В Доме народного творчества 24 и 25 августа состоялось событие. Совместное выступление певицы из Австрии Сайын-Хоо Намчылак и Андрея Монгуша стало нечто большим, чем просто концерт. Произошла встреча нашей землячки, признанной на Западе, и нового поколения тувинских музыкантов. Организатор проекта «Из глубины души» - продюсерский центр «Лхундуп» команды «Устуу-Хурээ» под руководством Игоря Дулуша.
Ажиотаж, возникший в связи с концертом 24 августа, был и неожиданным (не сезон), и понятным (впервые выступают Сайын-Хоо Намчылак и местные звезды). Билеты оказались распроданы за два дня до объявленной даты, но желающие все продолжали прибывать. Организаторы даже опасались появляться публично, чтобы безбилетные их не помяли. Из-за столпотворения и давки на входе в ДНТ оперативно было решено провести назавтра еще один концерт, благо австрийская гостья на это дала согласие.
Приезд в этот сезон на малую Родину Сайын-Хоо не был связан с концертной деятельностью. Однако выступление состоялось. Из воздуха материализовалась идея, давно назревшая и ждавшая своего часа. Обозначилась определенная веха в тувинской музыкальной культуре. В этом событии есть три стороны: Сайын-Хоо, новые тувинские музыканты и тувинская публика.
По признанию певицы, она переживает сейчас трудный период. Для творческого человека это выражается всегда в спаде деятельности и (или) в обостренно-утонченной форме создаваемого. Декаданс Сайын-Хоо стал лучшим, что могла дать певица своей Туве. Это приближение к традиции, состоявшееся благодаря острому чувству тоски по Родине. Один из последних дисков «Stepmother City» («Мачеха-город», 2000 г.) – это возвращение к истокам. Возвращение с грустью, с тоской, с любовью. С этим настроением певица вышла к землякам и сейчас, в национальном халате тоне. Авангард, супермодные, радикальные проекты остались в стороне. Тувинка, уехавшая двенадцать лет назад на Запад, чтобы стать знаменем «свободного джаза», возвратилась.
Ее жажда поисков, риск и нелюбовь к традициям, шаблонам несовместимы с полной самореализацией дома. Людмила Намчылак, став «божественной Сайын-Хоо», обрела свободу там. Но свобода имеет оборотную сторону – одиночество. В этой пустоте спасением является Родина. Но до конца 90-х годов ее любовь была односторонней. Мы остаемся обществом традиции и как не могли понять ее тогда, так и сейчас не понимаем. Сайын-Хоо немного наша, немного чужая. Непонятная. Но она ничья, она сама по себе. Свободы от традиции для тувинца нет. Поэтому она выходит к землякам напряженная, уставшая от этого отчуждения и ждущая ответа. Немного улыбается, голос дрожит, пожимает плечами, закрывает ладонями лицо и, наконец, плачет…
Возвращение к истокам превратилось в совместный проект с новыми тувинскими музыкантами. Это очередной риск певицы. За десятилетие покорения ею Запада на Родине выросло новое поколение. Оно встало на ноги и имеет свои имена. В концерте приняли участие профессионалы. Это любимцы публики, исполнители и композиторы Андрей Монгуш и Игорь Кошкендей (группа «Чиргильчин») - игил и гитара. На дунгуре играл руководитель группы «Алаш» Аян Ширижик. Гитарист, подающий надежды музыкант Шолбан Салчак участвовал во многих проектах. Барабанщик и бас-гитарист Мерген Чаян-Хоо работал в группе «Тыва», сейчас ударник в «Саянах». В составе «Тыва» два года назад он снимался в телепроекте Дмитрия Диброва «Антропология». Флейтист Саян Чамбал занят в симфоническом оркестре, грамотный музыкант. Все эти исполнители «родом» из Кызыльского училища искусств, воспитаны на традиции с одновременной творческой переработкой шаблонов. За роялем играла тоже примечательная личность: стажер Московской консерватории, новый тувинский композитор Оксана Тюлюш. Ученица Альберта Лэмана, она является продолжателем его традиции, также как и первый композитор А.Чыргыл-оол. Всего за три дня усиленных репетиций эта группа воссоздала проект Сайын-Хоо «Город-мачеха», дополнив его новыми идеями в аранжировке.
Для нашей молодежи работа с западной звездой стала и честью, и тестом. Имя и опыт певицы превратили репетиции в мастер-класс. Шел творческий поиск с робостью, послушанием и приглядыванием. Но испытание оказалось взаимным. На концерте 24 августа мощь и блеск таланта Андрея Монгуша, подкрепленные одобрением зала, нарушили ностальгию Сайын-Хоо. Ставка на молодость и энергию земляков оказалась рискованной для утонченной и ранимой нынешней Намчылак. Концерт разорвался. Звезда импровизационной музыки плакала и говорила о себе: «Поверьте мне…». Она дважды была замужем, но неудачно: «меня ведь никогда не бывает дома». В 1999 году стала бабушкой. Ее признания, слова и слезы на щеках были почти исповедью. «Почти» - потому что эта была и откровенность, и игра одновременно.
В этот потрясающий до глубины души диссонанс дополнительную ноту внес Глава Правительства Тувы. Мероприятия в нашей республике имеют «славную» традицию начинаться не для народа, публики в назначенное время, а для руководителя республики с момента его появления с опозданием на полчаса, час и больше. На концерте 24 августа этот обычай был нарушен ради Сайын-Хоо. В связи с этим Главе и его семье были причинены неудобства. Занятые почетные места пришлось освобождать для них в ходе концерта. Со сцены от ведущего Андрея Чымба прозвучали извинения Ш.Ооржаку. Но концерт все равно был обречен на разлад. Во второй половине драматического общения звезды с тувинской публикой Глава Правительства взял слово. Шериг-оол Дезижикович торжественно поблагодарил певицу, упомянул о споре комиссии, занимающейся составлением почетного списка лучших людей ХХ века. Имя музыкальной авангардистки прошло через дебаты, но все же в итоге оно утверждено. Золотая книга будет готова в конце следующего года. Ш.Ооржак признал, что работа выходит не такая оперативная, как с книгой «Люди Центра Азии», но объяснил это только ответственным подходом к каждому имени.
Конструктивным предложением руководителя республики стала идея о подготовке нашей землячкой тувинской молодежи. Кто-то ожидал слов о звании, но они так и не прозвучали. Было обещано профинансировать приезд и выступление в октябре в Муздрамтеатре звезды и ее западных музыкантов. Эта замечательная мысль, как говорится, потонула в громе аплодисментов. Тувинские таланты, живущие в нищете, молчали; публика хотела быстрее закончить с разговорами и вернуться к песням.
Второй концерт 25 августа уже не прерывался ничем и никем. Музыканты перестроились на настроение Сайын-Хоо и поддержали тему от начала до конца. Они молоды, перспективны и доказывают это каждым концертом. Но им еще предстоит пройти трудный путь, так как, по словам певицы, они пока работают только на тувинского зрителя. На «ваши ощущения»…. Российская аудитория другая и совсем иные вкусы на Западе.
Временами Сайын-Хоо становилась прежней: звонкой и задорной. Но уже без эпатажа, без агрессии, без максимализма. Больше лирики и грусти. Ее признания в любви к Туве не оставили публику равнодушной. Общаясь с прессой после первого концерта, она больше философствовала и уходила от конкретных вопросов. Как мы рассматривали ее на сцене, так и она наблюдала за нами. На улицах города, на природе, на репетициях. Впитывала в себя родную тувинскую энергию и планировала новый приезд. Уехала в Европу, чтобы выступать в Германии, записывать новый компакт-диск в Италии. Но уехала, чтобы вернуться вновь.
Для нас она звезда, наша землячка, которая огромной ценой получила мировое признание. И этим сказано все. Сайын-Хоо Намчылак правдива: она занимает не главную нишу в западном шоу-бизнесе. Есть звезды и крупнее. Она и там чужая. Ее творчество считают «смешением языков: естественных (английского, русского, тувинского) и музыкальных (американских и европейских клише с переслащенным, несколько условным востоком)». Но она есть. И она восхищает своей силой, талантом; расширяет представления о человеческих голосовых возможностях. Она - легенда. Именно это для нас является главным.
Со всеми поисками, находками, ошибками и потерями Сайын-Хоо принята, хоть и не понята. Потому что она – часть того многогранного и притягательного чуда под названием «культура Тувы». Песня «Дагларым» - «Мои горы» (музыка Р.Кенденбиля, слова А.Даржая) в ее исполнении стала символом возвращения домой.