газета «Центр Азии» №19 (1 — 8 мая 2002)

Муздрамтеатр переведен на особый режим работы

1 мая 2002 г.

– Правда ли, что в связи с убийством в Муздрамтеатре, он переведен на какой-то особый режим работы?

В. Катков, г. Кызыл

Действительно, в соответствии с приказом заместителя министра культуры Сергея Олзей-оола № 92 от 2 апреля 2002 года зданию Музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола придан статус объекта с особым режимом работы. Кроме того, директору театра Кан-оолу Тагаланову приказано разработать и упорядочить контрольно-пропускную систему, дежурство всех служб и заместителей во время проведения мероприятий, обеспечить дежурный персонал внутренней мобильной связью в радиусе 300 метров, униформой и нагрудными визитками. А сделано это в целях профилактики чрезвычайных происшествий в связи проведением правительственных мероприятий, конкурсов, фестивалей, концертов республиканского и регионального масштаба в здании Муздрамтеатра, как особо ценного культурного объекта.

А 16 апреля в Муздрамтеатре состоялось совещание, на котором присутствовали 75 из 180 сотрудников театра, министр культуры Виктор Наксыл, его заместитель Сергей Олзей-оол и приглашенные: заместитель министра МЧС РТ Владимир Сиирин, начальник Госпожарнадзора при МЧС РТ Александр Бардуков и сотрудник ФСБ, заместитель начальника отдела по борьбе с терроризмом Вячеслав Мижит. Темой встречи послужило не только случившееся 23 марта – есть у театра и другие насущные проблемы.

Александр Бардуков заострил внимание собравшихся на том, что часть системы пожаротушения в театре вышла из строя, во время мероприятий за сценой курящие устраивают “дым коромыслом”, лампы без плафонов, подсобные помещения заполнены декорациями, не обработанными противопожарной пропиткой. Случись пожар, нет возможности добраться до пожарных рукавов, да и толку от них немного – некоторые практически непригодны. Кроме того, всем без исключения сотрудникам театра необходимо принять участие в практических учениях по эвакуации зрителей из МДТ, а во время концертов на сцене необходим пожарный. “Во время инаугурации фейерверки прямо с битумной крыши театра запускались, наш пожарник бегал, эти искры затаптывал!” – закончил выступление начальник пожарного надзора.

Вячеслав Мижит сказал: “Во время инаугурации приезжал Полномочный представитель президента РФ в Южно-Сибирском территориальном округе. Мы среди зрителей обнаружили вооруженного человека. Впоследствии оказалось, что это был представитель частной охранной системы, и в свободное от работы время ходил с оружием. Думаю, что после выхода в свет приказа № 92 совместными усилиями сотрудников ФСБ и театра легче будет предотвратить возможные правонарушения”.

У директора ТМДТ Кан-оола Тагаланова свой взгляд на происходящее:

“Да, все концерты и торжества республиканского значения проходят у нас, но многие запланированные нами мероприятия срываются из-за правительственных. У нас премьера, а тут – срочный заказ. Естественно, приходится перестраиваться, иногда я до поздней ночи работаю здесь. Художник говорит одно, режиссер – другое, а пожарные все запрещают. Если жидкой пропиткой обработать декорации, они испортятся. Есть сухая пропитка в Иркутске, Красноярске. Мы обращались в пожарную охрану, хотели купить, сколько бы она ни стоила. А автоматика сломалась 10 лет назад, сделать ее – специалистов нет. А фейерверки устраивали не мы, а Министерство культуры по решению оргкомитета правительства.

Приказ по особому режиму работы театра надо было сделать давно, а нам сделать выводы, что театр – культурная ценность и памятник архитектуры. И опять проблема: оклад охранника выше зарплаты народного артиста: один охранник с оружием стоит 5-6 тысяч. Если даже уволить 12 вахтеров, охраннику не хватит. И я прошу Министерство культуры пересмотреть штатное расписание сторожей-дежурных и включить туда единицу охранника”.

После ухода сотрудников спецслужб разговор продолжился. Говорили о внутреннем распорядке и постановках, о финансировании и дисциплине, о курении и распитии спиртных напитков в стенах театра. Сергей Олзей-оол, вспомнив о двух убийствах, случившихся в то время, когда он был директором филармонии, об азартных играх в кабинетах, сказал: “Дело обстоит действительно серьезно. Мы зачастую думаем, что это нас не касается, но здесь, в театре, произошло убийство. Оказывается, и такое возможно в храме искусства... Пока я от комментариев воздержусь, следствие покажет, но выводы следует сделать всем: от технички до народного артиста и директора”.

Следствие продолжается. На мои вопросы по поводу происшедшего в театре 24 марта заместитель прокурора города Юрий Бредненко ответил: “По факту обнаружения трупа бывшего электрика театра Тюлюш Александра, 1957 года рождения, обнаруженного в подвале Муздрамтеатра, 24 марта 2002 года возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ (причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть по неосторожности). Были задержаны Эдуард Мижит и Орлан Монгуш, в отношении которых избрана мера пресечения – подписка о невыезде.

Пока мы не можем квалифицировать данное деяние – заключение судмедэкспертизы еще не готово и официально неизвестно, какие телесные повреждения обнаружены у погибшего. Пока известно, что после распития спиртных напитков произошла драка, потерпевшему нанесли несколько ударов кулаком. На месте происшествия – обильные потеки крови с четвертого на первый этаж. Внизу был обнаружен труп, на котором конкретных видимых повреждений, ран, которые были бы нанесены посторонним оружием, тем более, ножевых ранений, не обнаружено. Только после заключения эксперта будет решен вопрос о дальнейшей мере пресечения в отношении задержанных”.

В заключении совещания было решено разобраться в ситуации внутри коллектива театра, а потом внести предложения в Министерство культуры.

Сложилось впечатление, что Виктор Наксыл и Сергей Олзей-оол пришли в театр не просто для галочки, чтобы наказать, объявить выговор, уволить, а постарались обратить внимание людей на проблему. Иначе для чего такие слова: “Мы пришли с вами поговорить откровенно, мы почувствовали, что в театре сложная обстановка...”, и такие: “Мы хотим гордиться театром – вы же замечательный творческий коллектив!”

Елена ТРУШНИКОВА
http://www.centerasia.ru/issue/2002/19/2621-teatr.html