газета «Центр Азии»

Понедельник, 10 августа 2020 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №15 >Интронизация по-тувински, или восхождение на Львиный трон

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Интронизация по-тувински, или восхождение на Львиный трон

ЦА №15 (5 — 11 апреля 2002)

Как бы смотрелась интронизация папы Римского в Ла Скала или патриарха Всея Руси Алексия в Большом театре? Сложно представить, но можно. Наш театр, конечно, не Большой и не Ла Скала, но мероприятие, сравнимое по масштабу с коронацией папы Римского или патриарха Алексия произошло и в Туве. Пройдет время, и потомки будут вспоминать 28 и 29 марта как исторически важные для Тувы: 28 прошла интронизация (прим: торжество по случаю возведения на престол главы церкви) официально третьего, досрочно избранного, Камбы-ламы Тувы, 29 – подписание Протокола о намерениях создать Координационный Совет традиционных буддистов России.

Народу собралось в зале больше обычного, многие стояли. Ведущий празднества, а это именно праздник для верующих, Орлан Дамба-Хуурак открыл вечер приветствием и возвестил о выходе нового Камбы-ламы Тувы, и под религиозное пение, восторженные крики собравшихся в окружении монахов из верхних дверей к сцене проследовал невысокого роста человек с бритой головой и сел на “трон” справа (прим: трон называется Арзылан-дужулге – Львиный трон). Собравшиеся вокруг монахи запели молитву в честь новоизбранного. 35 минут чтения сутр, то ускоряющегося, то затихающего, как в замедленном кадре, люди вынесли стойко: стояли со сложенными молитвенно перед собой ладонями и покорно ждали конца чтения сутр, и никто не спешил сесть.

Затем Камбы-лама дал священную клятву, которую народ внимательно выслушал. Всегда, когда люди дают клятву, особенно высокопоставленные лица, хочется видеть выражение лица. К сожалению, окружившие своего нового руководителя священнослужители не дали возможности видеть лицо Камбы-ламы. Казалось, монахи несколько неуютно чувствовали себя на сцене – все-таки место для зрелищных мероприятий, и религиозное мероприятие никак не сочеталось – зрителям все время хотелось похлопать даже тогда, когда это, в общем-то, не принято. Тем не менее священнослужители достойно провели весь ритуал. Только вот многие, к кому я потом подходила с вопросами, об этом событии узнали случайно: проезжая мимо, от знакомых на улице.

Насколько событие было серьезным, обычно судят по рангу приглашенных гостей: ширээтэ-лама (настоятель) Санкт-Петербургского буддийского храма “Дацан Гунзэчойнэй” Буда Бадмаев, являющийся учителем, наставником почти всех тувинских послушников, в том числе и нынешнего Камбы-ламы, ширээтэ-лама Центрального Калмыцкого хурула “Туптен-Геден Шеддуп Чойхорлинг” Санже Огулов, ширээте-лама Иволгинского дацана, ректор Буддийского института “Даши Чойхорлинг” Дагба Очиров, соржу-лама Управления Камбы-ламы Байыр Шыырап, пресс-секретарь Буддийской традиционной Сангхи (общины) России, известный переводчик Борис Дондуков, известный художник-иконограф из Монголии Мохбатор, приглашенный для оформления храма Цеченлинг и Барун-Хемчикского дугана и другие гости из Бурятии, Индии, Монголии, Калмыкии.

Традиционно по буддийскому обычаю выходившие после приветственных речей, преподносили кадак, в основном белый. Много интересного, просто познавательного в плане знакомства с “желтой религией” узнали в этот вечер собравшиеся.

Каждый выступавший, поздравляя, говорил о достойном выборе, желал новому главе тувинского духовенства продолжать распространять и развивать учение Будды, работать во благо своей республики и добра, “Ламы существуют только для вас,” – определил призвание священнослужителей Санже-башкы, обратившись к сидящим в зале.

Из всех речей мне очень запомнилось выступление гостя из далекой Индии гелонг Сотпа Гьяцо, который стоял спиной к зрительному залу и как бы беседовал с Еше Дагба, переводившим его слова, разъяснял, словно старший учит младшего: что означает белый кадак, который он принес Камбы-ламе. “Почему я принес белый? – начал башкы и повесил кадак на микрофон, словно на ветку дерева. – “Пусть его душа будет такой же белой, как цвет этого кадака”. Затем он подал кадак собеседнику, растянул его и сказал: “Края кадака ровные и прямые, как стрела. Пусть путь вашего Камбы-ламы будет ровным и гладким, пусть работа ладится”. Потом, взяв почти невесомый кадак, немного подбросил его вверх и погладил: “Он такой нежный и мягкий. Пусть душа его будет такой же мягкой и доброй, как этот кадак”. В заключение сказал: “Кадак такой длинный, как длинно и вечно учение Будды, показывает его длинный путь развития”.

Был небольшой конфуз, когда ведущий объявил о выходе руководителя администрации президента Республики Тыва, а после недоуменного молчания и спикера парламента – ни вновь избранный Глава правительства, ни председатель парламента не почтили сие мероприятие своим присутствием.

Ни одно празднество не обходится без плясок и песен. В этот вечер пришли порадовать главу духовенства и гостей “эдегейчики” Вячеслава Донгака, танцы, песни, в основном религиозной направленности, перемежались с выступлениями гостей, представителей разных партий, кожуунов. Кроме “Эдегея” выступали известные группы “Чиргилчин”, “Чангы-Хая”, Ляна Ондур, ансамбль “Саяны”, симфонический оркестр и другие.

Только в половине десятого, когда закончились выступления и праздничные номера, народу было разрешено подойти к Камбы-ламе и получить его благославение.

Если забыть, что это театр (ну нет у нас больше более менее приличного здания, в котором и микрофоны бы были расставлены, и мест бы хватало), что Орлан Дамба-Хуурак выручал сидящих, напоминая, что тут де лучше встать, а тут можно и посидеть, если не обращать внимания на то, что большая часть прихожан отходила спиной от его святейшества после подношения кадака – ну учить нас надо еще, всего-то второй раз такое событие, – то церемония, можно сказать, состоялась. Но вопросы капризно и назойливо не давали покоя.

За кулисами тувинские священнослужители охотно объясняли, что за божество изображено на полотне (это была танка с изображением богини Норжунмаа, сохранившаяся еще со времен Верхне-Чаданского хурээ благодаря музею). Но на вопрос “почему переизбрание произошло раньше срока”, они смущенно замолкали, а Еше Дагба улыбнулся и отрицательно покачал головой. Тогда я договорилась с заместителем Камбы-ламы по внешним делам Лопсаном Монгушем о встрече с новым главой тувинского духовенства.

В понедельник, 1 апреля, в назначенный час я пришла в управление Камбы-ламы. Монахи меня встретили настороженно, мне показалось даже слегка неохотно, но очень вежливо.

Камбы-лама Март-оол Норбу-Самбуу родился в Бай-Тайгинском кожууне в селе Тээли. Ему 31 год. Он является старшим из двух детей своих родителей. Сами родители, отец Николай Хертекович Норбу-Самбуу и мать Чечек Хертековна Маскыр, из многодетных семей: 12 и 14 человек. Серьезно начал заниматься религией с 1994 года. Учился в Санкт-Петербургском высшем буддийском колледже, в Индии (институт Дерпун Гомон), имеет сан гелонга (по-тувински “хелин”). Получил монашеское имя, данное его наставником в Индии, Лопсан Туптен.

– Уважаемый Март-оол-башкы, поздравляю вас с таким высоким доверием, которое оказало тувинское духовенство, выбрав вас своим главой. Когда вы узнали о том, что станете Камбы-ламой, кто предложил вашу кандидатуру?

– Кандидатуры выставляются определенными людьми. На съезде предлагают, затем выбирают. Несколько людей предложили меня, еще три кандидата было – выбрали меня.

– Съезды часто проходят?

– Раз в три года. Бывают еще экстренные раньше срока.

– В каких случаях созываются экстренные?

– При тяжелой болезни Камбы-ламы, в связи с грубым нарушением,

– Что входит в разряд грубых нарушений у монахов?

– Если не справляется со своими обязанностями, нарушение обета монашеского, много их, очень много.

– А какие обеты есть у Камбы-ламы?

– Высший духовный обет – обет гелонга, их 253 обета.

– Не могли бы вы перечислить хотя бы самые главные или первые пять?

– Если я произнесу, это уже будет грехом для меня, я не должен разглашать свой обет, когда я даю его, никто не должен этого слышать. Основные: не убей, не укради, не лжесловь, не прелюбодействуй.

– По правилам Камбу-ламу выбирают раз в три года, а у предыдущего, Еше Дагба, срок еще не вышел. Что послужило причиной его переизбрания, что он такое совершил?

– Мне бы не хотелось об этом говорить, сами понимаете.

– Может быть, ваш заместитель Лопсан-башкы ответит?

– Вам ответят, сейчас подойдут еще другие ламы.

– Церемония интронизации проходила в театре – месте зрелищных мероприятий, шоу. Почему?

– Это была вторая часть. Первая часть прошла по традиции здесь. У нас дуган маленький, много народу не поместится.

– Сейчас погода теплая, во дворе хурээ не хватило бы места?

– Погода очень изменчивая, мы не хотели, чтобы люди себя плохо чувствовали: мерзли или уставали, ведь это все проходит долго.

– Во время чтения сутр мне все время хотелось стать на колени, но увы… Как вы думаете, насколько грамотен наш народ в отношении “желтой религии”?

– Вера в тувинском народе не потерялась. Вы же знаете, в течение семидесяти лет здесь молчали о нашей религии. Если семена посадить, дерево не сразу вырастет, так и здесь. Нужны годы.

– Когда вы узнали о существовании этой веры?

– Тогда не говорили об этом. Начали интересоваться в 80-е годы, когда по телевизору рассказывали о монахах Шао-Линя, в местных газетах писали о том, что юноши из Тувы едут учиться в Китай. Меня это очень заинтересовало.

– Ваши родители не воспротивились вашему выбору, ведь все-таки быть монахом нелегко – столько обетов?

– Нет, они даже обрадовались и поддержали меня. Да, быть монахом труднее, чем обычному человеку.

– Можно ли монаха вообще изгнать из монастыря, отлучить, если выражаться терминологией христианства, от церкви?

– Если монах не соблюдает своих обетов.

– А как можно узнать это?

– Это очень легко (тут только башкы улыбнулся).

– Среди 253 обетов Камбы-ламы есть обет безбрачия?

– Да. Все, кто имеют высший духовный сан, дают такой обет.

– Перед принятием обета вам дается время на обдумывание?

– Да, это сразу не приходит. Мы же не один год думали. Потом сознательное решение принимается.

– У вас были колебания? Было ли желание от всего этого отказаться?

– Даже мысль такая недопустима – это уже считается грехом.

– А ради чего вы отказываетесь от земных благ?

– Ради учения Будды.

Пока мы беседовали, подошли Буда Бадмаев, Санже Огулов, Лопсан Монгуш. Беседа с Буда-башкы и Санже-башкы об учении Будды, истории, будущем Тувы, о различных религиозных сектах, о нравственности, о проблеме преподавания буддизма в школах могли увести от главной темы нашей беседы, и я настойчиво задала свой вопрос: о причинах досрочного переизбрания Камбы-ламы Тувы. Разговор пошел натянуто, особенно был взволнован Лопсан-башкы. Я постаралась объяснить, что наша обязанность – дать ответ читателям, которые пишут, звонят: “Это ведь ваши прихожане, ваш народ”. И только тогда монахи переглянулись: ну ладно.

Буда-башкы: Никаких внутренних конфликтов в связи с избранием нового Камбы-ламы нет. Это все решается мирно.

Никаких внутренних конфликтов в связи с избранием нового Камбы-ламы нет. Это все решается мирно.

Лопсан-башкы: Нам не нравится то, что пишут в газетах об этом. Например, то, что Март-оол Норбу-Самбуу не имеет духовного сана, это неправда. Он имеет сан гелонги, как и Еше Дагба, Норбу-Самбуу раньше получил этот сан. И к организации “Хостуг Тыва” мы не имеем никакого отношения. Печально читать такие статьи. Мы все дружно живем. Долаан-башкы (прим: предыдущий Камбы-лама) занимает сейчас очень высокий пост – Кенсур-ринпоче. Этот сан, в отличие от звания Камбы-лама, остается на всю жизнь, а Камбы-лама сменяется через три года.

Нам не нравится то, что пишут в газетах об этом. Например, то, что Март-оол Норбу-Самбуу не имеет духовного сана, это неправда. Он имеет сан гелонги, как и Еше Дагба, Норбу-Самбуу раньше получил этот сан. И к организации “Хостуг Тыва” мы не имеем никакого отношения. Печально читать такие статьи. Мы все дружно живем. Долаан-башкы (прим: предыдущий Камбы-лама) занимает сейчас очень высокий пост – Кенсур-ринпоче. Этот сан, в отличие от звания Камбы-лама, остается на всю жизнь, а Камбы-лама сменяется через три года.
– Так что же стало причиной переизбрания на самом деле?

– Чисто монашеские дела, касающиеся его сана он отлично исполняет: чтение сутр, рисование, молитвы. А организаторские способности отсутствуют.

– Чисто монашеские дела, касающиеся его сана он отлично исполняет: чтение сутр, рисование, молитвы. А организаторские способности отсутствуют.

– Молод еще?

– Да, неопытен. Наверно, это была ошибка в выборе тогда. Он и сам тогда отказывался. Мы являемся еще и юридическим лицом. Каждый год мы как организация должны предоставлять в Министерство юстиции информацию “о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включающих в единый реестр юридических лиц” (прим: п. 9 статьи 8 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 19 сентября 1992 г.).. А к 16 января 2002 года – прошло уже четыре года. В прошлом году первого июня Минюст проверял нас – отправил комиссию. В ходе проверки с 1997 года практически ничего не было сделано, а это считается огромным серьезным нарушением устава. Комиссией был составлен акт, а предписание Минюста отдали Камбы-ламе. Нам был дан срок до первого июля 2002 года. Обо всем этом Камбы-лама никого не оповестил. Мы узнали случайно, а документы пришлось брать из Минюста. Как юридическая организация мы ничего не сделали.

– Да, неопытен. Наверно, это была ошибка в выборе тогда. Он и сам тогда отказывался. Мы являемся еще и юридическим лицом. Каждый год мы как организация должны предоставлять в Министерство юстиции информацию “о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включающих в единый реестр юридических лиц” (прим: п. 9 статьи 8 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 19 сентября 1992 г.).. А к 16 января 2002 года – прошло уже четыре года. В прошлом году первого июня Минюст проверял нас – отправил комиссию. В ходе проверки с 1997 года практически ничего не было сделано, а это считается огромным серьезным нарушением устава. Комиссией был составлен акт, а предписание Минюста отдали Камбы-ламе. Нам был дан срок до первого июля 2002 года. Обо всем этом Камбы-лама никого не оповестил. Мы узнали случайно, а документы пришлось брать из Минюста. Как юридическая организация мы ничего не сделали.

Мы все провели разговор с Камбы-ламой, он согласился (Лопсан-башкы показал мне Устав, п/п 5 “в” пункта 7 которого гласит, что “в случае грубого нарушения Камбы-ламой административной и буддийской канонической дисциплины” он может быть смещен досрочно). От тайного голосования все отказались – решили честно, открыто выступать. И большинство голосов, за исключением четырех воздержавшихся, было отдано Норбу-Самбуу. По просьбе священнослужителей мы пригласили юрисконсультанта из Минюста и переводчика, они были с нами от начала до конца. Все, что у нас проводилось, было законно.

А в эти дни за такой короткий срок мы сделали очень много, можно сказать то, что не было сделано за пять-семь лет. Например, за семь дней сделали полный ремонт хурээ. Мы очень благодарны ПРЭП “Жилье” – очень помогло нам. Полностью обновили. Все делали монахи, своими руками. Самое главное – наконец-то решили вопрос, который ставился еще 6 июня 1995 года: о создании Координационного Совета. 29 марта – мы подписали Протокол о намерениях создать Координационный Совет буддистов России в составе представителей Тувы, Бурятии и Калмыкии. Такое великое событие произошло в центре Азии. Последний раз такое создавалось в очень тяжелые времена – в 1946 году в Улан-Удэ.

Будет ли наказание Еше Дагба за то, что он вовремя не известил духовенство?

–Мы хорошо его понимаем, у него впереди еще очень много дел, он еще раз может быть избран Камбы-ламой, опыт ему нужен. Мы ему поможем.

Мы еще долго говорили. Об отношениях с православной церковью Лопсан-башкы сказал так: “Мы тесно сотрудничаем с православной церковью, с отцом Алексием близко общаемся, дружим, решаем вместе проблемы. Приветствуем, что положен камень для постройки нового православного храма, это правильно. Мы должны вместе работать в деле духовного возрождения народа”.

Пользуясь случаем, хочу спросить, почему хурээ построено около спортивного стадиона?

–По проекту это место идеально подходит для хурээ, а в генплане города перенос стадиона уже предусмотрен.

Тогда почему новое здание вы хотите строить около аэропорта, на не менее шумном месте?

–Место специально выбиралось. Там будет большой буддийский комплекс. Все дороги в разные кожууны сливаются здесь, людям будет удобно.

То есть все дороги будут вести в храм?

–Да, так и должно быть.

Светлана Монгуш

 (голосов: 0)
Опубликовано 4 мая 2002 г.
Просмотров: 3575
Версия для печати

Также в №15:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2020 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru