|
газета «Центр Азии» №14 (29 марта 4 апреля 2002) Люди Центра Азии "Хочу быть человеком"29 марта 2002 г. |
|
Кровная обидаКто меня послал на три буквы? Вы не поверите, но это был педагог. Видно, не самый лучший педагог. Он указал мне пальцем на дверь: “Видишь ее – закрой за собой!” Это была дверь СПТУ-1, в стенах училища готовили машинистов-механизаторов широкого профиля. Да, я хотел стать трактористом и почти стал им. За несколько месяцев до выпускного меня выгнали из училища, якобы за учиненную мною драку. Дрались сокурсники, уж не помню теперь, что они не поделили между собой. Я проходил мимо – и только! Но на следующий день директор училища ни с того ни с сего показал мне пальцем на дверь: вон! И это была кровная обида, она потащила меня вниз по кривой дорожке правонарушений. Первая ходкаНет, я не стал мстить училищу, не подкарауливал в темноте его директора, хотя он заслуживал этого. Просто я однажды напился и побил стекла в школе родного села. Содержали меня во время расследования дела как опасного преступника – среди рецидивистов. Кое-какого опыта, разумеется, поднабрался от них. И когда моя тайная любовь, давая в суде свидетельские показания (суд был выездным, показательным, все село присутствовало в зале), потребовала наказать меня по всей строгости закона, я не удивлялся. И не плакал от чрезмерно сурового приговора. Я уже был готов ко всякого рода несправедливости. Тот директор училища сумел подготовить меня к ним. Да, я бил стекла в родной школе осознанно, от обиды и боли, которую мне причинили взрослые люди. Если бы они не показали мне пальцем на дверь, если бы оказались настоящими педагогами, а не просто учителями, если бы родная школа не отказала мне в дальнейшей учебе, то, возможно, такого резкого поворота в моей жизни не случилось бы. А так мне ничего другого не оставалось, как смиренно принять известную народную мудрость: “От тюрьмы и от сумы не зарекайся!” И по сей день исповедаю ее, кстати. Моя родоваяОтец, Калдар-оол Суракович, рос полным сиротой. Работал шофером в родном совхозе, был членом КПСС. Мама, Бавуу Мочек-ооловна, как могла, трудилась на разных работах, нас воспитывала. Все же девять мальчишек и девчонок поднять на ноги – непростое дело. Низко кланяюсь ей за ее многотрудный материнский подвиг. Но не своим старшим братьям, увы! А почему – дальше расскажу. Самого старшего моего брата зовут Валерий. Валерий Калдар-оолович. Он подполковник милиции в отставке. Человек достойный во всех отношениях, кроме, разве, родственных. Но старше его наша сестра Роза, вторая наша мама, сама от горшка два вершка, но нянчила братишек и сестренок, которые держались друг за дружку, ежегодно прибавляя в числе. Роза Калдар-ооловна работает заведующей поликлиникой в Чадане. У нее лучше, чем у других в моей родове, сложилась судьба. Впрочем, ничто к людям за просто так, за красивые глазки, не сваливается с неба, и Роза ковала свое счастье так, как понимала его. У нее хороший мужик – Григорий, директор Чаданского лесхоза. Трое ребятишек радуют почтительным отношением к старшим. Дай Бог сестре и дальше жить беспечально. Хорошая она у нас, сострадательная к людям, как, наверное, и положено быть медицинскому работнику. И когда меня в очередной стычке ранили, Роза заботливо выхаживала и поставила меня на ноги. Третьего в нашей семье по старшинству звали Вячеславом. Судьба отпустила ему недолгий жизненный срок: он погиб, разнимая дерущихся однокашников в нашем селе. Далее идут Борис, Лариса и Чугдур. Жизненный путь братьев мало чем отличается от моего собственного – они тоже прошли через лагерную зону. Правда, впоследствии одумались, остепенились, обзавелись семьями, трудятся: Борис в сельской кочегарке вместе с моим младшим братом Шагдыром, а Чугдур – камазистом в Кызыле. Как могу, радуюсь за них. Молча радуюсь. Почему, спросите вы. Да потому, что стал суеверным, боюсь сглазить неосторожным словом. К тому же, зона учит меньше поддаваться разным там эмоциям, молчанию учит. И не приведи Господи, кого-либо на зоне вслух осудить-обидеть – это наверняка обернется против тебя же самого. Не зря в Библии о том сказано, немного знаком с ней: не осуди ближнего своего. За порядком в зоне следит пахан, опытный лагерник то есть. Его слово – закон для каждого зека. Перестройка и последовавшая за ней канитель коснулись и лагерной жизни. Представляете, какими длинными кажутся зимние дни, когда ни работы сносной, ни какого-нибудь дела. Не байки же травить от подъема до отбоя. Изредка, правда, перепадала работенка – в основном, гробы делали. Последнее время что-то сильно вырос спрос на них. Не от хорошей жизни, наверное. Как-то с воли пришла весточка, что жена моего соседа по нарам вышла замуж за другого. Утром нашли его в умывальнике повесившимся... Бабушкин наказОднако о чем это я? “Вернемся к нашим баранам”. Потом уже в семье появился я, как принято говорить, держась за ножку Чугдура. Бабушка моя, сейчас ее уже нет в живых, из рода Ондаров, частенько вспоминала: “Когда ты родился, отчего-то в семье все опечалились. Уж и не знаю, отчего. Знак ли какой нехороший послали небеса или соседский шаман принес худую весть, но только родичи с опаской относились к тебе, на руки и то боялись взять лишний раз. Только вот сестра твоя, а моя любимая внучка Роза, не боялась. Да и ты, как хвостик, всюду следовал за ней. Она тебя оберегала, как могла, от шишек (кто их не получал в младые годы?!) Вот и ты благодарно относись к сестре, оберегай ее от невзгод всяких, не маленький уже, женить пора...” Не успела оженить меня старенькая “кырган авай”. Она была из долгожительниц, всего каких-то полгода не дожила до своего столетия. В газетах о том было пропечатано. Многое испытала в жизни “кырган авай”, много мудрости набралась. Спокойно было рядом с ней. Говаривала частенько в последний год: “Задержалась я на этом свете. Обязательно, сынок, приди, когда будут предавать меня земле. Мне покойней будет там...” Не выполнил бабушкин наказ – из лагерей, как известно, на похороны не отпускают. А я как раз находился в лагере строгого режима – за злостное хулиганство с поножовщиной. И ножичек-то у меня был – плюнь да разотри! Складешок, не чета пике в руках напавшего на меня земляка. Но я раньше ловок был, мало кто в Хайыракане мог соперничать со мной в драке. В общем, изловчился и пырнул того складнем, пустил ему кровь – он и успокоился вмиг. Так вот ему за ту драку все сошло с рук, а меня вновь отправили за решетку, теперь уже как опасного рецидивиста. Как я изучал МарксаВ зоне строгого режима – свои порядки: шаг влево, шаг вправо – пульку промеж лопаток! Ну не пульки, так строгого наказания не избежать. А то и многодневного истязания, если не сумеешь постоять за себя. Один из авторитетов хотел было пристроиться ко мне, опустить то есть, “подружкой” сделать для собственных удовольствий. Но я едва не пустил ему кишки тайно заточенной алюминиевой ложкой – меня и оставили в покое: совсем дикой “монгол”! По-русски мало что понимал. Разговоров избегал. Молча зырил из своего угла на общих нарах – вот и все. Выдавались в лагерной жизни и свободные от работы и прочих обязанностей минуты – куда их девать? Как-то попалась мне в руки толстая, увесистая такая книга, на пять килограммов потянет, наверное, ничуть не меньше. Подивился я: это кто ж такой-сякой автор? Прочитал на обложке “К. Маркс”, а пониже и название книги – “Капитал”. Открыл первую страницу, прочитал, ничего не понял. Обозлился на собственную неграмотность: я буду не я, если не одолею этого самою “Карла-Марла”! Сколько сидел на нарах, столько и читал “Капитал”. К концу срока одолел все же первый том. И что же вы думаете? Вместе с изученной книгой пришло ко мне и знание русского языка. Не в полном, конечно, объеме, а в таком вот урезанном виде. Солагерники стали вежливо обращаться ко мне с вопросами типа: “Ну что, марксист, будет у нас коммуния али нет?” Сыпал в ответ терминами, порой удивляясь собственной “учености”. Думал, удивлю родову по возвращении домой. Удивил! Долгожданная встречаПосле нее едва жив остался. Вот уж, действительно, жизнь – самая большая выдумщица, никакой Маркс не предвидит ее выверты. В общем в очередной раз учудила судьба-злодейка. Встретился с братьями. И надо же, Чугдур день в день со мной вышел на волю из Ак-Довуракского лагеря. Как водится, выпили за встречу. Уж и не помню, какая муха укусила старшего Бориса, только вижу целится он из дробовика в Чугдура. Встал между братьями, успокаивать взялся драчунов. В общем, весь заряд достался мне, насквозь бедро продырявило. Долго отлеживался в Чаданской больнице. Борис лишь один раз наведался – ни “здравствуй”, ни “прощай”. Но перед уходом выдавил из себя: “Домой не приходи – убью...” Милиция ко мне с расспросами-допросами. Но я отказался писать заяву на родного брата. Что толку – назад ведь свершившегося не вернешь. А когда поправился, поехал в столицу. Куда же мне, коли заказали переступать порог родного дома? В Кызыле постучался в квартиру старшего брата Валерия. Квартирка – залюбуешься! И хозяин откормлен, что твой боров. Едва вошел, как старшой накинулся на меня с кулаками. Что мог противопоставить его натиску я, ослабевший от раны и длительного выздоравливания на скудной больничной пайке? Махнул рукой да и поцеловал пробой… Вот такие оказались у меня старшие братья, не то что руку – мизинец не подали на выручку мне. Я еще не о всех моих сестрах-братьях рассказал. После меня в нашей большой и некогда дружной семье появились на свет Маринка, Шагдыр и Аяна. А последышем – Аяс. Его в малолетстве родители отдали на воспитание дальним родственникам в Суг-Аксы, они усыновили его по тувинским обычаям. Как-то встретились, поведал ему, кто его настоящие родители и братья-сестры – не поверил: “Врешь ты все!” ХОЧУ СКАЗАТЬ НАПОСЛЕДОКХоть и отшатнулась от меня, почитай, вся родня, хоть и опустился я на самое дно, хоть и обвыкся уже со своим новым житьем-бытьем, наравне с такими же бедолагами ежедневно роюсь в мусорных ящиках в поисках сносной еды, хоть и неделями не моюсь, провонял насквозь, но достоинства своего, как его понимаю, не потерял. Сам не лезу в чужую душу с расспросами, и ко мне никто не лезет. Не принято это в нашей среде – каждый живет сам по себе. Вот и я, как тот одинокий волк, сторожко отношусь к людям, кто бы они ни были. Спросите меня, кто в наши дни живет безбедно и беспечально. Отвечу так: либо те, кто сумел наворованным создать себе благополучие, либо те, кто, оказавшись ближе к власти, урвал для себя кусок пожирнее нечестным путем – теми же взятками, к примеру. Так что, если строго судить, то я и мне подобные санитары помоек, как нас зовут, много чище душой, чем сытые чиновники. Пробовал я сунуться к одному-другому высокому лицу, чтобы выправить паспорт, затем прописаться (нашлась одна добрая душа – согласилась прописать на своей жилой площади), устроиться на работу и зажить достойной человеческой жизнью. Да вот только у властей не нашел понимания. Да и в программках кандидатов на пост Главного чиновника Тувы не нашел намека на социальную защищенность таких, как я, бедолаг. Выходит, общество окончательно махнуло рукой на нас, записав в разряд отверженных. Как там у Маркса-то? Во-во в парии, в голодранцы то есть. Однажды ни с того ни с сего объявился на нашей помойке человек с фотоаппаратом в руках, попросил за три червонца попозировать. Да за такую плату я и догола разденусь перед фотообъективом! Получились снимки, которые вы видите. ЖИВУ ОДНОЙ МЕЧТОЙМне бы только дождаться теплой поры – уеду на родной Хемчик, сооружу шалаш в безлюдном месте, стану в нем жить, а в реке удить рыбок. Хочется побыть вдали от городской суеты, остаться наедине со своими думами. Может, посетит меня хорошая мысль. А она уж, что та недосягаемая звезда, поманит, поведет за собой в светлые дали. В новую беспечальную житуху. Дай-то, Владыка! |
|
Вячеслав Бузыкаев http://www.centerasia.ru/issue/2002/14/2631-bomj.html |