газета «Центр Азии» №16 (12 — 18 апреля 2002)
Московские огни

Граждане мира родом из Центра Азии

12 апреля 2002 г.

Одна из самых успешных тувинских музыкальных групп – “Ят-Ха” штурмовала на прошедшей неделе московские клубы. Собственно штурма как такового не было: публика радостно сдалась на милость победителя. Концерты прошли в: “Бункере” (4 апреля), “Петровиче” (5 апреля), “Ботанике” (6 апреля), “Китайском летчике Джао Да” (7 апреля), Центральном Доме Художников (9 апреля), “Доме” (10 апреля).

Детище Альберта Кувезина существует уже двенадцать лет, музыканты много гастролировали по свету, однако Москва оставалась вне поля творческого охвата. Российская столица была мало знакома с творчеством одной из необычных самобытных групп Тувы, хотя редкие транзитные концерты “Ят-Ха” все равно встречались с интересом. Ныне звезды World Music, а именно такое звание получила группа в этом году по итогам конкурса “BBC Radio3” в Лондоне, принимаются в златоглавой при полных залах и таком же полном восторге. Россия, как всегда, только догоняет Запад и признает свои собственные таланты после принятия их Европой и Штатами.

Концерты Альберт Кувезин представляет как путешествие из Москвы в Туву: “Можете выбирать для такого путешествия любой вид транспорта, но мы вам предлагаем более экологически чистый – наши песни. Пристегните ремни!” И все пускаются в путь вслед за жизнерадостными композициями в исполнении Альберта (гитара, каргыраа), Евгения Ткачева по прозвищу Дед-Распутин (ударные), Радика Тюлюша (монгольский инструмент моринхур, вокал, хоомей), “дикой пастушки” Сайлык Оммун (вокал), Михаила-“Махмуда” Скрипальщикова (бас-гитара).

Известные тувинские песни “Танды”, “Калдак-Хамар”, “Агитатор”, “Хандагайты” и другие модернизированы, но при этом не теряют своей сути. Чабан, его верный конь, природа, любовь, жизнь – эти темы становятся неисчерпаемым источником для вдохновения и радости бытия. Названия песен подаются для восприятия западной публики адаптировано и с юмором: “тувинские ковбои”, “чабаны-пастухи, их пастушки и паства”. Название “Верблюд-Скала” – “Теве-Хая” преображается в английское “Кэмэл-рок” и вначале неизбежно ассоциируется с известной торговой маркой (“Вы рекламируете сигареты?”). Озорные тувинские частушки “Кожамыктар” радостно подхватываются как народные “хулиганские, застольные-подстольные”.

Основой большинства композиций рок-группы Тувы становится ритм – звук копыт скачущего коня, что в лихом исполнении ударника Деда Распутина одновременно притаптывает и взвинчивает аудиторию. В эту атмосферу галопом-скачущего-нахраписто-вздыбленного весьма неожиданно вписывается и русская песня “Ой, мороз, мороз!” Здесь, как известно, герой делит тяготы жизни – морозную погоду и ревность жены – со своим верным конем. Как представители сибирской территории, “ят-хисты” также дают новое звучание песням старообрядчества.

После ударного сезона в Москве “Ят-Ха” собирается в Европу на очередное гастрольное турне, затем летом в Лондоне будет записываться очередной альбом (в активе группы уже есть одна пластинка и три компакт-диска). Творческие силы республики продолжают покорять Россию и зарубежье своим уникальным искусством и талантами, делая тувинскую музыку – мировой, а себя – гражданами мира родом из Центра Азии.

Чимиза Даргын-оол, собственный корреспондент
http://www.centerasia.ru/issue/2002/16/2517-grazhdane-mira-rodom-iz-centra-azii.html