газета «Центр Азии» №32 (9 — 15 августа 2001)
Люди Центра Азии

ШЛИФОВЩИК СПОРТИВНЫХ АЛМАЗОВ

9 сентября 2001 г.
altКызыл и Мурманск. Столица Тувы – центр Азии и столица Заполярья – морской город на 69 параллели у северного Баренцева моря, где зимой солнце не появляется вовсе, а летом светит, не закатываясь, и днем, и ночью. Через пол-Азии и пол-Европы надо добираться из Кызыла в Мурманск: по железной дороге от Абакана до Москвы – 75 часов, потом от Москвы до Мурманска – 41 час.

Но и здесь, в городе за Полярным кругом, есть тувинское землячество. Мурманчанин Алмаз Гисмеев стал тренером-наставником молодых тувинских спортсменов Аяна Ховалыга, Багыра Монгуша, Эреса Сарыглара, Эртине Куулара и Спартака Лопсанея.

 

Все пятеро тувинских ребят занимаются кикбоксингом. Для непосвященных в его тонкости разъясню просто: это такой особый вид бокса, в котором друг друга молотят не только руками, но и ногами. Молотят неслабо, поэтому в целях защиты на голову во время боя, который длится шесть минут (три раунда по две минуты), надевают специальный шлем.

Этот новый для России вид спорта в Мурманске начали развивать еще в 1991 году. Первым заблестел Алмаз Гисмеев – сегодня десятикратный чемпион России, восьмикратный чемпион мира в супертяжелом весе, тренер высшей категории.

А в 1995 году здесь первыми в России открыли специализированную детско-юношескую спортивную школу по кикбоксингу. И Алмаз стал растить чемпионов России и мира. Одного за другим. Только в 2000 году в Мурманске появилось 8 чемпионов мира. И все чаще в последнее время в местных газетах «Мурманский вестник», «Полярная правда», «Вечерний Мурманск» появляются тувинские фамилии и фотографии наших ребят под яркими, броскими заголовками. «Земляк Шойгу прославил Мурманск» – это о Багыре Монгуше, двукратном чемпионе мира; «Столица Заполярья становится столицей кикбоксинга» и чуть ниже подзаголовок«Золотой Эрес». Это о победе 19-летнего Эреса Сарыглара на проходившем в Крыму чемпионате мира по кикбоксингу среди юниоров.

Всех тувинских ребят тренирует Алмаз Гисмеев. И, как я понимаю после нашего знакомства, он для них не просто спортивный тренер, а словно настоящий старший брат, не дающий сбиться с пути, ШЛИФОВЩИК СПОРТИВНЫХ АЛМАЗОВзаботящийся обо всем – что едят, как учатся, где живут младшие, не зазнались ли, не захулиганили. Но при этом и требующий – по-мужски.

Мы беседуем с Алмазом Рафиковичем (впрочем, он сразу предлагает называть себя просто Алмазом и объясняет: «Проще надо быть») в профи-клубе Мурманской федерации кикбоксинга в доме 5/3 по проспекту Героев североморцев. А называется клуб скромно так, но со вкусом «Алмазные россыпи». Как вам название? Впечатляет?

И внутри все на уровне, солидно. Кругом по стенкам – фотографии мурманчан-чемпионов (и наши тувинцы-мурчанчане – тут как тут), грамоты, кубки, массивные, в металле, призовые чемпионские пояса. В двух тренировочных залах – масса всевозможных тренажеров, зеркала. Представительный кабинет, где супертяжелый Алмаз первым делом вежливо предлагает: «Чай? Кофе?». Моментально появляется кофе. Алмаз отставляет свою большую кружку пива, которой запивал второе. Извиняется: «Перед встречей не успел поужинать». Поясняет: «Водку совсем не пью, позволяю себе только пиво или сухое вино». Потом проводит экскурсию по небольшому, но уютному клубу. И мы начинаем разговор.

 

– Алмаз, каким образом тувинские ребята попали в Мурманск?

В девяносто седьмом году я был на чемпионате мира в Хорватии. Команда России из 12 золотых медалей там завоевала шесть. Вместе со мной чемпионами мира стали и два тувинца – Родион Хертек и Мерген Монгуш.

Там был и тувинский тренер Родислав Монгуш – главный тренер по сумо, мой друг. Он и предложил: «Из Тувы очень хорошие ребята есть, фанаты. У Мергена Монгуша занимаются – возьми к себе». Я говорю: «Надо поглядеть».

Первым приехал Аян Ховалыг. Полгода с ним поработал – он стал мастером спорта по боксу, кикбоксингу, чемпионом России. Но дальше на крупные соревнования ему нельзя – у него зрение плохое. Это опасно, и рисковать здоровьем нельзя. Поэтому я ему сказал: «Будешь работать тренером». Он сейчас тренер в Оленегорске. Там получил квартиру. Работает, учится.

Потом я поехал на чемпионат России в Липецк, и Родислав мне привез еще двух мальчиков – Эреса Сагыглара и Багыра Монгуша. Они у меня все сначала в избушке жили. Мы ее так и назвали «тувинская избушка». Только флаг Тувы надо было еще повесить (улыбается). Туалет был на улице, вода на улице, а пока я в Югославии был пять дней, там свет замкнуло, и они пять дней на матах в спортзале спали. А мороз был на улице минус сорок, тогда, в девяносто девятом году, как раз впервые за столетие залив замерз (прим.: Кольский залив благодаря теплому течению Гольфстрим не замерзает и зимой). Но они выдержали.

Сейчас ребята живут в малосемейном общежитии – две отдельные комнаты, душ, ванная, санузел, телевизор, микроволновка. Обед и ужин в столовой – бесплатные. Когда у мальчиков комфортные условия – они будут заниматься. Когда спортсмен думает о куске хлеба, он заниматься не будет.

Багыр с Эресом остались у меня. Эрес у меня первый тувинец, который стал мастером спорта международного класса по кикбоксингу. А Багыр стал еще и мастером спорта по рукопашному бою. В Греции на чемпионате мира всех сделал, в Пскове на чемпионате России – тоже. Главное – уметь бить. Уронил – все, вопрос снят! А то жалуются: вот, мне насудили по очкам... Не надо по очкам. Сделал, ШЛИФОВЩИК СПОРТИВНЫХ АЛМАЗОВувидел, победил!

Сейчас Багыр с Эресом в Кызыле, я их отправил отдохнуть домой. В августе начнем готовиться к чемпионату мира в Вене – он 2 сентября начнется. Я сейчас старший тренер России по версии IAKSA(в кикбоксинге восемь профессиональных версий и четыре любительских). И у меня в сборной России – шесть мурчанчан, из них – два тувинца: Багыр и Эрес.

Я хочу Багыра в перспективе в профессиональный бокс направить. Парень талантливый, одаренный. Будет для начала зарабатывать до пяти тысяч долларов в месяц. Ну, а если все хорошо будет, то и больше. Только если женщины не испортят.

У меня здесь есть женщина – она предсказывает, как Ванга. Она так и сказала: «Багыр будет великим чемпионом, но его могут погубить женщины, ему нельзя ими увлекаться». «Да, – говорю я, – действительно, девушки за ним бегают. Большим успехом пользуется у мурманчанок». (Смеется). И маленько звездная болезнь у него бывает.

– А остальные ребята чем в характерах отличаются?

– Из всех ребят мы почему-то уважаем Эреса – он вот такой мальчик! (Алмаз поднимает вверх большой палец). Он добрый такой. Его все уважают, все любят.

Эртине – самый младший, ему восемнадцать, и, кстати, самый талантливый. Но самый лентяй. Из-под палки надо заставлять. Упрямый, как ишак (смеется).

Спартак совсем недавно приехал, я к нему присматриваюсь, он набирается опыта. Его сегодня в морфлот взяли, будет там служить. Мать волнуется, уже два раза звонила мне домой.

А самый воспитанный, интеллигентный – Аян. Он и самый старший – 25 лет, сейчас он второе высшее образование получает.

– У вас воспитанники еще обязательно и образование получают?

– Да. Я и сам учусь. В филиале Петрозаводского университета, на факультете муниципального государственного управления. И ребята у меня все учатся.

Эртине и Спартак – в морском колледже, они получат специальность кока морского плавания. Специальность надо иметь, может быть, в море будут ходить.

Багыр с Эресом заканчивают колледж, потом я хочу их в академию физкультуры и спорта определить, чтобы высшее образование получили. Учиться надо обязательно.

Вот в спортивной школе у меня занимается 800 детей. Из них 95 % – дети из малоимущих семей – родители или инвалиды, или пьют. Короче, те, кто хочет из грязи пробиться в князи. Они понимают, что никто, кроме них самих, ничего не даст и не сделает для них. А когда мальчик холеный, сытый, зачем ему заниматься?

И я стараюсь, чтобы они не просто спортом занимались у меня, а чтобы у них судьба сложилась: чтоб отслужили, образование получили. У меня несколько учеников учатся в высшей школе МВД, ФСБ, университете, педагогическом институте. А кто им поможет, если не я? Где мать с отцом возьмут деньги на их учебу? А так за счет кулаков они и образование получат.

Хотим организовать турнир на призы клуба «Алмазные россыпи» – для молодежи. Сейчас же большой всплеск наркомании. Надо как-то этому противостоять.

– Звание заслуженного тренера еще не получили?

– Документы поданы (машет рукой). Да, это всегда успеется. Я каждый год двух-трех чемпионов делаю. Я всегда говорю так: «Если ты хочешь и я хочу – будет толк. Если я хочу, а ты не хочешь – значит, ничего не получится».

Хочу сейчас две книги выпустить: одну – автобиографическую, а другую – как обучить кикбоксингу. У меня ведь нормальный, свой тренер появился только в 95-ом году, на закате моей карьеры. А так я все сам, самообразованием занимался.

– Алмаз, а как вы сами попали в Мурманск?

– Я воспитывался в Казани в детском доме – с двух лет, а с семи лет – в интернате. Закончил в Казани спортивный техникум, потом ушел в армию и, отслужив, остался в Мурманске. С 1985 года живу здесь, 16 лет уже.

Здесь женился. Жена, Татьяна Гисмеева – мурманчанка, закончила Мурманский пединститут, потом торговый колледж, работала в журналистике. Сейчас дочкой занимается.

– А дочка большая?

– Девять лет, в четвертый класс пойдет. Школу закончила с одной четверкой – по русскому языку. Элина очень крупная девочка, нога уже 37 размера. Весит сорок восемь пятьсот. Занимается плаванием, большим теннисом, кикбоксингом. Девочка очень активная, подвижная.

Она у меня в пять лет мальчику нос умыла. «Папа, он меня бьет, за косички дергает». «Дай сдачи!». Ну, она ему пяткой в нос и попала – все нормально. Но она у меня очень добрая, всех слабых в классе защищает.

– А вы сами – добрый? Где, например, такие деньги находите, чтоб ребят на соревнования возить, заботиться о них? Ни в одном спорткомитете, я совершенно точно знаю, столько денег не найдется. Спонсоры-поклонники спорта помогают?

ШЛИФОВЩИК СПОРТИВНЫХ АЛМАЗОВ– Да, есть друзья-бизнесмены. Но и даже свои личные трачу. Никто не верит, что Багыр чемпионом мира станет. И деньги на него не давали. Ну, я и отдал за поездку свои. Он поехал в Ирландию – и там всех сделал!

– Как долго вы будете оставаться «играющим тренером», продолжая участвовать в соревнованиях, в чемпионатах мира?

– Мне уже 37 лет. Решил заканчивать. Осенью хочу дать прощальный бой.

– Алмаз, а из других республик, кроме Тувы, у вас ребята тренируются?

– Нет. Только из Тувы. Хотят дагестанцы, но... лентяи. Джигиты! Соревнования, а он: «Ой, у меня руки болят». Так что – только из Тувы.

***

Увы, со всей командой тувинцев-мурманчан мне побеседовать не удалось: Багыр и Эрес – на каникулах в Туве, Эртине без остановки готовился к чемпионату мира в Югославии, сгонял лишний вес (усилия увенчались успехом: в Югославии Эртине Куулар занял 1 место в весе до 51 кг), Спартака забрал Северный флот. Зато с Аяном Ховалыгом, самым старшим из ребят, своего рода руководителем маленького тувинского спортивного землячества, мы встретились. Аян был искренне обрадован и встречей, и подарками из Тувы – экземплярами газеты «Центр Азии»: «А то мы живем совсем оторванно, скучаем, не всегда в курсе того, что дома происходит.

«Обязательно пригласи в общежитие, покажи, как живете», – наказывает Алмаз. И на следующий день Аян отчитывается – мы едем в малосемейное общежитие на улице Баумана, где нашим ребятам Алмаз Гисмеев выхлопотал две отдельные комнаты со всеми удобствами. В комнате чисто, порядок на стене — медали, грамота на металле:

«Администрация города Мурманска награждает Монгуша Багыра (кикбоксинг), лучшего спортсмена 1999 года. Мэр города-героя О. Найденов. 24 декабря 1999 г.».

Аян включает видеозапись боев (новенькие телевизор и видик – подарки за победы). На ринге – наши ребята, а камера четко фиксирует комментарий Алмаза: «Молодец, Багыр», «Отлично, Аян, еще!».

Аян рассказывает об успехах ребят, об их поездках в Финляндию, Португалию, Ирландию, Грецию. После победы на чемпионате России Аяну дали однокомнатную квартиру в городе Оленегорске – за победу и как молодому перспективному тренеру. Трое из его мальчишек-воспитанников стали чемпионами области, а один – финалистом чемпионата России среди юношей по боксу.

«Очень хорошая квартира, просторная, хорошо бы у нас в Туве такие строили...» Аян вздыхает.

– Скучаете по дому?

– Конечно...

 

 

 

- А чего больше всего не хватает?

– Ну, конечно, баранины (смеется). С баранами здесь очень большая проблема. Я не то что живого барана, а вообще скота здесь не видел, хотя где-то, говорят, какой-то скот есть. Но я его не встречал.

 

 

– Аян, а вы откуда родом?

– Родом я из Ак-Довурака. Мама – Валентина Бижикбаировна Ховалыг – врач в центральной больнице, отец – Олег Чиргалович – преподаватель в СПТУ.

Мама сначала особенно была против того, чтобы я занимался боксом, все беспокоилась – испортишь лицо, а потом наоборот, стала поощрять: «Давай, давай».

Я поздно начал заниматься спортом – в 19 лет, с третьего курса института.

Сначала – боксом, потом кикбоксингом. Я наш ТГУ окончил, специальность – учитель биологии и физкультуры. В апреле 1998 года в Мурманск приехал, отслужил год в погранвойсках. Сейчас второе высшее образование получаю – в институте экономики и управления – здесь есть филиал питерского. Еще два года осталось.

Недавно приехал из Санкт-Петербурга со Всероссийской универсиады, стал победителем в весе до 60 кг, версия фулл-контакт.

Наши тувинские студенты, которые учатся в Санкт-Петербурге, очень помогли мне, поддержали во время сложных боев с именитыми спортсменами. У них шла сессия, но они все равно пришли на соревнования. Очень активно болели.

И самая главная моя задача была – не спасовать перед своими земляками. Проиграть перед земляками – для меня это был бы позор.

– Аян, а какие мысли на будущее?

– Мне еще два года учиться, а потом думаю возвращаться домой – спорт в Туве поднимать и по полученной специальности работать. Очень домой тянет.

В это время в кабинет возвращается Алмаз, выходивший во время нашего разговора и, словно почувствовав, о чем мы говорим, продолжает, видимо, не в первый раз поднимаемую тему:

ШЛИФОВЩИК СПОРТИВНЫХ АЛМАЗОВ– Надо здесь корни пускать. Образование есть, жилье есть, специальность и работа есть. Я ему говорю: «Все, вези сюда из Тувы свою девушку. Детей будете домой к бабушкам и дедушкам возить, тем более раз в два года бесплатная дорога – туда и обратно. Пускай корни, живи!». Не знаю, как и убедить его. Тут я его кое-как убедил очки купить. А он взял и купил адидасовские кроссовки. Я говорю: «Ну, ты что же сделал!» (оба смеются).

Прощаясь, Аян просит:

– Обязательно напишите про Родислава Монгуша – он поднимает наш тувинский спорт. Он везде, по всем единоборствам в Туве – и по вольной борьбе, и по сумо, и по кикбоксингу.

Если бы не он, мы бы сюда в Мурманск не попали. Он свел нас с Алмазом Рафиковичем, его стараниями мы здесь оказались – живем, служим, учимся, делаем успехи в спорте. От всех ребят, которые тренируются в Мурманске у Алмаза Гисмеева, хочу поблагодарить Родислава Монгуша за все, что он для нас сделал.

– Алмаз, а еще новых тувинских спортсменов будете брать на шлифовку?

– Нет. Парней пока не надо. А вот девушка – нужна. Я им говорю: «Девушку-тувинку в кикбоксинг привозите».

– Аян, есть ли на примете?

Аян, улыбаясь: «Найдем!».

(«Центр Азии» № 32, 9 августа 2001 года)

ПРОШЛО ВРЕМЯ...

Звание «Заслуженный тренер России» было присвоено Алмазу Гисмееву в 2002 году. Его воспитанники продолжают завоевывать бронзовые, серебряные, золотые медали на чемпионатах России и мира. Тувинские имена входят в список спортивной элиты Мурманской области.

А в 2004 году, 15 февраля, Алмаз Рафикович и сам побывал в Туве. На один день, вернее, вечер, по настоятельному приглашению тувинских друзей приехал из Абакана, где на соревнованиях за звание чемпиона России вновь победил его воспитанник – Эрес Сарыглар.

Мурманского гостя в Кызыле ожидали с нетерпением и радостью: в спорткомитете состоялась встреча с тувин-скими тренерами, молодыми спортсменами. А затем – теплые встречи в семьях Эреса Сарыглара и Спартака Лопсанея, где Алмаза Гисмеева принимали, как родного, как члена большой семьи. «Все хотели увидеть его, сказать «спасибо», – рассказывает об этой встрече сестра Спартака Лопсанея Долаана Чалбаа, – ведь вдали от родного дома – в заполярном Мурманске – Алмаз Рафикович заменил нашим ребятам отца. Он стал для них не только замечательным тренером, а еще и наставником в жизни».

 

Фото:

1. Аян Ховалыг наступает. 1999 год.

2. На пьедестале – Эрес Сарыглар. Чемпионат России. г. Псков. 2001 год.

3. Два тренера. Алмаз Гисмеев и Аян Ховалыг. 20 июня 2001 года. г. Мурманск.

4. Чемпионат Северного флота. В центре – чемпион Северного флота Эрес Сарыглар. Апрель 2001 года.


 

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2001/32/2904-shlifovschik-sportivnikh-almazov.html