газета «Центр Азии» №10 (1 — 7 марта 2002)
Культурная жизнь

Пресса Тувы и о Туве

1 марта 2002 г.

"Тувинская правда"
Редактор Олег Гаврилов

Совершенно сказочную по количеству глупостей и нелепостей статью опубликовал “Отдел публицистики” в номере от 19 февраля – “Блеск и нищета политтехнологий”. Не знаю, кому как, а мне больше всего понравилось о газете “Слово”: “Не ограничиваясь разжиганием национальной, социальной, религиозной нетерпимости и розни, “Слово” докатилось до пропаганды войны, культа насилия и жестокости”. Совершенно замечательно это – “национальная нетерпимость”. Против кого могут устраивать “национальную нетерпимость” тувинка Марина Чанзан и русская Анна Лачугина, не очень понятно. Вроде ни против тувинцев, ни против русских объединившись, они не могут выступать. Наверное, они устраивают “национальную нетерпимость” против негров? Хотя, может быть и против латиноамериканцев, (зачем, мол, те делают такие дурацкие сериалы).

Но если без шуток сотрудников “Слова” обвиняют в очень серьезных преступлениях. И эти преступления предусмотрены уголовным кодексом.

“Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, –
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны –
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, –
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет”.

Сотрудники редакции, несомненно “организованная группа”, и они, естественно, используют средства массовой информации.

С другой стороны, если у работников прокуратуры менее яркое воображение, и они не заметят в действиях “Слова” преступных действий, то за клевету, которая “подрывает репутацию”, а также за “оскорбление, содержащееся в средствах массовой информации”, а, может, это будет “клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления” (а, скорее всего, так оно и будет), придется отвечать кому-то другому, скорее всего редакции “Тувинской правды”, так как автор статьи предусмотрительно не назвал своего имени. В любом случае обратите внимание на статьи УК 129 и 130.


"Эфир"
Редактор Александр Филатенко

“Где только не предлагают искать могилу Чингисхана! Даже на дне Байкала. А она находится в Туве. Так считает президент общественной организации “Фонд Центрально-евразийского наследия”, доктор исторических наук, академик Академии социальных наук РАН и Международной академии информатизации (Нью-Йорк) профессор Николай Абаев”, и Александр Филатенко взял у него интервью: “Последний приют покорителя Вселенной”. Интервью опубликовано в 9 номере. Наверняка, уже многие уверены в том, что могила Чингисхана расположена в Туве. Другой вопрос: стоит ли ее искать, может быть, и не надо, ведь так много было сделано для того, чтобы ее скрыть. Может быть, для начала стоит поискать “где-то в районе современной Сосновки” могилу одного из полководцев Чингисхана, который привез и захоронил тело своего вождя? А вот версия смерти вождя, которая распространена в Монголии, не может не вызывать изумления: “он умер от раны, причиненной ему тангутской ханшей-красавицей, которая провела с шестидесятисемилетним Чингисханом единственную брачную ночь. Никто не пишет об этом открыто, но предполагают, что ханша откусила ему половые органы и после этого бросилась в реку”. Мне это кажется абсурдным, но, если так считает академик Абаев, может быть, этому и нужно верить, но все равно, все это как-то очень странно.


"Диалог Weekly"
И.о. редактора О.Киштейек

В очередной раз удивила эта газета, хоть можно, казалось бы, уж и привыкнуть к ее непредсказуемости. Во 2-м номере С. Монгуш опубликовал статью “Клеветник под собою не чует Тувы (несколько реплик после очередной “заказухи”)”. Эпиграфом к ней, он взял стихи Осипа Мандельштама:

“Мы живем, под собою не чуя
страны,
Наши речи за десять шагов
не слышны,
А где хватит на пол-
разговорца,
Там припомнят
кремлевского горца”,

кстати, более известен другой вариант, две последние строчки которого звучат так:

“Только слышно
кремлевского горца,
Душегуба и мужикоборца”.

Эти стихи написаны в страшные годы и хорошо характеризуют ситуацию. Но почему память о них всплыла у автора сейчас? Неужели С. Монгушу кажется, что мы живем сейчас в Туве в такой же ситуации? А на первый взгляд казалось, что автор хочет показать положительную работу правительства. Кто мог ожидать от него такой характеристики нынешней ситуации?!

Ирина Качан
http://www.centerasia.ru/issue/2002/10/2651-press.html