газета «Центр Азии» №33 (9 — 15 августа 2002)

Страсти вокруг кургана Аржаан-2 не утихают

9 августа 2002 г.

Закончился очередной сезон раскопок археологического комплекса Аржаан-2, где летом 2001 года было обнаружено уникальное скифское захоронение, которое прославило Туву во многих уголках мира.

Занимательный рассказ о находках при раскопке кургана Аржаан-2 в Пий-Хемском кожууне и красочные слайды мне удалось услышать и увидеть весной этого года в Новосибирске в Доме ученых СО РАН. Здесь немецкие и питерские археологи встречались с новосибирской прессой и учеными, рассказывали о своей работе в Туве. Прийти и послушать мог каждый, вход был свободный. На какое-то время в столице Сибири о Туве заговорили, и не только профессионалы и ученые.

Наконец состоялась первая встреча и с тувинской прессой: 2 августа в Доме печати при посредстве Тувинского регионального отделения «МедиаСоюз» и газеты «Центр Азии» прошла пресс-конференция, на которой начальник Центральноазиатской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа и научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов рассказал о своей работе и ответил на вопросы журналистов.

* Подготовительная работа по изучению памятника в Долине Царей началась еще в 1998 году. Памятник представляет собой большой курган диаметром 80 метров с многочисленными магическими кольцами. В 2000 году были проведены первые раскопки, которые помогли выяснить структуру комплекса. В 2001 году начались уже широкомасштабные работы, которые в прошлом году целиком финансировались германской стороной, выделившей на раскопки 40 тысяч марок. В этом году работы финансируются еще и государственным Эрмитажем. Общая сумма финансирования составила 520 тысяч рублей. От тувинской стороны помощь оказал только Институт гуманитарных исследований, который предоставил автобус и частично компенсировал затраты на охрану.

Когда появилась возможность работать с немцами, курган Аржаан-2 был выбран именно потому, что его наземное сооружение было разрушено местными жителями почти на четверть. Он находится рядом с дорогой, и они сочли, что из кургана удобно брать камень и другие строительные материалы. Можно было предполагать, что его разрушение происходило бы и дальше. Археологи стали копать самый разрушенный курган и получили сенсационные результаты. За историю исследования скифской культуры не только на азиатской, но и на европейской части не было исследовано кургана такого царского уровня. Могилы совсем не были разграблены. Ученые теперь имеют полную картину погребального обряда этой эпохи у скифов. Вещи, найденные в кургане, датируются примерно 7 веком до нашей эры. Это достаточно ранний период. В Причерноморье скифы появились где-то в середине 7 века до н. э. Аржаан-1 датируется 9-8 веком до н. э.

Все это позволяет предположить, что территория современной Тувы является местом зарождения скифской культуры. Не исключено, что в кургане Аржаан-1 захоронен первый скифский царь этих мест, а в Аржаане-2 – последний. В Долине Царей есть еще большие курганы, более поздние, чем Аржаан-1, но более ранние, чем Аржаан-2. Предметы, найденные при раскопках, позволяют предполагать широкие дружеские и торговые связи, которые существовали у скифов с другими народами. К примеру, в прошлом году были найдены янтарные бусы, и янтарь в них по составу идентичен балтийскому янтарю. В этом году найдены фрагменты тканей очень тонкого плетения. Вряд ли их создала кочевая скифская культура.

Но главное, это не предметы, а информация, которую ученые получают об этом народе. Потому что от него не осталось ничего. Скифы не владели письменностью, не было рядом и центров цивилизации, которые писали бы о них. Единственная сохранившаяся информация – аржаанские курганы.

Работа только начата, еще долго будут анализироваться полученные сведения, делаться выводы и обобщения. Но это большое открытие в изучении культуры кочевников Центральной Азии.

* Однако не все так гладко, работа археологов в Туве осложнена рядом причин. Во всех регионах РФ археологи получают открытый лист на памятник, регистрируют его в местных органах по охране памятников и спокойно работают. Оказывается, что в Туве этого недостаточно. Нужно еще подписать договор с местными властями. Из-за того, что договор между Государственным Эрмитажем и Правительством РТ не был подписан (он не подписан до сих пор), в мае археологические раскопки были даже временно приостановлены. 

Многих в Туве волнует судьба найденных вещей: куда они увозятся и будут ли возвращены обратно.

Как пояснил Константин Чугунов, вещи увозятся в Государственный Эрмитаж, где будут реставрироваться и храниться в течение пяти лет, после чего будут возвращены в Туву. Другой вопрос как Тува будет их хранить. Хорошо, если к тому времени будет достроено новое здание краеведческого музея, и он сможет принять скифские богатства. Пока же Эрмитаж имеет право проводить выставки. Во-первых, чтобы как-то оправдать потраченные на реставрацию деньги, а во-вторых, нельзя забывать о мировом значении открытия, сделанного в Туве.

Реставрация и реконструкция вещей требует очень больших средств. Смета на реставрацию составляет примерно 1,5 миллиона рублей. Эрмитаж сам ищет деньги для этого. Тем более работа с этими вещами является внеплановой, плановая работа – сохранение и восстановление своих экспонатов. Финансирование на восстановление этих вещей идет помимо сметы Эрмитажа. Эрмитаж, конечно, не бедная организация, да и много сейчас различных фондов, которые могут помочь. Но ведь питерцы тратят свои деньги и свои силы.

На раскопках в этом году участвовало 90 рабочих, которым платили археологи. А рабочие – это жители Аржаана, Турана и других мест. То есть получается, что археологии создают у нас еще и дополнительные рабочие места. 

Страсти вокруг кургана Аржаан-2 не утихают* В Туве, тем не менее, многие, оценивая уникальные находки не с исторической, а сугубо материальной стороны, продолжают думать, что кто-то наживается при помощи этих раскопок.

Учительница химии аржаанской школы Светлана Кызыл-оол задала вопрос Константину Владимировичу: “Когда сумон Аржаан будет получать 10 % от раскопок. Ведь место, где вы копаете, наше, уникальная находка найдена тоже на нашей территории”.

На это ученый ответил: «Мы оставляем после себя удобный для музеефикации объект. Работы проведены аккуратно, курган не исчез из ландшафта, а был заново воспроизведен из камня. На этом месте можно сделать шикарный музейный комплекс. Если его поддерживать, ухаживать и выделять средства, сюда поедут люди, которые будут оставлять здесь свои евро и доллары. Можно добавить рядом с курганами местного колорита, поставить юрты. Но, прежде всего, нужно создать спокойную обстановку – люди не поедут в то место, где убивают, режут других людей. Нужно, чтобы кто-нибудь этим занялся, нашел средства, а на волне шума, связанного с открытием, деньги в различных фондах найти можно, получить гранд, а вместе с ним и работу. Пришлют специалистов, помогут. Главное иметь желание. Если в Аржаане будет музей или музейный комплекс, то жители будут иметь не 10%, а гораздо больше. Главное проявить инициативу, создать такой комплекс, охранять курганы».

Пока курганы охраняются опять же за счет археологов. Для охраны необходимо хотя бы два охранника в сутки. На оплату их труда требуется кругленькая сумма в месяц.

А не охранять нельзя, Чугунов вспомнил варварский случай, когда курган Аржаан-1, в котором нашли хорошо сохранившееся обработанное дерево, пришлось засыпать только потому, что опять же местные жители стали поджигать это дерево.

* Поднимался на пресс-конференции и вопрос о «потревоженных духах». «ЦА» № 23 от 31 мая в статье «Проблемы Пий-Хемских курганов», писала о беспокойстве в Аржаане, связанном с тем, что, по мнению местных жителей, с началом раскопок в селе резко повысилась преступность и смертность. Жители Аржаана были, а многие и до сих пор уверены, что это месть потревоженных предков. Тогда аржаанцы стали писать письма представителю президента, самому президенту Тувы с просьбой прекратить раскопки или переселить их в другое, более спокойное место.

Вера Иусова, заместитель главы администрации Пий-Хемского кожууна, которая тоже присутствовала на пресс-конференции, сказала, что, когда в народе начались волнения по поводу неспокойной обстановки, администрацией были проанализированы данные за несколько лет. Никакой вспышки смертности и преступности обнаружено не было.

Константин Чугунов сказал, что на раскопки привозили шаманку Ай-Чурек, которая провела обряд очищения. А предков (кстати, еще не доказано, что скифы предки тувинцев) со времени их захоронения тревожили уже много раз. Курган Аржаан-2, как и другие курганы, тоже посещали грабители. Но основное захоронение было не в центре кургана, как это обычно бывает, а сбоку, потому Аржаан-2 и остался не разграбленным. Тревожили предков и в наше время, когда разбирали наземную часть кургана на строительные материалы.

В Долине Царей стоит еще несколько больших курганов, но ученые пока не собираются за них браться. Они не разрушаются, а спокойно стоят в степи, далеко от дороги. Сейчас за Аржааном начали пахать, проводить полевые работы, распахали сразу несколько курганов. Нужно спасать эти памятники.

Все сезонные работы на кургане Аржаан-2 в этом году были завершены 31 июля, а перед этим, 30 июля, археологи провели экскурсию на месте раскопок для всех желающих местных жителей.

Мария МАМУРКОВА
http://www.centerasia.ru/issue/2002/33/2157-arzhaan-2.html