газета «Центр Азии» №32 (2 — 8 августа 2002)
Культурная жизнь

Бардовские песни, исцеляющие души, на озере Хадын…

2 августа 2002 г.

«...Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке...»
Б. Окуджава

«...И лучше в вечность камнем падать вниз,
Чем вечно жить с камнями вместо сердца…»

– строки из песни Якова Крома, имя которого носит IV фестиваль авторской песни, состоявшийся 13 июля на озере Хадын. Не случайно выбраны именно эти слова, емко характеризующие жизненный принцип яркой, целеустремленной личности Якова Крома - основоположника туристического клуба «Демир-Сал». После трагической гибели Якова под снегами лавины его образ, ставший уже легендарным, живет в сердцах друзей и последователей. И именно его песня «Вершины» ознаменовала начало фестиваля, так как туризм и бардовская песня неразрывно связаны.

Четвертый фестиваль состоялся скорее не благодаря, а вопреки обстоятельствам. С проблемами транспорта, наличия аппаратуры и, конечно, финансов неожиданно пришлось столкнуться организаторам фестиваля, которые являются членами клуба авторской песни «Перевал» – Елене и Остапу Дамба-Хуурак, Ольге Нестеровской, Вячеславу Козлову, Александру Усольцеву и Роману Поманисочкину. К тому же их мытарства усугубляли равнодушие и волокита со стороны бюрократических структур. Помогли же люди, казалось бы, совершенно не имеющие отношения к культурно-общественным мероприятиям: директор ГУП «Водоканал» Владимир Фалалеев, начальник Поисково-спасательной службы МЧС Ольга Тукар, директор ООО «Этна» Вадим Суге-Маадыр, музыкант симфонического оркестра Шолбан Кенеш. Информационную поддержку оказали газеты «Центр Азии» и «Информ плюс», телекомпания «Новый век». По сложившейся традиции федерация «Каратэ-до-тэки» вновь обеспечивала безопасность фестиваля. И мы искренне благодарим всех, кто в той или иной мере помогал и принимал активное участие в организации фестиваля!

...И вот наступил долгожданный день. Лазурный Хадын ласково встретил наших бардов и их поклонников. Беспечно расположившись, раскинув палатки, участники и зрители бесстрашно ринулись в теплые волны озера. Только бдительное МЧС (в лице Ерлана Капибульдинова) заставило установить палатку рядом с импровизированной сценой. Это была не палатка, а целый дворец из брезента вместимостью сорок мест. И оказалась она весьма кстати: только объявили начало фестиваля, как огромная синяя грозовая туча грузно нависла над озером. Поднялся злой порывистый ветер и хлынул всепроникающий ливень. Палатка оказалась спасением, маленьким тихим раем средь разбушевавшейся стихии. Именно в ней и прошел весь фестиваль, который можно смело назвать туристическо-бардовским экстремом.

Все участники фестиваля пели на подъеме, зрители были полны доброжелательности и энтузиазма, часто подпевали знакомые мотивы. Поэтому членам жюри в этот раз особенно сложно было отбирать победителей. Но выбирать было из кого! Призовые места распределялись по двум основным номинациям: авторская песня и бардовская (исполнение песен других популярных авторов). В номинации «Авторская песня» первое место занял Остап Дамба-Хуурак, второе – Андрей Надин, третье – Александр Сапелкин. В номинации «Бардовская песня» первое место занял Сергей Сокольников, второе – Роман Поманисочкин, третье – Денис Шалаев. Приз зрительских симпатий завоевала Ольга Нестеровская.

К вечеру погода уняла свой нрав и запылало жаркое пламя костра. К нему потянулись певцы и слушатели, зазвучали трепетные струны гитар. До самого рассвета плыла над озером то филосовски-печальная, то смешливо-лукавая мелодика бардовских песен.

Второй раз проходит фестиваль авторской песни на озере Хадын. Только второй раз. Начало же обычаю проведения бардовских фестивалей им. Якова Крома положено было еще в 1999 году на реке Топса. На Кок-Тее проводился Второй фестиваль. Они проходили в более узком кругу, присутствовали практически одни исполнители. Но начало реки – родник, так начало любому общественному движению часто дают два-три искренних энтузиаста, в душе которых заложена потребность гореть для других людей, иногда сгорая дотла. И горят, светят сердца этих пламенных Данко, многие имена которых часто позабыты. А движение растет, ширится, не умещается в одном городке и неотвратимо захватывает всю страну. Грушинский фестиваль – яркий тому пример. А сколько ручейков, родничков вливаются в него, стекаясь со всей России!

Бардовское движение ширится, набирает силу, но иногда к нему пристает всякий мусор. Мусор в виде темных личностей, заинтересованных только в наживе, поклоняющихся золотому тельцу. И незаметно река высокодуховных человеческих отношений может превратиться в коммерческое русло для шуршащего потока купюр различного окраса.

И не дай Бог очерстветь сердцам, оскудеть душам! Давайте просто собираться у костра, просто общаться, бескорыстно помогать друг другу и петь, просто петь, даря людям радость...

Ольга НЕСТЕРОВСКАЯ
http://www.centerasia.ru/issue/2002/32/2165-bard.html