18 марта в муздрамтеатре газета “Центр Азии” проводила Бал
“Человек года. Человек века”, посвященный 9-летию газеты. Много раз в этот
вечер в зале звучали аплодисменты. Бурю восторгов вызвало и появление на сцене
молодого культуриста, Егора Чистякова, который, скинув плащ и играя мускулами,
показал надпись на своем теле: “Центр Азии” – это голая правда”. Сейчас Егор
стал своеобразным символом “голой правды” на страницах “Центра Азии”.
С Егором мы
познакомились еще когда были совсем детьми и жили в живописном Тоджинском
районе. Я знала, что он занимается культуризмом, учится на физмате Тувинского
госуниверситета, но не ожидала, что большую часть нашего разговора займет
тема далекая от спорта, студенчества и молодежи.
–
Егор, как получилось, что ты стал символизировать “голую правду” на страницах
“ЦА”?
– Получилось это совершенно
случайно. Когда газета готовилась к Балу “Человек года. Человек века”,
Ирина Ондар хозяйка театра “Балет и мода”, пригласила меня прийти на репетицию.
Я должен был танцевать танго, но этот номер стоял в конце программы, а я не
смог остаться. Мог сделать то, что находится в начале программы. Так стал
символизировать “голую правду”.
– Ну, а в театр Ирины Ондар “Балет и мода” ты как попал?
– Благодаря своей
подруге Татьяне Андрияновой. Это тоже произошло совершенно случайно.
Сначала Таня ходила туда одна. Однажды Ирина устраивала вечер, сказала
девушкам, привести парней для танцев. Таня привела меня.
– Как ты отдыхаешь?
– Сейчас вместе с Таней
ходим в качалку (атлетический зал). Занятие спортом я и считаю отдыхом.
– Как долго ты занимаешься культуризмом?
– Заниматься я начал еще
в школе, где-то с 13-14 лет, ходил в первую школу, полгода занимался без
всякой системы. Потом туда пришел мой тренер, Евгений Черногривов, у него я
тренировался несколько лет, если быть точным, три года. Тренировался со штангой,
классика: рывок и толчок. Потом поступил в ТГУ на физмат и на втором семестре
забросил занятия в атлетическом зале, долго не занимался, вернее, занимался
не систематически: то бросал, то снова начинал. В институте сильно
“загружали”, не хватало времени. Сейчас снова начал заниматься.
– Как у тебя обстоят дела с вредными привычками?
– Да, я не курю, можно
сказать, совсем не пью.
– Принципиально?
– Насчет курения, я не
переношу табачного запаха, а насчет выпивки, просто не понимаю таких
приколов: повеселишься ты два часа на мутную голову, потом она болит.
– Часто люди пристращаются к выпивке и сигаретам, где-то, в подростковом
возрасте. Тебя в это время не тянуло “побаловаться” со сверстниками?
– В это время я как раз
начал заниматься штангой. Потом меня очень хорошо воспитал отец. С самого
раннего детства он говорил мне, что вредно, что нет, чего не нужно делать,
объяснял, какими легкие становятся у курильщика. Немного позже я еще раз в
этом убедился на примере своих друзей. Допустим, раньше они не курили, потом
закурили. Через год они еще могут бросить, через два уже нет – постепенно так
это все затягивает человека. Все это я наблюдал, и не раз.
– Расскажи о своих родителях.
– Когда я родился, мои
родители Эдуард Чистяков и Галина
Шамина, жили в Усть-Элегесте. Уже на
третий день после рождения отец увез меня на озеро Азас. До семи лет я рос с матерью,
с отцом и с сестрой Светланой в Черби, закончил там первый класс. Потом
между родителями произошла ссора, и меня стал воспитывать отец. Мы с отцом
переехали в Тоджинский район, жили в поселке Салдам, прожили год, переехали
на Алтай, жили в поселке городского типа Турочак, тоже прожили год, снова вернулись
в Тоджинский район, только жили уже в Тоора-Хеме, опять год. Я переехал в
Кызыл, жил у своей тети, немного позже мы с отцом купили свой дом, где я
сейчас и живу.
– Культуризмом ты стал заниматься, когда приехал в Кызыл, а до этого
чем-нибудь занимался?
– С восьми лет занимался
боксом. Тогда мы еще жили в Салдаме. Продолжил заниматься в Алтае, затем в
Тоора-Хеме. Потом нас обворовали, украли перчатки. Так я перестал заниматься
боксом, увлекся футболом. Когда приехал в Кызыл, полгода не занимался
ничем. Тогда отец сказал: “Надо тебя куда-то устраивать, вот в первой школе
есть “качок”. Так я стал заниматься культуризмом. И довольно успешно. В
своем весе выполнял второй взрослый разряд. Даже занимал места: в 1997
году стал в Шагонаре чемпионом республики по двоеборью (рывок, толчок –
классика), через год занял второе место по троеборью (жим, приседание,
тяга). Недолго занимался каратэ, тоже в первой школе.
– Ты жил в разных местах, какое из них ты считаешь своим домом?
– Азас. Это место мне
ближе всего. Потому что я хоть и все время переезжал, но на Азасе проводил
каждое лето. Отец почти 30 лет был директором турбазы.
– Сейчас не скучаешь по тем местам?
– Сейчас... Есть очень
похожее место за Саянами, в Курганском районе Красноярского края, озеро
Тиберкуль. На берегу этого озера живет Виссарион вместе со своими учениками.
Другие его последователи живут в близлежащих поселках: Можаровке, Петропаловке,
Черемшанке и других. Там же живет теперь и мой отец в поселке Черемшанка. И
если на Азасе сейчас все разбито, то там, наоборот, все рождается.
– Что там рождается?
– Там совершенно другие
люди, совершенно другие разговоры. Все дружелюбны, там деньги не имеют
смысла, ими пользуются, пока в этом есть необходимость, но стараются, в
основном, жить без денег. Там все живут как одна семья. Если дети уходят куда-то
с ночевой и притом далеко от дома, то родители не волнуются за
них.
– Какой кошмар, а если с детьми что-то случится?
– С ними ничего не случится,
просто они остались ночевать в другом доме. Своим беспокойством
родители бы только мешали им, а если с ребенком действительно что-то
случится, то родители обязательно это почувствуют. Люди там чувствуют и
понимают все гораздо лучше, чем здесь. Иногда, бывает, тебе что-то очень нужно,
смотришь, кто-нибудь тебе это принесет и говорит: “Я почувствовал, что вы в
этом нуждаетесь”.
Когда приезжаешь в деревню, видишь запустение,
все разваливается, а там, наоборот, дома строятся новые и необычные, как в
сказке. Все дома с гребешками, с петушками, разукрашенные. Даже туалеты необычно
построены. Виссарион живет на горе, возле озера Тиберкуль, там строится
Город Солнца. Виссариона я тоже видел и слушал. Вряд ли кто-то еще сможет
сказать, как он.
– Бывший милиционер Сергей Тороп теперь называет себя Христом
во втором пришествии – Виссарионом. Как твой отец познакомился с ним?
– Виссарион как-то
приезжал в Туву, выступал в Доме народного творчества. Отец тогда занимался
коммерцией. Как-то случайно он оказался возле ДНТ и увидел Виссариона.
Потом уже ему рассказали, кто это такой. Его просто поразило удивительное
сходство Виссариона с Исусом. После того у него и начались неприятности.
Он совсем забросил коммерцию, потом уехал за Саяны. Вот уже два года он
живет в Черемшанке.
– Расскажи о тех переменах, которые произошли с отцом после его
знакомства с Виссарионом.
– Сейчас у него понятия
о жизни совершенно другие. Он стал крепче физически и духовно. Если раньше в
разговоре с друзьями он допускал иногда нелитературные слова, то теперь
совсем не матерится.
– Я слышала, что когда уезжал отец, решался вопрос и о твоем отъезде.
Почему ты не поехал?
– Я езжу туда каждое
лето. А совсем уехать с отцом я не мог, ведь я учусь в университете – нужно
сначала доучиться, а потом – посмотрим.
– То есть ты не исключаешь возможность того, что со временем будешь
жить на берегу озера Тиберкуль?
– Естественно. Я сам верующий
человек.
– Неужели ты веришь, что Виссарион – это Иисус?
– Возможно, многие меня
не поймут, но я верю Виссариону. Впервые он появлялся еще две тысячи лет назад
в образе Христа. Христос, как и Виссарион, тоже говорил, что религия только
одна.
– Что проповедует Виссарион?
– Единую религию. Сейчас
наступает критический момент, когда человечество по инерции движется в
пропасть. Виссарион дает ниточку, тропку, которая отворачивает от этой
пропасти.
– Но ведь все секты проповедуют то же самое: конец света, спасение
для избранных и т. п. В конце концов, мир стоит на месте, а люди, попавшие в
секту, ограблены, обмануты, и это в лучшем случае, хорошо, если они вообще
остаются живы.
– Да, все это я читал и
знаю. Все эти секты, эти религии отрицают другие религии, считают себя
истинной. А истина только одна. Должна быть одна религия, а не миллион, как
сейчас. Виссарион же не отрицает ни одну из них. Единая религия в том и
заключается, что объединяет все четыре
основные. Он говорит, что изначально было четыре религии: христианство,
буддизм, ислам и индуизм. На самом деле это одна религия. Просто в начале
человечество не могло понять истину, и поэтому одну разбили на части, чтобы лучше понять. А сейчас
настало время, когда надо ее объединить.
– А о секте или о движении Виссариона ты что-нибудь читал? Могу процитировать
тебе несколько строк из хакасских и российских газет: “...что такое жизнь по
Последнему завету. Подъем в 6 утра, затем работа по дому и на огороде. Завтрак
в 12, при этом из рациона исключаются мясо, молоко, сахар, яйца, любое
масло. Можно крупы, овощи. Второй прием пищи, он же последний, – в 6
вечера. У одной молодой семьи, приехавшей из Казани, ребенок до двух лет не
вставал на ножки от такой пищи. Умерли двое мальчишек, объевшись халвы,
купленной украдкой от родителей”. В статьях говорится о том, что многие люди
находятся там из-за безвыходного положения. Они принесли в общую копилку
все свои сбереженья, а сейчас они ни с чем.
– А кто заставляет их
что-то продавать или отдавать. Они могут просто приехать посмотреть, пожить,
если не понравится, уехать. Там такая жизнь, что деньги просто не имеют смысла.
У виссарионовцев нет никаких взносов, пожертвований и т. д. Другое дело,
если человек приехал, сам обустроился, у него остались еще деньги, и он видит,
что рядом кто-то нуждается, как говорится, без штанов сидит – конечно, он ему
поможет. Так иногда и получается: приедут, все раздадут и сами “без штанов”
остаются. Но то, что они раздают свои деньги, это только их желание – их
никто не заставляет.
Что касается
двухразового питания, такого нет – я сам тому свидетель. Там столько приходится
работать, что два раза питаться просто невозможно. Виссарион действительно
рекомендует не есть до обеда, но это связано не с религией, а со здоровьем
человека, это можно прочитать где-нибудь и в статье об оздоровительной
медицине. Есть можно столько, сколько хочешь. Виссарион говорит, что много есть
вредно: “Я сам ем два раза в день, если вы хотите, то ешьте тоже так”. Он
никого не принуждает. Мясо действительно запрещается. Но, опять же, как
это делается. Виссарион говорит: “Я не ем, но если хотите, ешьте”. Живут же
вегетарианцы без мяса и довольно хорошо живут. Там много разнообразной пищи,
чего только у них в огороде не растет. У нас, например, посажен один сорт капусты
– там их штук двадцать в одном огороде, в другом еще что-то. Например, у нас
с отцом тоже первое время были проблемы с пищей, у нас не было ни дома, ни
огорода, летом жили в палатке, ходили в тайгу, топором прорубали тропу к Тиберкулю.
И люди просто приносили нам огурцы, помидоры, хлеб. Так что напрасно хают
виссарионовцев. Я там жил, видел их жизнь, пусть другие поживут,
посмотрят.
К приезжим виссарионовцы
относятся довольно дружелюбно, и, если вам негде переночевать, вы можете
попроситься в любой дом, без причины – вам не откажут. Хотя люди там живут
со всей страны, все разные: кто-то может оказаться и не очень гостеприимным,
но таких меньшинство.
Вообще, конечно, люди
там очень разные. Приезжают из Москвы, из других больших городов и многие
даже не знают, как картошка растет, топора ни разу в руках не держали.
Были и у нас такие гости. Однажды сидели вечером, отец отправил им смородины
в огороде на чай нарвать, а они спрашивают: “А как она выглядит”? Там люди
учатся жить. А здесь постоянно суетятся, бегают, всегда хмурые, сонные.
Там все совершенно по-другоу: там все тебе улыбаются, идешь по улице, со
всеми здороваешься, с тобой все здороваются.
– В Кызыле ты тоже придерживаешься
диеты?
– Да, конечно. Мясо не
ем, рыбу не ем, то есть все животного происхождения. Что касается яиц, то я их
с детства терпеть не мог.
– Виссарионовцы и простые жители живут в одной деревне?
– Да, естественно.
Поэтому информация, которая дается в газетах, может быть искажена местными
жителями.
– Почему местные не любят виссарионовцев, ведь, по твоим словам, они
такие добрые, хорошие, приветливые, дружелюбные.
– Вот это их и страшит.
Они не понимают, почему виссарионовцы такие. Хотя маленькие местные
ребятишки, наоборот, стремятся к виссарионовцам. А взрослые ворчат на них:
“Не лезьте к ним – они в секте!” Что касается школ, то раньше дети были
вынуждены учиться в местных школах, теперь построили свою школу, появились
учителя. Учителя очень хорошие, можно сказать, со всей страны. Детей стараются
учить по самым новым программам, чтобы они выросли всесторонне развитыми.
–
Многие верующие приезжают с несовершеннолетними детьми. Дети вырастают, им нужно учиться дальше.
Для этого нужны деньги. Родители не работают. Фактически они не оставляют
права выбора своим детям.
– Этот вопрос в данное
время решается. И, думаю, они найдут выход из положения. Возможно, построят
свой университет. А с другой стороны, высшее образование там не так
необходимо, как здесь. Из ребенка и так могут сделать в некотором роде профессионала,
он может получить специализацию.
– Почему тогда ты остался получать
высшее образование?
– Остался, потому что к тому времени я уже
поступил и учился – не бросать же все, нужно доучиться. Закончу университет
и, может быть, поеду туда преподавать.
– А как ты относишься к тому, что в общине Виссариона верующим не
разрешают посещать больницу?
– Во-первых, посещать
больницу не запрещается. А во-вторых, человеческое тело устроено так, что
оно может излечить само себя. Просто человек
по своей глупости оторвался от природы и забыл многое из того, что умел.
Потом в тайге много трав, которые получше всяких лекарств. К этому мнению, между прочим, склоняется и
современная медицина. Вот и Виссарион рекомендует пользоваться этими
средствами. Потом, ведь даже мысль, не то что слово, материальна, причем она
превращается в отрицательную энергию, которая никуда не исчезает, а остается
возле Земли, возле человека. И в том месте, где больше скопляется этой отрицательной
энергии, и случаются различные катаклизмы, болезни. Все это я действительно
наблюдал. Вот сделаешь, к примеру, что-нибудь хорошее, тебе это хорошее и
возвращается от других людей. И тут же другой пример: подумаешь плохо, или
скажешь что-нибудь отрицательное, тут же идешь и что-нибудь упадет тебе на
голову, или споткнешься, или еще что-нибудь. Вот тебе и подсказка: неправильно
сделал, неправильно подумал. Могу привести яркий пример: летом, когда строили
с отцом дом, я сидел на срубе, рубил бревно и что-то подумал отрицательное,
тут же прилетела щепка по лбу. Сразу понял: “Неправильно подумал”. Как
только это понял, дальше рублю, больше ни одной щепки не прилетело.
– Можно задам тебе нескромный вопрос: на какие средства ты сейчас
живешь?
– На средства от случайных подработок. Хорошо,
когда есть стипендия, еще делим с отцом его пенсию.
– Сейчас ты студент четвертого курса, у тебя уже есть какие-то планы,
чем собираешься заниматься дальше?
– Точно еще не знаю. Конечно,
нужно будет искать работу. После университета могут забрать в армию. Но
сегодняшняя армия оставляет желать лучшего, и делать там совершенно
нечего. Там только забудутся все знания, которые были получены в университете.
Чтобы не идти в армию, я могу быть учителем в сельской школе. Еще один хороший
повод поехать к Тиберкулю – самый приемлемый вариант. Второй вариант –
пойду в армию.
– Здесь тебе интересно со своими сверстниками?
– Да, интересно. Но
интересно в каком смысле. Поговорить, послушать, заниматься общим делом,
решать общие проблемы, культурно проводить время. А вот проблемы, где денег
взять на бутылку, где выпить, где “забить” –
это совсем неинтересно.
–
Как ты думаешь, кроме того, чтобы пить, наркоманить или идти в секту у
молодежи есть третий путь?
– Конечно, есть. Ведь многие (не только
я) не пьют, не курят, просто живут, занимаются своим делом и вовсе не
вступают ни в какие секты.
–
Мне кажется, таких – меньшинство, а большинство пьет и не имеет никакой
цели в жизни.
– Раньше были различные
пионерские организации, где труд почитался превыше всего. Сейчас труд многие
воспринимают даже как что-то постыдное. Детьми, молодежью никто не занимается.
Они ходят по улицам никем и ничем не занятые. Сейчас есть разные кружки, но их
мало, работают они теперь как-то неактивно, и еще все это платное, а сейчас
не каждый может себе это позволить. Еще одной причиной пьянства молодежи
может быть то, что они просто копируют своих родителей.
– А как относится Таня к твоему намерению поселиться возле Тиберкуля?
– Она, конечно, против.
Хотя с другой стороны она и говорит, что не против пожить в деревне, козочку
хочет завести. Ну, а потом мое решение поселиться там еще не окончательно
– может быть еще что-то и изменится.
–
Что должно измениться, чтобы ты остался?
– Должен измениться я сам, мои убеждения,
жизнь и вообще что угодно.
Фото:
2.
Егор и Танечка, которая мечтает завести козочку.
3.
На показательных выступлениях в Муздрамтеатре. 1997 год.
4.
В гостях
родной сестры Светы. Кызыл. 1999 год.
5. Братья. На дне рождения сродного брата Мунира. 9 марта
1996 года.
6. Егор завоевал второе место на соревнованиях по тяжелой
атлетике. Троеборие. 9 мая 1998 года.