По тому, как выглядят туалеты, Иоанна Хмелевская в одном своем забавном детективе определяла политический строй в государстве. При социализме – грязно и неухожено, сейчас – чисто и комфортабельно. Ну, если судить по туалетам, то у нас в Кызыле и социализм еще не настал. Мы зависли где-то в периоде феодализма. Крупно повезло тем, у кого знакомые есть в разных частях города – всегда можно забежать к кому-нибудь “в гости”.
А вот судя по обслуживанию в некоторых магазинах, социализм уже наступил, и уходить никуда не собирается.
В поисках платья я обошла множество магазинов. Хотелось купить именно платье, не костюм, не юбку, а именно платье. Вот такая прихоть. Обойдя множество магазинов, в том числе и небольших магазинчиков Дома быта, смирилась с тем, что придется купить костюм – платьев нужного размера и роста не было вовсе.
Пришлось идти по второму кругу, рассматривая уже костюмы. В одном из магазинчиков продавец, сидя у порога, безапелляционно заявила: “Вы здесь уже были”. Она явно намерилась не пропускать меня в свой магазин. А теперь, угадайте, куда я больше ни за что не загляну? Хотела запомнить название магазина, чтобы отсоветовать его и своим знакомым, но вывески над дверью не было.
Или, другой пример. Прелестный магазин “Наташа”. Там уйма интересных вещей. Приходит как-то знакомая, и говорит, что в этой “Наташе” есть какое-то волшебное средство, мажешь его на кожу (или наливаешь в ванную – уже не помню) и тут же начинаешь выглядеть на 20 лет моложе. И это дивное средство сейчас уценили, но оно еще прекрасно действует. Заходим в магазин и убеждаемся, что уцененный “эликсир молодости” уже раскупили.
Не знаю, кто и как, а мы не любим уходить из магазина с пустыми руками. Изучив недорогую косметику, около которой остановились, мы спросили продавца, есть ли тоник, не содержащий спирт. Продавец, лениво оглядев прилавок, сказала, что – нет. Мы еще немного порассматривали флаконы, пытаясь угадать, входит ли спирт в их состав. Позади продавца находилась продукция “Nivea”. “Что, и в “Nivea” есть спирт?” – спросила я. “Я и забыла про нее”, – с сомнением оглядев наш скромный прикид и решив, что дорогая косметика нам не по карману, сказала девушка, которая сразу перестала казаться мне милой. В результате я купила себе смягчающий тоник, подруга – не захотела.
Наверное, самый читающий народ в мире – это продавцы. В одном из красивых, красных продовольственных магазинов в центре города на меня рявкнули: “Что вы, читать не умеете!?”, намекая на табличку о переучете. Продавец тортов на втором этаже Дома быта сказала то же самое моей знакомой, после того, как та долго пыталась выяснить цену тортов.
А ведь можно продавцам из магазина “По пути” задать вопрос: “У вас нет майонеза, или я его просто не вижу”. Там на меня не кричат. Они и покажут майонез, и расскажут о достоинствах каждой марки. Могут же продавцы из 20-го продуктового магазина со мной спокойно разговаривать и предлагать свой товар. Милая девушка, которая продает видеокассеты в магазине “Друг”, спокойно относится к тому, что я забыла очки, и спокойно прочитает, что написано на коробочках кассет. На машинном рынке продавец может объяснить, какие ириски долго жуются, а какие – мягкие. Почему же этого не делают продавцы в больших магазинах?
А теперь, о самом интересном: о моих предновогодних приключениях. Сначала хочу сказать, что у многих детей и подростков, как правило, бывает только одна пара зимней обуви. Нет смысла покупать две пары – за зиму он сносит только одну, а из второй просто вырастет. Я не утверждаю, что нет исключений, но у моих знакомых детям обычно покупают одну, а не две пары унтов на зиму. Так вот, если у подростка порвались зимние ботинки, он не может надеть прошлогодние, потому, что они ему уже малы. Надо срочно покупать новые, или зашить порванные ботинки, если это возможно.
Зашить ботинки сына было возможно, и я это знаю определено – я сама их зашивала. Но ботинки порвались снова, видать, сапожник я еще тот. К тому же кожа на ботинках очень твердая, и шило сломалось, а обычные иголки такую кожу не протыкали. Сын пришел ко мне на работу в драном ботинке, снял его – вот тут и начались мои приключения.
В Доме быта сказали, что их не возьмут, надо зайти попозже, сейчас у них нет необходимого оборудования, много работы и т.д. С помощью знакомых удалось добиться того, что их согласны были взять и отремонтировать до завтра. Но у меня на работе сидел ребенок в носках и одном ботинке, и до завтра мне почему-то не хотелось оставлять его ночевать в служебном кабинете.
В “Чечек” с удовольствием взяли ботинок и сказали зайти за ним завтра. Напрасно я убеждала и уговаривала, сегодня починить ботинок было совершенно невозможно. Во второй сапожной мастерской, там же, в “Чечек”, после долгих уговоров тоже согласились взять ботинок, с тем, чтобы я зашла за ним завтра.
Стала прикидывать, смогу ли со всеми новогодними тратами купить новые ботинки. И тут вспомнила, что рядом с магазином “Элегант” на улице Тувинских добровольцев видела в подвальном помещении еще одну сапожную мастерскую. Мало надеясь на успех, бегу туда. Мой обеденный перерыв уже заканчивается.
Я не знаю, как выглядят ангелы, и поэтому не узнала ангела в лице невысокого азербайджанца. Достаю ботинок. Он спокойно берет его, рассматривает, говорит, что может зашить, и чтобы я написала свою фамилию на бумажке, которую он уже собрался приклеить на подошву.
Нет, мне это решительно не подходит, мне необходимо прямо сейчас! И тут я поняла, что он и есть самый настоящий ангел. Он предложил мне сесть и буквально за пять минут отремонтировал ботинок. Несколько стежков на руках, несколько стежков на машинке – и все! И из-за этих пяти минут я бегала целый час по городу, чуть ли не стучалась головой об стену и умоляла помочь мне! И, кстати, насчет цены. В Доме быта за эту работу брали 25 рублей, в “Чечек” – 30 рублей, и это – на завтра. А тут, у меня на глазах, за пять минут – и за 20 рублей! Угадайте, куда я пойду, если моей обуви потребуется “скорая помощь”?
И всем знакомым рассказала об ангеле в человеческом облике. Ангела зовут Рамиз Алиев, он недавно сюда приехал, а его брат живет здесь уже давно. И его мастерская расположена очень удобно: между машинным и центральным рынком, в подвальном помещении справа от магазина “Элегант” на улице Тувинских добровольцев.
Но как бы то ни было, а все закончилось хорошо, как и положено для всех новогодних историй. Потрачена только масса нервных клеток. Утешаю себя тем, что у работников сферы обслуживания их осталось гораздо меньше, чем у меня. Ведь если продавец вам грубит, не хочет с вами разговаривать, делает вид, что не замечает вас, это – не оттого, что он не хочет расставаться со своим товаром. Продать-то он его хочет, но у него просто плохое настроение. Может быть, ему испортила настроение какая-нибудь вредная старушка в автобусе, когда он еще ехал на работу. Скорее всего, так оно и было.
Господа-товарищи, давайте с утра быть предельно вежливыми друг к другу, давайте улыбаться в автобусах, в магазинах, в офисах. Давайте хотя бы попробуем, а если это не поможет, тогда и будем искать другую причину своих проблем.