газета «Центр Азии» №2 (4 — 10 января 2002)
Заковыристый вопрос

Радуйтесь, предприниматели и покупатели: налог с продаж взимался незаконно!

4 января 2002 г.

– Слышала, что в августе 2001 года Верховный Суд Республики Тыва отменил налог с продаж, которым обложили предпринимателей Тувы. Чтобы не иметь конфликтов с законом и налоговыми органами, прошу официально разъяснить: должны ли мы платить налог с продаж; если налог с продаж был установлен незаконно, то куда обращаться, чтобы вернуть его?

Л. Павлушина.

За разъяснением мы обратились в Верховный Суд РТ, 8 августа 2001 года признавший ряд статей Закона РТ “О налоге с продаж” противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству. Подробный официальный ответ на запрос дала заместитель председателя Верховного Суда Алекмаа Анай-ооловна Салчак.

Закон Республики Тыва “О налоге с продаж” был принят Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва 29 декабря 1998 года, и введен в действие постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва №127 “О введении в действие Закона Республики Тыва “О налоге с продаж” от этого же числа.

Пункты 1 и 3 статьи 1, статьи 2 и 3 этого Закона содержали общие понятия налога с продаж, о порядке его введения в действие на всей территории Республики Тыва, понятия о плательщиках налога (налогоплательщиках) и об объектах налогообложения.

Так, например, согласно статье 3 Закона объектами налогообложения были признаны стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых оптом или в розницу за наличный расчет, а именно:

– стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели (согласно приложению №1), радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания (согласно приложению №2), мехов, видеопродукции и компакт-дисков, вычислительной техники и игровых компьютеров, стоимость пантов;

– услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов;

– стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха;

– других товаров и услуг, не перечисленных в пункте 2 настоящей статьи (пункт 2 статьи 3 содержал перечень не подлежащих налогообложению товаров и услуг).

Согласно пункту З статьи 4 этого закона в случае отсутствия раздельного учета реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан был уплачивать налог с продаж с общей суммы реализации. Раздельный учет реализации товаров (работ, услуг) означает учет стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых оптом или в розницу за наличный расчет.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ содержит аналогичные положения, а пунктом 1 статьи 38 кодекса предусмотрено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения

Таким образом, статья 3 Закона РТ “О налоге с продаж” противоречит как статье 57 Конституции РФ, так и положениям нового Налогового кодекса РФ, так как нельзя устанавливать не предусмотренный законом налог и произвольно вносить в перечень объектов налогообложения не являющиеся таковыми товары и услуги.

Пункт 3 статьи 4 Закона также противоречит Конституции РФ и вышеназванным нормам федерального закона, так как расширяет обязанности налогоплательщиков, обязывая их в случае отсутствия раздельного учета реализации товаров (работ, услуг), уплачивать налог с продаж (работ, услуг), как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению.

Постановлением Конституционного суда РФ от 30 января 2001 года №2-П по делу о проверке конституционности положения статьи 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, а такжеаналогичных тувинскому законов Чувашской Республики и Челябинской области “О налоге с продаж” по жалобам ряда граждан и юридических лиц положения частей первой-четвертой статьи 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” были признаны не соответствующими части 1 статьи 19, части 3 статьи 55, а также статье 57 Конституции РФ, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов РФ.

Так как пункты 1 и 3 статьи 1, статьи 2 и 3, пункт 3 статьи 4 Закона РТ “О налоге с продаж” полностью воспроизводили положения (текст) частей первой, второй, третьей и четвертой статьи 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, признанных не соответствующими Конституции РФ, то решением Верховного суда РТ от 8 августа 2001 года они и были признаны противоречащими Конституции РФ и Федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда.

Приложения №№ 1-3 к данному закону содержали перечень товаров и услуг, подлежащих и не подлежащих налогообложению, которые также признаны не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу. В настоящее время названное решение суда вступило в законную силу с 19 августа текущего года, ни в кассационном, ни в надзорном порядке не было обжаловано и опротестовано, то есть, подлежит исполнению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Таким образом, до момента опубликования парламентом Республики Тыва Закона РТ “О налоге с продаж” в новой редакции на территории республики действуют Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ, так как признаны не действующими и не подлежащими применению нормы закона, содержавшие общие понятия об объектах налогообложения и обязанностях налогоплательщиков, что имеет принципиальное значение.

Налогоплательщики, начиная с 19 августа 2001 года, не должны уплачивать налог с продаж.

Те же, кто желает вернуть уже выплаченные в 1999-2001 годах суммы – могут предъявить иск к налоговым органам, обратившись в установленном порядке в Арбитражный Суд Республики Тыва.

А. Салчак,
заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва.

В декабре 2001 года Верховный Хурал РТ оперативно принял новый вариант Закона “О налоге с продаж”, он уже подписан президентом.

Такая оперативность объяснима: правительство торопило Хурал. “Я очень уважаю прокуратуру и Верховный суд Республики Тыва, – сказал на сессии заместитель Главы правительства РТ Валерий Оюн, – но, на мой взгляд, они поспешили – 4,5 миллиона рублей мы на этом теряем”.

Ничего себе “поспешили”! Два с половиной года все покупатели республики вынуждены были платить за товары и услуги на 5% дороже. И это – на основании незаконного закона! Все-таки бюджет надо пополнять на законных основаниях, не давя на горло местным производителям и соблюдая Конституцию России. Так что спасибо Верховному Суду РТ за то, что он стоит на страже Конституции России, охраняя наши законные гражданские права!

Подготовила Надежда Антуфьева
http://www.centerasia.ru/issue/2002/2/2828-quest1.html