газета «Центр Азии» №23 (31 мая — 6 июня 2002)

ПРОБЛЕМЫ ПИЙ-ХЕМСКИХ КУРГАНОВ

31 мая 2002 г.

Жители села Аржаан считают , что потревоженные раскопками духи предков мстят им...

Во всем мире существовали и существуют уникальные для каждого региона природно-археологические ландшафты, которые формировались поколениями и поколениями людей на протяжении многих тысячелетий.

Складывались они из мироощущения живущих в том или ином месте людей, их отношения к природе, хозяйственной деятельности, духовной культуре. Особенно богатой в этом отношении была и остается Южная Сибирь, и в том числе наша Тува. Долина реки Уюк, в окружении снежно-голубых вершин Уюкского и Кортушибинского хребтов с ее древними мощными курганными комплексами и некогда возвышавшимися здесь каменными изваяниями и стелами с руническими письменами, свидетелями былой высокой культуры местного населения, является одним из самых замечательных памятников природноархеологического ландшафта на земле.

В нетронутом, своем почти первозданном виде этот памятник находился вплоть до начала прошлого столетия. Хотя некоторые курганы и были потревожены разного рода грабителями, внешний вид их не претерпел каких-либо заметных изменений. Но вот появились первые путешественники, ученые, которые с самыми благими намерениями, в научных целях, стали раскапывать курганы, сдвигать с мест и перевозить, причем, ценой неимоверных усилий, каменные изваяния, стелы с руническими письменами. Их теперь можно найти где угодно - в минусинском музее, в музеях Петербурга, Томска, в Кызыле, но только не там, где им положено быть - в долине реки Уюк. Два каменных изваяния-кожээ находятся сейчас в туранском музее, но сделано это ради того, чтобы спасти их от увоза куда-нибудь подальше. Один из самых крупных курганов в этой долине был раскопан весьма уважаемым ученым Андриановым еще в 1916 году, сейчас на месте этого кургана три высоких холма, поросших травой.

В 1937 году госхоз «Уюк», переменив свое мараловодческое направление на полеводство и животноводство, избрал для своего нового жительства место в степи около самого большого кургана, считавшегося священным из-за родника, который вытекал прямо из его подножия, и вода эта почиталась в народе как магическая, обладающая целительной силой. Такие родники тувинцы называют аржаанами. По названию родника и кургана, откуда он истекал, было названо и село, расположившееся около этого священного места, где местные тувинцы устраивали моления и проводили традиционные праздники и ритуалы.

Для фундаментов строящихся домов понадобился камень, и кто-то предложил брать его из каменной насыпи кургана, благо он был под рукой. Так началось разрушение святыни. Что тогда происходило в душах людей? Как это повлияло на их нравственный и духовный мир, можно только догадываться.

А в 1971 году приехали археологи и начали грандиозные раскопки места, которому поклонялись люди, некогда жившие здесь. В результате четырех-летних археологических работ курган исчез с лица земли, как будто его никогда здесь и не было. Вместо него туристам теперь предлагается столбик с надписью. А что местные жители? Жители особого значения этим раскопкам не придали - у них тогда была работа, была вера в будущее, были новые, коммунистические идеалы.

Но вот прошло почти тридцать лет - и все изменилось. Растащен и разграблен богатый совхоз, который давал работу всему селу, закрылась больница, детский сад, филиал быткомбината, другие организации. Люди стали покидать село, где криминогенная ситуация вышла за все допустимые пределы. Оставшиеся живут, кто как может, потеряв все идеалы и ориентиры в мире, который из доброй матери превратился в злую мачеху.

И вот, когда снова в 2000 году начались большие работы по раскопке грандиозного курганного комплекса в девяти километрах от Аржаана, люди заволновались: а не виноваты ли они в том, что сначала сами начали разрушать святыни, завещанные им их древними предками, а потом допустили туда посторонних людей, и теперь потревоженные духи мстят им.

Вот тогда аржаанцы стали писать письма представителю президента, самому президенту Тувы и требовать, чтобы их куда-нибудь переселили с этого неспокойного места.

На недавней встрече аржаанцев с Шериг-оолом Ооржаком, теперь уже с председателем правительства, они снова задали ему этот вопрос: что делать, как жить дальше? Председатель правительства попросил людей потерпеть, пока археологи не закончат своей работы и пообещал, что больше никаких разрешений на подобные работы даваться не будет.

Но людей такой ответ мало устраивает, ведь они хотят жить сегодня и сейчас, а то, что в других поселках, где никаких раскопок не ведется, ситуация не лучше, тоже никого не успокаивает. Пока никто никаких криминальных действий в отношении археологов не устраивал, но что в Ааржане неспокойно, до них, вероятно, донеслось. 16 мая в поселке по просьбе начальника тувинской археологической службы Омака Шиирапа побывали сотрудники ФСБ, которые вместе с представителем администрации Пий-Хемского кожууна Верой Иусовой и автором этой статьи присутствовали на сельском сходе, где ожидались и сами виновники происходящего - археологи, которые приехать не смогли, так как в этот день у них были важные деловые встречи в Кызыле.

На мой вопрос, как конкретно жители Аржаана связывают свои беды с раскопом кургана, учительница Светлана Кызыл-оол ответила, что резко повысилась преступность в селе, а самое главное - смертность. Только за одну неделю, именно ту, когда было вскрыто захоронение с большим количеством золота, в поселке сразу умерло пять человек, причем, двое совершенно беспричинно. Шаманка, которую пригласили из Кызыла, чтобы очистить село, доехала только до оваа на перевале, что почти рядом с курганом, и отказалась ехать дальше, сказав, что Аржаан в таких грехах, что очистить его уже нет никакой возможности.

Кроме того, всех интересует вопрос, где находится сейчас то богатство, которое взято из их земли, и вернется ли оно в Туву, в Пий-Хем?

Почти такой же вопрос я задала заместителю директора тувинского национального музея Людмиле Салчак, которая недавно ездила в Санкт-Петербург, была в Эрмитаже. Прошлой осенью она писала проект договора с Эрмитажем о дальнейшей судьбе пий-хемского золота. Людмила Монгушевна ничего конкретного мне сказать не могла, так как в Эрмитаже ей даже не показали нашу коллекцию, и договора, как оказалось, пока никто не заключал. Может быть, что-то прояснят сами археологи, с которыми я надеюсь в ближайшее время встретиться. А пока хотелось бы высказать на этот счет свою точку зрения.

Сейчас в мире существует огромное количество археологических сайт-музеев, т.е. музеев, где история представлена на месте ее действия. Посетителю гораздо интереснее посмотреть вещь там, где она найдена, там, где она когда-то прожила свою жизнь. Такой метод показа уже доказал свою чрезвычайную привлекательность. Знаменитый английский музеолог, журналист и публицист Кеннет Хадсон в замечательной книге «Влиятельные музеи» пишет:

«Ранее считалось, что все обнаруженное при раскопках следует доставлять в некий «центральный музей» ради сохранности и удобства, для реставрации и научных исследований. Теперь, наконец, осознано, что нельзя автоматически приравнивать размер музея к его качеству».

И еще Хадсон пишет:

«Исторические объекты и их окружение следует по возможности сохранять как единое целое, поскольку для полного понимания событий прошлого необходимо и то, и другое. Посещение такого музея, как правило, требует специальной поездки. Чтобы в него попасть, необходимо осознанное усилие. Люди оказываются там не волей случая, не от нечего делать, поэтому можно ожидать, что если не уровень их умственного развития и образования, то уж точно уровень их любопытства и заинтересованности будет выше среднего. Сайт-музеи, как правило, добиваются наибольшего успеха, когда их окружает живописная местность, привлекающая людей сама по себе, и когда их тема проста и ясна».

Кажется, лучше и точнее уж ничего и не скажешь. Действительно, сколько было в прошлом году желающих посмотреть на то место, где были найдены наши сокровища! Приезжали даже зимой, чтобы посмотреть на саму Долину, на горы, на снег, на место действия! Я считаю так же как и жители села Аржаан: это место нужно сохранить. Пусть этот курган будет последним из раскопанных в Долине Царей, пусть она сохранится для будущих поколений хотя бы в том виде, в каком пребывает сегодня. И я полностью согласна с доктором исторических наук, археологом из Кемерова А.И. Мартыновым, который сказал:

«Не надо обольщаться тем, что ученый уничтожает исторический ландшафт с научной целью, а промышленники - с хозяйственной целью или по незнанию. Конечный результат один - историко-археологический ландшафт уничтожен, исчез с лица земли, его больше нет, и его не заменят никакие монографии или сборники материалов этих раскопок». Подчеркиваю: это сказал археолог.

Когда уже была написана эта статья, произошла встреча с руководителями археологической экспедиции Константином Чугуновым и Анатолием Наглером, а также начальником археологической службы Тувы Омаком Шиирапом, которые ответили на некоторые интересующие меня вопросы. В частности, они сказали, что соглашение между Эрмитажем и Тувой пока находится в стадии доработки, когда оно будет подписано, пока неизвестно. Тем не менее работы по реконструкции и реставрации аржаанской коллекции в Эрмитаже идут. Что касается времени раскопок, то они намерены закончить работу с самим курганом уже в этом году, но предстоит еще более интересная работа, так как под самим курганом обнаружен культурный слой древнего поселения эпохи бронзы. Таких поселений в Туве практически больше нет. А в отношении музеефикации кургана, которая была оговорена в договоре 1998 года, они пояснили: делают смотровую площадку, которая с дороги будет напоминать вид раскопанного кургана. Для того, чтобы сделать настоящий музей под открытым небом, нужны очень большие средства, и этим должно заниматься правительство Тувы.

Самих же археологов больше всего занимает проблема охраны раскопа. У местной милиции нет на это возможностей. Нанять охрану, как это было сделано в прошлом году - очень дорого-один час работы одного охран-ника стоит сегодня 51 рубль. Пока обходятся помощью местных казаков, но это не дает уверенности в полной безопасности.

Проблем много. Меня же в этой ситуации радует одно - обнаруженное археологами древнее поселение на месте разрушенного кургана. Жизнь после смерти. И уж эту жизнь мы должны сохранить во что бы то ни стало: найти на музеефикацию этого сверхуникального комплекса средства, а главное - желание сделать это.

Татьяна Верещагина
http://www.centerasia.ru/issue/2002/23/2601-piy-hem.html