газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №36 >Возвращение Сайын-Хоо

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Возвращение Сайын-Хоо

ЦА №36 (30 августа — 5 сентября 2002)

В Доме народного творчества 24 и 25 августа состоялось событие. Совместное выступление певицы из Австрии Сайын-Хоо Намчылак и Андрея Монгуша стало нечто большим, чем просто концерт. Произошла встреча нашей землячки, признанной на Западе, и нового поколения тувинских музыкантов. Организатор проекта «Из глубины души» - продюсерский центр «Лхундуп» команды «Устуу-Хурээ» под руководством Игоря Дулуша.

Ажиотаж, возникший в связи с концертом 24 августа, был и неожиданным (не сезон), и понятным (впервые выступают Сайын-Хоо Намчылак и местные звезды). Билеты оказались распроданы за два дня до объявленной даты, но желающие все продолжали прибывать. Организаторы даже опасались появляться публично, чтобы безбилетные их не помяли. Из-за столпотворения и давки на входе в ДНТ оперативно было решено провести назавтра еще один концерт, благо австрийская гостья на это дала согласие.

Приезд в этот сезон на малую Родину Сайын-Хоо не был связан с концертной деятельностью. Однако выступление состоялось. Из воздуха материализовалась идея, давно назревшая и ждавшая своего часа. Обозначилась определенная веха в тувинской музыкальной культуре. В этом событии есть три стороны: Сайын-Хоо, новые тувинские музыканты и тувинская публика.

По признанию певицы, она переживает сейчас трудный период. Для творческого человека это выражается всегда в спаде деятельности и (или) в обостренно-утонченной форме создаваемого. Декаданс Сайын-Хоо стал лучшим, что могла дать певица своей Туве. Это приближение к традиции, состоявшееся благодаря острому чувству тоски по Родине. Один из последних дисков «Stepmother City» («Мачеха-город», 2000 г.) – это возвращение к истокам. Возвращение с грустью, с тоской, с любовью. С этим настроением певица вышла к землякам и сейчас, в национальном халате тоне. Авангард, супермодные, радикальные проекты остались в стороне.  Тувинка, уехавшая двенадцать лет назад на Запад, чтобы стать знаменем «свободного джаза», возвратилась.

Ее жажда поисков, риск и нелюбовь к традициям, шаблонам несовместимы с полной самореализацией дома. Людмила Намчылак, став «божественной Сайын-Хоо», обрела свободу там. Но свобода имеет оборотную сторону – одиночество. В этой пустоте спасением является Родина. Но до конца 90-х годов  ее любовь была односторонней. Мы остаемся обществом традиции и как не могли понять ее тогда, так и сейчас не понимаем. Сайын-Хоо немного наша, немного чужая. Непонятная. Но она ничья, она сама по себе. Свободы от традиции для тувинца нет. Поэтому она выходит к землякам напряженная, уставшая от этого отчуждения и ждущая ответа. Немного улыбается, голос дрожит, пожимает плечами, закрывает ладонями лицо и, наконец, плачет…

Возвращение к истокам превратилось в совместный проект с новыми тувинскими музыкантами. Это очередной риск певицы. За десятилетие покорения ею Запада на Родине выросло новое поколение. Оно встало на ноги и имеет свои имена. В концерте приняли участие профессионалы. Это любимцы публики, исполнители и композиторы Андрей Монгуш и Игорь Кошкендей (группа «Чиргильчин») - игил и гитара. На дунгуре играл  руководитель группы «Алаш» Аян Ширижик. Гитарист, подающий надежды музыкант Шолбан Салчак участвовал во многих проектах. Барабанщик и бас-гитарист Мерген Чаян-Хоо работал в группе «Тыва», сейчас ударник в «Саянах». В составе «Тыва» два года назад он снимался в телепроекте Дмитрия Диброва «Антропология». Флейтист Саян Чамбал занят в симфоническом оркестре, грамотный музыкант. Все эти исполнители «родом» из Кызыльского училища искусств, воспитаны на традиции с одновременной творческой переработкой шаблонов. За роялем играла тоже примечательная личность: стажер Московской консерватории, новый тувинский композитор Оксана Тюлюш. Ученица Альберта Лэмана, она является продолжателем его традиции, также как и первый композитор А.Чыргыл-оол. Всего за три дня усиленных репетиций эта группа воссоздала проект Сайын-Хоо «Город-мачеха», дополнив его новыми идеями в аранжировке.

Для нашей молодежи работа с западной звездой стала и честью, и тестом. Имя и опыт певицы превратили репетиции в мастер-класс. Шел творческий поиск с робостью, послушанием и приглядыванием. Но испытание оказалось взаимным. На концерте 24 августа мощь и блеск таланта Андрея Монгуша, подкрепленные одобрением зала, нарушили ностальгию Сайын-Хоо. Ставка на молодость и энергию земляков оказалась рискованной для утонченной и ранимой нынешней Намчылак.  Концерт разорвался. Звезда импровизационной музыки плакала и говорила о себе: «Поверьте мне…». Она дважды была замужем, но неудачно: «меня ведь никогда не бывает дома». В 1999 году стала бабушкой. Ее признания, слова и слезы на щеках были почти исповедью. «Почти» -  потому что эта была и откровенность, и игра одновременно.

В этот потрясающий до глубины души диссонанс дополнительную ноту внес Глава Правительства Тувы. Мероприятия в нашей республике имеют «славную» традицию начинаться  не для народа, публики в назначенное время, а для руководителя республики с момента его появления с опозданием на полчаса, час и больше. На концерте 24 августа этот обычай был нарушен ради Сайын-Хоо. В связи с этим Главе и его семье были причинены неудобства. Занятые почетные места пришлось освобождать для них в ходе концерта. Со сцены от ведущего Андрея Чымба прозвучали извинения Ш.Ооржаку. Но концерт все равно был обречен на разлад. Во второй половине драматического общения звезды с тувинской публикой Глава Правительства взял слово. Шериг-оол Дезижикович торжественно поблагодарил певицу, упомянул о споре комиссии, занимающейся составлением почетного списка лучших людей ХХ века. Имя музыкальной авангардистки прошло через дебаты, но все же в итоге оно утверждено. Золотая книга будет готова в конце следующего года. Ш.Ооржак признал, что работа выходит не такая оперативная, как с книгой «Люди Центра Азии», но объяснил это только ответственным подходом к каждому имени.

Конструктивным предложением руководителя республики стала идея о подготовке нашей землячкой тувинской молодежи. Кто-то ожидал слов о звании, но они так и не прозвучали. Было обещано профинансировать приезд и выступление в октябре в Муздрамтеатре звезды и ее западных музыкантов. Эта замечательная мысль, как говорится, потонула в громе аплодисментов. Тувинские таланты, живущие в нищете, молчали; публика хотела быстрее закончить с разговорами и вернуться к песням.

Второй концерт 25 августа уже не прерывался ничем и никем. Музыканты перестроились на настроение Сайын-Хоо и поддержали тему от начала до конца. Они молоды, перспективны и доказывают это каждым концертом. Но им еще предстоит пройти трудный путь, так как, по словам певицы, они пока работают только на тувинского зрителя. На «ваши ощущения»…. Российская аудитория другая и совсем иные вкусы на Западе.

Временами Сайын-Хоо становилась прежней: звонкой и задорной. Но уже без эпатажа, без агрессии, без максимализма. Больше лирики и грусти. Ее признания в любви к Туве не оставили публику равнодушной. Общаясь с прессой после первого концерта, она больше философствовала и уходила от конкретных вопросов. Как мы рассматривали ее на сцене, так и она наблюдала за нами. На улицах города, на природе, на репетициях. Впитывала в себя родную тувинскую энергию и планировала новый приезд. Уехала в Европу, чтобы выступать в Германии, записывать новый компакт-диск в Италии. Но уехала, чтобы вернуться вновь.

Для нас она звезда, наша землячка, которая огромной ценой получила мировое признание. И этим сказано все. Сайын-Хоо Намчылак правдива: она занимает не главную нишу в западном шоу-бизнесе. Есть звезды и крупнее. Она и там чужая. Ее творчество считают «смешением языков: естественных (английского, русского, тувинского) и музыкальных (американских и европейских клише с переслащенным, несколько условным востоком)». Но она есть. И она восхищает своей силой, талантом; расширяет представления о человеческих голосовых возможностях. Она - легенда. Именно это для нас является главным.

Со всеми поисками, находками, ошибками и потерями Сайын-Хоо принята, хоть и не понята. Потому что она – часть того многогранного и притягательного чуда под названием «культура Тувы». Песня «Дагларым» - «Мои горы» (музыка Р.Кенденбиля, слова А.Даржая) в ее исполнении стала символом возвращения домой.

Чимиза Даргын-оол

 (голосов: 2)
Опубликовано 30 августа 2002 г.
Просмотров: 5114
Версия для печати

Также в №36:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru