газета «Центр Азии» №31 (26 июля — 1 августа 2002)

Водный путь: лед тронулся

26 июля 2002 г.

Правительством РТ заключен государственный контракт на разработку проекта строительства стратегически важного для экономики республики водного пути Кызыл – Саяно-Шушенская ГЭС с ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс», которое в прошлом году составило его технико-экономическое обоснование. Эта же организация проводила исследования речного дна до самого Кызыла во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС и она, располагая такими данными, быстрее и качественнее справится с заданием.

Идея обустройства водного пути по Енисею, которую скептики считали несбыточным мифом предвыборного штаба Ш. Ооржака, с трудом, но пробивает себе дорогу в реальную жизнь. Проектные работы обойдутся в 9,5 млн. рублей, из которых 9 миллионов профинансирует Москва. Здесь велика роль «Межпромбанка», берущегося без промедления профинансировать проектирование работы на долевых началах, а нашим гарантом перед ним выступает российское правительство.

Петербуржцы планируют закончить свою работу в декабре будущего года. Их ожидают трудности по решению сложного гидролого-морфологического режима, большая скорость течения Улуг-Хема и скальные выходы в его русле, малые глубины на перекатах. Предстоит определить объемы дноуглубительных работ, после чего можно рекомендовать приемлемые типы транспортного флота, при этом не забывая и о природоохранных технологиях. Водный путь протяженностью 434 км, 250 из которых проходит по водохранилищу, предполагается построить за два года.

Этот проект занимает ключевую позицию среди поручений Президента и Правительства РФ по развитию транспортной инфраструктуры и освоению минерально-сырьевой базы Тувы. Почти параллельно будет разрабатываться проект освоения Элегестинского месторождения, где по оценке института «Востсибгипрошахт», можно выдавать в год на-гора до 5-6 млн. тонн коксующегося угля. По расчетам специалистов, срок окупаемости водного пути с учетом перевозок угля сократится в два с половиной раза и составит порядка четырех лет.

По оценкам специалистов, обустройство водного пути даст мощный импульс развитию и лесной промышленности. Эксплуатационные запасы древесины составляют более миллиарда кубометров, где 80 процентов – спелые и перестойные леса, для которых вырубка является единственно верным способом использования, прежде чем они сгниют на корню. Появится и совершенно новая для Тувы отрасль промышленности – судостроение. Кроме того, громадные территории Монголии и Китая, богатые сырьем, находятся на большом удалении от своих транспортных коммуникаций. Им тоже станет выгоднее и сподручнее перевозить большие объемы грузов через Туву.

Полномочный представитель В. Путина в Сибирском федеральном округе Л. Драчевский в начале июня совершил облет предполагаемого маршрута водного пути на вертолете, побывал на Элегестинском месторождении коксующихся углей, посетил таможенные контрольные пункты пропуска на тувинском участке российско-монгольской госграницы и пришел к выводу, что проблема оптимальной транспортной схемы действительно имеет архиважное значение для Тувы, но своих сил на ее решение у нее вряд ли хватит. Со своей стороны он обещал поддержать обустройство водного пути на всех уровнях. Это еще один признак жизнеспособности проекта, поскольку Л. Драчевский, которого местные журналисты прозвали каменным гостем за его осторожность в выводах и обещаниях, вряд ли решился бы на такие выводы, не будучи уверенным на все сто.

Альберт ХОМУШКУ
http://www.centerasia.ru/issue/2002/31/2183-reka.html