газета «Центр Азии» №44 (25 — 30 октября 2002)
Культурная жизнь

Рандеву с джазом

25 октября 2002 г.

Три дня, с 17 по 19 октября, в Доме Народного Творчества царил джаз. Это был праздник не только для зрителей, но и для самих музыкантов, годами выстраданный и долгожданный. Интерес был подогрет приездом из Красноярска и Москвы гостей, которые внесли дополнительную интригу в неординарное, на мой взгляд, событие - первый джазовый фестиваль "Джаз в сердце Азии".

Джаз, рождённый в Северной Америке в конце 19 века на почве протеста к угнетателям, в силу своей демократичности и отличия от музыкальных классических канонов, нёс в себе дух свободы и сопротивления. В России он прошел сложный путь от запрещения и презрения к "музыке толстых" до полного признания. А какие имена - Цфасман,Утёсов, Рознер, Лундстрем, позднее Кролл, Голощёкин, Лукьянов, Гаранян, Чекасин, Бутман, всех не перечислить! Джаз как явление, синтезированный из африканских ритмов и европейской музыки на основе негритянских "спиричуэлс", "блюза", "свинга" и "рэг-тайма", выплеснулся на другие континенты. Развиваясь и преобразуясь в различные течения, он пришёл и в маленькую Туву.

В то время, а это были 60-е годы, джаз, являясь музыкой свободной и демократичной, своей внутренней энергией протеста не вписывался в политику. Засохшая "оттепель", гонение на художников, диссиденты, цензура - всё это отразилось и на умах наших чиновников, которые, мягко скажем, не одобряли подобные увлечения. Но запоздалое появление на экранах кинотеатров нашего города фильмов "Серенада солнечной долины" и "В джазе только девушки" только подогрели интерес. Забытая фраза "сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь" слегка пошуршала в комсомольских и обкомовских кабинетах и затихла.

В середине 60-х годов в Кызыл приехал педагог Леонид Карев, который по своей инициативе собрал несколько студентов в музыкальном училище, начали играть джаз. Насколько это было профессионально, трудно сейчас судить, оркестр был мал по составу, не хватало инструментов, но интерес был большой, пошли разговоры в студенческих классах и аудиториях, оркестр стали приглашать на всевозможные вечера отдыха, просто на танцы и мероприятия. Стоит вспомнить имена тех, кто впервые вступил на стезю этого сложного жанра. Это, в первую очередь, Леонид Карев, педагог, вдохновитель и аранжировщик, основатель тувинского симфонического оркестра, впоследствии дирижер Челябинского оперного театра, три года назад вернувшийся в Туву по приглашению, Юрий Шеслер, Вячеслав Кенденбиль, Бутенко, Бочкарёв, братья Табуевы, Владимир Борисенко, Петр Деханов (джазовая кличка "Арнольд"), Валерий Охотников, Анатолий Красногор и автор этих строк. Может быть, кого-то и забыл, не отложилось в памяти, пусть они меня простят.

Мы ходили какие-то окрылённые и вдохновленные. Ещё бы, ведь мы играли музыку, пусть и в упрощённом варианте, "королей" джаза Оливера Кинга, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера! Дополнительного энтузиазма добавил приехавший на каникулы из Новосибирской консерватории Владимир Тока, наигравший на рояле массу мелодий в такой манере, какую мы ещё не слышали, у нас пианисты ещё так не играли, да и не смогли бы.

Но всё, к сожалению, закончилось с отъездом Л. Карева. Музыканты разъехались, кто-то стал играть в ресторанах и на танцплощадках, которых в то время было достаточно.

Новый импульс появился в начале девяностых, в связи с отторжением нашего симфонического оркестра от системы тувинского телевидения, где он долгие годы существовал в качестве музыкальных заставок и передач. Многие музыканты уехали, в основном, скрипачи. Тогда и возникла идея добавить группу саксофонов, получился "Симфо-Тыва-Биг-Бэнд", название обязывающее, но с перспективой на будущее. Приложил к этому руку я, будучи тогда директором оркестра и ещё играющим музыкантом, и Валерий Ондар, в то время дирижёр коллектива, обладающий "свинговым" стилем барабанщик. Оркестр стали приглашать на всевозможные мероприятия и презентации, появились новые имена, в оркестр пришли выпускники училища.

Первый джазовый фестиваль был задуман ещё в эпоху перестройки, но тогда не было средств, кризис, но благодаря настойчивости и устремлению музыканта симфонического оркестра Игоря Дулуша, помощи спонсоров, сегодня "Джаз в сердце Азии" состоялся.

В день открытия 17 октября звуки музыки витали в Доме народного творчества, словно рисуя сложные акварели на стенах, в воздухе и душах людей. Для некоторых эта музыка была как бы открытием, другие просто испытывали ощущение причастности к разнообразию мира джаза.

"Симфо-Тыва-Биг-Бэнд" под управлением Алексея Салчака открыл праздник джаза "Рапсодией" и "Приглашением к рандеву" нашего корифея Владимира Тока. Солистка Софья Кара-оол своим прекрасным исполнением показала, как можно окрасить джазовыми красками народную мелодию, а Кужугет Хензиг-оол свою виртуозность - в "Джазовых этюдах". Неподражаем был красноярский "Брасс-квинтет" в составе Петра Казимира, Александра Кротова, Андрея Слободина, Александра Авдеева, Сергея Банникова и ударника Евгения Карлова. Композиции от "традиции" до раннего советского джаза покорили зрителей, крики "браво" не смолкали, и как бы в награду за тёплый приём музыканты преподнесли сюрприз - тувинскую народную песню "Ореховая тайга" в стиле "блюз". Восторгу не было предела.

Впечатляющим получился, рождённый буквально на сцене, дуэт Ай-Чурек Оюн, недавно приехавшей из поездки по Америке, и пианиста Андрея Руденко, выпускника Московской консерватории, лауреата международного конкурса, в своё время солировавшего с Королевским ирландским оркестром. Камлание шаманки слилось с гармоническими красками пианиста.

Завершился первый день традиционным "джемом" на мелодию "Сент-Луи блюз", где преобладали блестящие импровизации Андрея Руденко, саксофон Апполона Байкара и сольные "квадраты" барабанщика из Красноярска Евгения Карлова.

Второй день начался с традиционого выступления оркестра, а затем вниманием зрителя завладел Андрей Руденко. Чик Кориа, Дюк Эллингтон, Рэй Чарлз, Чарли Паркер, "Тико-тико", "Караван" - разнообразию репертуара не было предела. И снова сюрприз: импровизация на тувинскую мелодию "Конгурей", зал свистел и топал от переизбытка полученных ощущений. Думаю, что такой реакции зрителей эти стены давно не испытывали.

Программу продолжили сольные "Ласковый дождь", "Лунный вальс" в исполнении Апполона Байкара, "Осенние листья" трубача из Красноярска Петра Казимира и его дуэт с Андреем Руденко, завоевавшие особые симпатии зрителей. Хороши были ария Бесс из джазовой оперы "Порги и Бесс" Гершвина, "Дым" Джона Керна в исполнении Софьи Кара-оол. Неожиданным и приятным был выход на сцену Любы Бюрбю, бывшей солистки группы Анатолия Красногора, приехавшей из монгольского города Эрдэнэта. Как ностальгия по прошлому прозвучала "Тень улыбки". Завершилась программа импровизацией на Гленна Миллера из кинофильма "Серенада солнечной долины".

Самым ярким был заключительный день фестиваля. Зал был заполнен, что на джазовых форумах бывает нечасто, тем более у нас. Здесь особо стоит отметить интерес наших зрителей, их тёплый приём и реакцию на каждую узнаваемую мелодию, чему я приятно был удивлён. Были записки из зала, как в настоящем джаз-клубе, желание личного знакомства с полюбившимися исполнителями. Сама атмосфера этой музыки располагала к раскрепощённости и прямому диалогу между сценой и залом. Я поневоле загордился - и у нас есть знатоки, хотя люди были разные: в возрасте и совсем молодые.

На заключительный гала-концерт были отобраны лучшие концертные номера и композиции, на сцену вышли гости программы Геннадий Чамзырын из группы "Ген-Dos" и Альберт Кувезин из "Ят-Ха", они подключились к дуэту Ай-Чурек - Руденко, в этом варианте по залу поплыли звуки психоделической музыки, а это уже жанр "авангарда". Концерт закончился общим "джемом" (совместным исполнением). Интересны мнения наших гостей о фестивале и ощущения от их пребывания в Кызыле.

Пётр Казимир, "Брасс-квинтет", (труба, г. Красноярск):

"Публика прекрасна, считаю, что фестиваль получился, хотя он проводился в первый раз. Были в вашем училище искусств, провели несколько мастер-классов. Я в восторге от вашего тувинского горлового пения. Как аранжировщик мечтаю сделать композицию вашего исполнителя горлового пения с Красноярским оркестром оперного театра, где я играю партию трубы. Желаю, чтобы этот фестиваль долго жил и проводился каждый год, а мы всегда будем рады к вам приехать. Считайте, что в Красноярске теперь у вас есть друзья и поклонники вашего национального искусства".

Сергей Банников, "Брасс-квинтет" (бас-туба, г. Красноярск):

"Теперь мы знаем, откуда течёт Енисей. Получилось так, что отныне нас объединяет не только река, но и творческие связи. Нас очень хорошо приняли ваши зрители, было очень приятно, и мы им очень благодарны за это".

Андрей Руденко, лауреат международного конкурса (пианист, г. Москва):

"Я впервые в Туве, очень много впечатлений от вашей природы и доброго, отзывчивого зрителя. Надеюсь приехать ещё раз. У вас есть хорошие музыканты, думаю, что фестиваль будет жить, для этого есть энтузиазм и желание его организаторов. Мой дуэт с Ай-Чурек всего лишь эксперимент, родившийся на сцене, но мне было интересно. Что касается вашей музыки, то она очень своеобразна и мелодична, я попытаюсь использовать её в своих предстоящих выступлениях. После фестиваля уезжаю в Казань. Моя жизнь, как у многих артистов, всегда в дороге. Спасибо за тёплый приём, желаю всего самого наилучшего".

Джазовые традициив сердце Азии будут продолжены. Красноярский "Брасс-квинтет" приглашен на Пятый фестиваль живой музыки "Устуу-Хурээ", который состоится 3-7 июля 2003 года в Чадане. Так что и сельские жители смогут приобщиться к искусству джаза.

Сергей ОЛЗЕЙ-ООЛ
http://www.centerasia.ru/issue/2002/44/2110-randevu-s-dzhazom.html