газета «Центр Азии» №38 (13 — 19 сентября 2002)
Заковыристый вопрос

Открытие Догээ-Бары: уникальным курганам на Вавилинском затоне грозит уничтожение

13 сентября 2002 г.

Открытие Догээ-Бары: уникальным курганам на Вавилинском затоне грозит уничтожениеВ № 35 "ЦА" было очень подробно и интересно рассказано о раскопках на кургане Аржаан-2. А что за раскопки введутся совсем рядом с Кызылом- в районе дач на Вавилинском затоне? А.Оюн

Семь километров от Кызыла. Степь, окружённая невысокими каменистыми горами, тополиные рощи по берегу Бий-Хема. Величие и простор. Эта обширная долина, именуемая по-тувински Догээ-Баары («подножие горы Догээ»), место упокоения древних кочевников, с недавних пор стала объектом редкостного по масштабам и интереснейшего по результатам археологического исследования.  Проводимые здесь работы, конечно, не столь сенсационны, как аржаанское чудо, однако с научной точки зрения кое в чём не уступят ему. Достаточно сказать: при обследовании долины было обнаружено свыше пятидесяти сохранных памятников, и за тринадцать лет раскопано и изучено 25.

Начались здесь работы в 1990 году. Странно: хотя археологи давно, много и плодотворно работали в Туве, но почему-то группа курганов, расположенных в десяти минутах езды от столицы республики, долгое время оставалась вне поля их зрения. Об археологических богатствах долины Догээ сообщил петербургским учёным энтузиаст тувинской археологии Владимир Тамба. Как раз в те годы начинал свою научную деятельность в Туве Константин Чугунов, ныне прославившийся раскопками Аржаана-2. Экспедиция организовалась, работа закипела, обустроилась жизнь лагеря археологов на Вавилинском затоне. Десять лет (1990-2000 гг.) экспедицией руководил Чугунов, а после того, как начались раскопки на Аржаане, его дело у подножия горы Догээ продолжил его друг и коллега Сергей Хаврин.

Тринадцать лет работы археологической экспедиции на одном и том же месте – срок чрезвычайно большой, тем более, что объект исследования – не древний город или поселение, а группа погребальных сооружений, на языке археологов – могильник. Причём конца и краю экспедиционным трудам – не видать. Такая длительность – следствие чрезвычайного богатства и разнообразия памятников, разбросанных по всей долине. Здесь представлены все эпохи, почти все культуры,  бытовавшие на территории Тувы. Наследие эпохи ранней бронзы, петроглифы второго тысячелетия до н.э., мощные скифские курганы с глубокими могильными ямами и деревянными срубами, погребальные сооружения хуннов, уйгуров и тюрков, средневековые захоронения. Пожалуй, впервые у учёных появилась возможность проследить в деталях процесс смены обрядов и обычаев, особенности материальной культуры сменяющих друг друга народов Центральной Азии в их взаимодействии, в едином комплексе.

Экспедиция Чугунова и Хаврина все эти годы работала с величайшей тщательностью, не гонясь за сенсациями, стремясь извлечь максимум информации из исследуемых памятников. К работам были подключены специалисты разных областей науки. Найденная в курганах органика подвергалась радиоуглеродному анализу, с останками погребённых работали антропологи (проводился и хромосомный анализ), спилы брёвен срубов изучали дендрохронологи из научных центров Новосибирска и Красноярска. В лаборатории Государственного Эрмитажа осуществлялся спектральный анализ догээ-баарской бронзы. Обнаруженные в могильных ямах следы пыльцы исследовали специалисты-палинологи. Спил прекрасно сохранившегося бревна одного из могильных срубов стал эталоном для создания дендрологической временной шкалы: его изучали и изучают более чем в 100 лабораториях мира. Комплексный подход дал возможность многое уточнить и пересмотреть в датировках, выстроить достаточно полную картину исторического развития древних кочевников, не оставивших о себе сведений в произведениях письменности.

Результаты исследований курганов Догээ-Баары – своего рода учебник по археологии Центральной Азии. Однако остаётся открытым вопрос: будет ли он дописан до конца? Памятникам прекрасной долины грозит постепенное уничтожение. Многое уже уничтожено, погублено безвозвратно. Если ехать от Кызыла по трассе на Кара-Хаак, то справа от дороги, ещё в черте города, видны обширные карьеры. Когда-то здесь дымил кирпичный завод, глину для него добывали экскаватором тут же, в степи. Невозможно даже точно определить, сколько курганов было разрушено при этом. Позднее, в самом конце восьмидесятых годов, часть земли в долине была отведена под дачи. Дело благое, однако, никто не озаботился при этом обеспечением сохранности исторических памятников. Начавшаяся распашка курганов, собственно, и подтолкнула археологов к немедленной организации экспедиции в 1990 году. Копать приходилось в первую очередь не те курганы, которые вызывали наибольший научный интерес, а те, которым разрушение грозило в первую очередь.

Собственно говоря, так дело обстоит и сегодня. Пожалуй, ситуация стала ещё острее: кроме дачников, в долине появились другие землепользователи, земля сдаётся в аренду и в субаренду, распахивается под овощные и картофельные поля. Арендаторы распахивают один курган за другим, и не всегда по злому умыслу: они просто не знают, что скопление камней, обнаружившееся неожиданной помехой на их участке, представляет собой ценнейший памятник культуры, кладезь незаменимой информации о прошлом.

В минувшем и в этом году археологам пришлось бросить все свои силы на раскопки цепочки невысоких курганов, к которым уже со всех сторон подступили картофельные поля. Когда работы закончились, учёные согласились друг с другом: обнаружена новая археологическая культура, аналогов этим курганам нет. Представьте себе: под насыпью из каменных плит, в ямах глубиной около 2 м – широкие срубы, брёвна которых почти полностью уничтожены мощным огнём. Следы дёрна на остатках деревянного пола говорят о том, что древние строители этих погребальных сооружений, соорудив могилу, подсыпали в неё землю и затем оставляли открытой на долгий срок. А затем, совершив погребение, принеся в жертву баранов, кости которых в порядке сложены в углах, закрывали сруб, оставив лишь узкий вход и выход, как бы каменные воротики, глядящие на север и юг. И после этого поджигали подземное жилище покойника. В одном из курганов были обнаружены куски шлака, образовавшегося, по-видимому, при расплавлении какого-то минерала. Температура при этом должна была зашкаливать за тысячу градусов. Огромный огненный факел вырывался из земли посередине ровной степи, озаряя склоны горы Догээ.

В погребениях мало вещей: что-то уничтожил огонь, да и вообще создатели этого странного обряда, по-видимому, не считали нужным богато обставлять заупокойный дом усопшего, как это делали их аржаанские предшественники. Однако реконструкция и осмысление особенностей курганов Догээ-Баары-23, 24 и 25 приводят к интереснейшим выводам. В них присутствуют как бы два разных обряда: что-то родственное древним скифам; что-то более позднее, известное из археологической культуры завоевателей 2-1 вв. до н.э. – сюнну, или хуннов.

Курганы эти датируются примерно вторым веком до н.э. Видимо, странные смещения религиозного сознания, мерцающие в мрачноватом свете бьющего из подземной могилы погребального факела, стали следствием драматических событий, ознаменовавших конец скифской эпохи в Центральной Азии. Остатки разбитых и раздробленных скифов, прямых или косвенных потомков аржаанских царей, испытали нашествие суровых южан-сюнну, были покорены ими. Мужчин, надо полагать, завоеватели перебили, женщин взяли в жёны. На этом огненно-сумрачном фоне сложилась новая культура, новые представления о здешнем и о загробном мире, новый погребальный обряд. Переходная культура, по-видимому, просуществовала недолго: курганов, подобных трём последним догээ-баарским, как уже говорилось, пока ещё археологи не встречали. Тем более уникальны они. И тем более страшно, что неведомое число подобных и других памятников уничтожается, унося в небытие информацию о прошлом человечества.

А ведь для того, чтобы избежать разрушения исторической памяти всего-навсего требуется последовательное исполнение закона. Каждый курган – по закону же – является подохранным памятником, и любое его повреждение карается законом. Так – на бумаге. А на деле – в Туве, которую поистине можно назвать археологическим заповедником под открытым небом, до сих пор отсутствует сколько-нибудь эффективная служба охраны памятников. Созданная как раз для этого Археологическая служба Тувы не обладает никакими реальными полномочиями и никакой материальной базой для того, чтобы отслеживать попытки разрушения курганов и уж, тем более, пресекать их. Давно пора обеспечить эту структуру хотя бы минимумом людей, минимумом техники для того, чтобы она могла нормально функционировать. Давно пора приступить и к созданию подохранных зон. Долина Догээ-Баары как раз могла бы стать (возможно, наряду с районом Аржаана) такой заповедной зоной.

В этом году сезон археологических работ на Догээ-Баары закончился. Петербургские учёные вернутся в лагерь на Вавилинском затоне на будущий год. Исследования продолжатся. Нужно спешить спасать погибающее знание. Выручать музу истории Клио из цепких рук небытия - Сатурна.

Анджей Иконников-Галицкий
http://www.centerasia.ru/issue/2002/38/2137-dogee-bari.html