До сих пор свастика пользуется большим уважением, как обережный знак в Индии. Не случайно фашисты в свое время пытались использовать этот знак как свой охранный символ. Свастика, действительно, охраняет, но поскольку солнечные знаки призваны охранять жизнь, а не наоборот, их попытка не удалась. Но отношение к свастике, как к чему-то негативному, с тех пор у многих осталось.

В древней Руси существовало 144 вида свастик, различных наименований и конфигураций. Причем, использовалась свастика как восходящего, так и заходящего солнца. С 25 декабря световой день начинал прибыватьи этот процесс символизировала свастика посолонь (по часовой стрелке), после 21 июня световой день убывает и этот процесс символизирует свастика, движущаяся в противоположном направлении – против часовой стрелки. Эти две свастики составляли полный солнечный цикл или иначе коло. Если две свастики наложить друг на друга, получается крест-круг – символ небесного огня. Первые советские деньги были со свастикой. Солдаты красной армии носили на рукавах повязки, на которых была изображена свастика и написано «РСФСР».

Интересную параллель Валерий Иванович проводит между христианством и культом Солнца: совпадают по времени (25 декабря) Рождество – рождение Иисуса Христа и день зимнего солнцестояния, с которого солнечный день начинает прибывать. Сами христиане называли Христа Солнцем правды и Солнцем истины. Еще он принес доктрину любви и сердца. А сердце в человеке – это маленькое солнце. Чем больше в человеке любви, тем больше его можно приравнять к солнцу, с солнечным человеком легко общаться, он всегда поможет. 

Материалы на конкурс «Дети рисуют солнце» можно прислать по адресу: г. Новосибирск, ул. Иванова, 11 А, «Музей Солнца». Итоги подводятся ежегодно – 1 июня, в День защиты детей.

Мария Мамуркова

 (голосов: 2)
Опубликовано 6 ноября 2002 г.
Просмотров: 4366
Версия для печати

Также в №46:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru