газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №24 >Пресса Тувы и о Туве

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Пресса Тувы и о Туве

Культурная жизнь ЦА №24 (7 — 13 июня 2002)

"ЖУРНАЛИСТ"
Редактор Генадий Мальцев(г.Москва)

В четвертом выпуске журнала опубликована статья Виталия Челышева «Удача, улыбнись Айныку». Молодой художник из Тувы считает себя невезучим. Ему сейчас 26 лет, он родился в селе Арыг-Бажы, учился в кызыльской школе №2. Потом легко поступил в Московскую среднюю художественную школу, но закончить не сумел, за-то поступил в МГАХИ име-ни Сурикова, проучился три курса и его выгнали: «За дисциплину. Выпил, подрался». Но автор не считает, что Айныку «не везет»: «Да тебе всю жизнь везло! Как на салазках катило от удачи к удаче! А ты с санок этих спрыгивал». Но как бы то ни было, а художник Айнык замечательный: «Я же один за другим откладываю чернобелую графику: тувинские и славянские лица, странные динамичные композиции, быстрый штрих несущегося всадника, бешеное фехтование линий, из которых вдруг проявляется греющаяся у костра в тайге».

По сути, Айнык хороший маленькая группа людей, парень, но мало приспособленный к жизни. В 2000 году он работал в «Плюс Информе», автор не считает, что его газетные рисунки были действительно удачными. Сейчас он без работы, да и без жилья, «перебивается в ночлежке». «Неужели судьба, имевшая высокое предназначение, должна обрушиться из-за юношеской глупости?».

Глупость не глупость, а ответственность перед своим талантом у художника должна быть, надеемся, что все будет мы вместе с автором статьи хорошо, и «удача снова улыбнется Айныку».


"ФИЛОСОВСКИЕ НАУКИ"
(г.Москва)

Во втором номере этого журнала, который издается с 1958 года, опубликована статья Чимизы Даргын-оол «Роль культурного фактора в модернизированном развитии российских регионов».

Не статья, а конфетка, сладкая сочная малиновая барбариска - вот первое впечатление от нее (если, конечно, такое можно сказать о научной статье в солидном издании). Прекрасно логически выстроенная, завершенная и закругленная, изложенная научным, но ярким и образным языком, это ли не подарок для всех, кого волнуют проблемы культурного фактора. Например, описывая ситуацию в Туве начала прошлого века, Чимиза пишет: «В плане культурного взаимодействия произошло более существенное: тувинцы, соприкоснувшись с новым образом жизни, увидели пример активного и эффективного хозяйствования. Русские переселенцы, большая часть которых была обедневшими крестьянами, искавшими лучшей жизни в новых местах - были одними из примеров классического «бегства» от государства. Они стали активной социальной группой, которая осваивала «дикое» поле с полной самоотдачей. Их пример удивлял, поражал, вдохновлял и пугал одновременно. Сама Тува не имела достаточных внутренних резервов для дальнейшего развития. Размеренный ход кочевой жизни, огромный социальный разрыв, нищета основной массы населения и освященные религией установки на подчинение - не могли обеспечить дальнейшее существование и сохранение этнической целостности при постоянных внешних давлениях. … А учитывая то, что в тувинской культуре также характерным является гостеприимство и открытость, неудивительно, что в большинстве своем контакты с представителями северной державы носили характер установления личных дружеских отношений».

Эту работу хочется цитировать и дальше, но, надо надеяться, что какое-нибудь издательство возьмет на себя труд напечатать его полностью. Регионалистика - новое и перспективное направление, оно еще недостаточно разработано, не все термины проработаны окончательно, много относительно спорных моментов. Не определено и само понятие «регион» - оно имеет разные границы применения, с точки зрения подходов можно говорить о международных, политологических, социально-философских, исторических, юридических определениях. Все это очень интересно. Чимиза Даргын-оол рассматривает основу разнообразия модернизационных процессов в российских регионах, определяет основные типы национальной политической культуры. Например, «проявление патриархального типа политической культуры можно наблюдать в Туве, участнической - в Москве. В целом, в стране преобладает подданическая культура».

В общем, читать надо статью, и в первую очередь тем, кто занял свое место в новом парламенте Тувы. Может быть, им удастся выявить в статье именно то рациональное зерно, которое поможет по-новому организовать жизнь Тувы.


"ВЕСТИ"
Редактор Августа Переляева

Заканчивается избирательная кампания, и некоторые газеты могут опять временно прекратить свое существование. Будем надеяться что с «Вестями» этого опять не произойдет, тем не менее, лучше поторопиться с обозрением газеты, пока она издается. Две заметки А. Донгак в 19 номере: «Сумасшествие под звон стаканов» и «Принцип домино» показывают в первую очередь молодость автора. Дело даже не в том, что в первой заметке А. Донгак пишет: «После отъезда родителей жениха Бушмановых с дочерью домой, молодые еще погуляли по берегу Енисея», (попробуй разберись, кто чей жених, впору как в пьесах давать список действующих лиц). Молодость автора видна больше во второй заметке: «Человек рождается для того, чтобы банально оставить потомство» (каково!), и дальше: «Тонких Евгений Петрович, еще не старый, 1971 года рождения».

Хочется процитировать Сталина: «Что делать будем? Завидовать будем!». Завидовать будем и молодости автора, для которого едва за тридцать - человек «еще не старый», и тому, что у него все впереди.


"Слово"
Редактор Анна Лачугина

Виктории Ховалыг и Инне Черкасовой удалось найти интересного собеседника - менеджера новозеландской туристической фирмы Риса Ирвинга, интервью с ним опубликовано в 21 номере: «Шаманка меня прогнала». Немного похоже на рассказы Задорнова, когда он рассказывает о непохожести представителей разных народов и о курьезах, с этим связанных. Например, Рис говорит о домах: «Видел разные жилища: юрты, деревянные избы, квартиры. Конечно, они отличаются от наших домов. У нас в каждом доме бассейн, сад». Фраза, которая легла в заголовок - результат тоже несколько комического события: «Неприятно поразила встреча с шаманами. Я иду по берегу Енисея, около обелиска «Центр Азии» увидел шаманскую юрту и решил сфотографировать ее. Но тут выбежала шаманка и начала меня прогонять. Как я потом выяснил, фотографирование - тоже платная услуга местных шаманов». Еще Риса Ирвинга удивляет количество пьяных: «Нет еще и двенадцати часов дня, когда они успевают напиться?». Хотя, когда он был в гостях: «Меня учили тувинскому языку, при этом угощали водкой, было очень весело».

В общем, странные люди эти новозеландцы, но общий язык найти можно. Очень симпатичное интервью получилось у Виктории Ховалыг и Инны Черкасовой.


"Эфир"
Редактор Александр Филатенко

В 23 номере помещена статья кандидата философских наук М. Байыр-оола «Существует ли народная философия». При всем моем уважении к научному званию, хочется сказать, что эта статья вызывает, мягко говоря, недоумение. Автор хочет найти книги по мифологии и первобытной философии? Может быть, и не те книги, изданные на Западе, которые автор хотел бы почитать, но в любой библиотеке можно найти достаточно материалов на эту тему. Часто автор выражает свои мысли очень странно: «Марксисты отвергают романтические домыслы о том, что «Дети природы безмятежно философствовали на ее лоне», но ведь автор пытается показать, что так и было на самом деле, при чем здесь «романтические домыслы»? Или «по утверждению марксистской истории, наши предки были темными, забитыми и отсталыми людьми» - какая «марксистская история» это утверждает? И еще автор почему-то утверждает, что до ХХ века тувинцы жили в условиях первобытного общества. Что-то не в порядке с периодизацией истории?

В следующих номерах газеты М. Байыр-оол «попытается в популярной форме раскрыть сущность основных категорий народной философии тувинцев». Будем надеяться, что это ему удастся без тех неточностей, которыми изобилует вводная статья.

Ирина Качан

 (голосов: 2)
Опубликовано 6 июня 2002 г.
Просмотров: 3237
Версия для печати

Также в №24:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru