Впервые в российской и мировой кинологии заявлена “тувинская овчарка”. 3 марта 2002 г. на Международной выставке собак всех пород “Гран-при ЕНКАР” выставлялись подопечные нового московского питомника “Монгун-Тайга” (заведующая – кандидат биологических наук Светлана Каштанова). Он зарегистрирован в этом году в Союзе Кинологических Организаций России. Главная задача работы – восстановление и разведение тувинских овчарок (“Кадарчы ыт”). Питомник организован при Институте общей генетики им. Н.Н.Вавилова РАН и имеет научного руководителя в лице члена-корреспондента РАН, профессора Ильи Захарова. Вольеры строятся на территории в подмосковных Ленинских горках.
Старшее поколение в Туве помнит этих собак: больших, черных, лохматых сторожей овечьих отар. О них есть упоминания в шаманских алгышах, записанных Монгушем Кенин-Лопсаном. Такая собака детства описана и в романе Салчака Тока “Слово арата”: “Наш Черликпен (прим.: с тувин. – дикарь) был высокий, сильный пес, черный как уголь. Шерсть на хвосте сбивалась у него комьями, как будто к нему пришили куски войлока”.
На ушах собак также имелись характерные комья шерсти, похожие на длинные серьги. Другая распространенная кличка Костук (прим.: очкарик) давалась из-за бровей ярко-желтого цвета, которые выглядели на черной морде дополнительной парой глаз. Они были прекрасными сторожами, охотниками. Сейчас эта древняя местная порода уже стала такой редкостью, что находится на грани исчезновения. Со времени массового перехода кочевников на оседлый образ жизни настоящая тувинская собака стала одной из наших утрат. Много черных помощников семей чабанов просто пропало, погибло. Тувинцы сами не очень заботятся о собаках, которые вертятся около их юрт и отар.
Впервые интерес к местной породе собак ученые-генетики проявили в 1997 году. Следуя описаниям из старых источников, искали костуков и черликов по районам среди разномастных лающих стай возле юрт, выспрашивали, осматривали. Однако искомое удалось обнаружить только в отдаленной Монгун-Тайге. Первой собакой, выкупленной у хозяев и вывезенной в Москву специально для дальнейшего разведения, стал Мугур – великолепный образец настоящей статной тувинской овчарки (об этом уже писала “ЦА” в 2001 году). Ему сейчас два года. Журнал “Кот и пес” в №4 за 2001 год также посвятил большую статью тувинским овчаркам, и в частности Мугуру. В питомнике “Монгун-Тайга” появились также и дамы: Дозара (3 года, отец – Ак-Тош, мать – Костукпен) и Чизара (6 месяцев, отец – Хартыга, мать – Костукпен). Обе также доставлены из Монгун-Тайги.
Мугур и Чизара проживают у сотрудников Института общей генетики, в семье Каштановых. По словам хозяев, собаки хорошо освоились в городских условиях. Таежно-степные дикари первое время боялись лифта, но потом привыкли. Проявляют явные черты характера сторожевой собаки: дом для них – своя территория. Недоверчивы к чужим. В семье очень выдержаны, спокойны, ласковы.
На Международной выставке “Гран-при ЕНКАР” 3 марта в спортивном комплексе имени братьев Знаменских тувинские овчарки привлекали к себе внимание многих собаководов, спрашивавших: “Кто же это такие?”. Удивительные выходцы из Центра Азии с блестящей черной шерстью впервые появились в столь породистом обществе и были приняты с большим интересом. Первый выход в свет сторожей тувинских отар прошел очень успешно: Мугур получил звания “Кандидат в чемпионы России” и “Кандидат в интерчемпионы”, вошел в семерку Лучших пастушеских собак (разные породы овчарок). Молоденькая Чизара тоже была высоко оценена, включена в резерв кандидатов в чемпионы.
Красавец Мугур вел себя хорошо, держался с большим достоинством. Признал во мне землячку, через каждые две минуты “здоровался” – подавал поочередно то одну лапу в рыжих подпалинах, то другую, смотрел застенчиво большими карими глазами, приглашал погладить. Только при появлении своей невесты Дозары встрепенулся и преобразился: распушил хвост, игриво запрыгал вокруг нее, бросал томные взгляды, растягивал собачью улыбку до ушей, ласково прикасался к избраннице передними лапами. В московской “Монгун-Тайге” скоро будет свадьба.
Поиск щенков в самой Туве продолжается, намечены новые экспедиции. Надеемся, что теперь, благодаря работе московских ученых, у тувинских овчарок появится шанс на продолжение истории, и черные собаки “из детства” вернутся на родину.