Севьян Израилевич Вайнштейн – легендарный ученый-этнограф,
известный в нашей стране и далеко за ее пределами.
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института этнологии и антропологии им. М. Миклухо-Маклая Российской Академии
наук, автор около 300 научных публикаций, из которых свыше 30 переведены на
иностранные языки. В 1996 году в биографическом справочнике выдающихся людей
Международного биографического Центра Кембриджа ему была посвящена специальная
статья.
Но более всего это имя
значимо для маленькой республики в центре Азии, ведь именно работа в Туве и о
Туве стала делом всей жизни Севьяна Вайнштейна, удостоенного почетного звания
“Заслуженный деятель науки Тувы” и именно здесь нашедшего свое семейное
счастье.
Мы беседуем у него дома
в Москве, в комнате, похожей на маленький музей. На стенах висят картины c
тувинским пейзажем, написанные самим ученым во время этнографических
экспедиций, на полках расставлены всевозможные экзотические предметы культов
и произведения прикладного искусства, подаренные ученому от разных народов
мира – в Туве, на Алтае, в Бурятии, у кетов и даже от папуасов Новой Гвинеи,
бедуинов Аравии и американских индейцев. В центре комнаты на постаменте
расположена небольшая скульптура Цзонхавы – буддийского учителя и святого,
работы бурятских мастеров. В открытую дверь кабинета видны стены книг от
пола до потолка и большой рабочий стол.
– Севьян Израилевич, расскажите, пожалуйста, о замечательном
юбилее в вашей жизни – 50-летии первого приезда в Туву.
– Да, прошло 50 лет,
как ни странно, как будто это было только вчера. Июль 1950 года. Но до этого
свою научную работу я начал с двух очень сложных экспедиций: в 1948 и 1949
годах, еще будучи студентом исторического факультета МГУ по специальности
“Этнография Сибири”. Я побывал у маленькой, но очень интересной народности
– кетов, в районе реки Подкаменная Тунгуска. Кетам тогда жилось очень плохо,
им запрещали добывать соболя – основной предмет заработка, и они в результате
вымирали. Вернувшись, я написал об этом самому главному человеку в
стране после Сталина – Маленкову. Это не понравилось комсомольскому
начальству, и меня исключили из комсомола и университета. Восстановили,
когда Маленков, до которого это письмо чудом дошло, организовал комиссию
по проверке, и все подтвердилось. Меня вторично отправили к кетам.
– А Тувой вы когда заинтересовались?
– Не сразу. Но еще в начальной
школе я с друзьями собирал и обменивался тувинскими марками, в том числе
самыми первыми – на старомонгольском языке. А в университет поступал из
интереса в целом к народам Сибири. Правда, поступил с трудом из-за того,
что мой отец, Израиль Яковлевич Вайнштейн, известный философ, профессор,
заведующий кафедрой Московского Авиационного Института, был репрессирован.
– Как это произошло?
– Его арестовали, когда
я еще учился в школе. Несколько месяцев его допрашивали, пытали и потом
осудили на 8 лет. Он сумел написать и отправить письмо моей маме – Фриде
Израилевне, в котором он утверждал о своей невиновности и описал пытки. Письмо
дошло, и моя мама совершила ошибку, послав его Сталину. Отца почти сразу
расстреляли – 19 января 1938 года в Мариинске. А в деле записали: “За
громкий разговор в камере”. Много позже я видел все эти документы в архиве
КГБ.
Нам пришлось очень
плохо после этого. Мы с мамой какое-то время были разлучены (я был
единственный сын у родителей). Мама была в Москве совсем одна, без друзей и
помощи, ведь она приехала из Риги “строить социализм” и почти сразу вышла
замуж за моего отца, так и не получив специальности. Меня дразнили сыном
“врага народа” и даже били. Школу все-таки закончил хорошо. Были детский
дом, война, эвакуация. Потом мама нашла меня, и мы вновь воссоединились.
Кстати, недавно я получил документ о том, что был жертвой политических
репрессий, правда, особо существенных льгот он не дает.
– С чего началась в 1950 году ваша деятельность в Туве?
– Я приехал работать в
тувинский музей старшим научным сотрудником и cтал исполнять обязанности
директора. Практически создавал музей заново, выезжая в районы для сбора
этнографических коллекций. Когда я собирал работы резчиков по камню, они
какое-то время даже жили у меня дома в Кызыле, например, Тойбухаа.
Первым из районов была
в 1951 году Тоджа. Верхом на лошади вместе с моими проводниками Бальчибой
Найдын-оолом в 1951 году и Кысыгбаем Доржу в 1956 году мы совершали очень
трудные переходы по горам. Один раз я даже очень серьезно заболел.
Трудности были и в
работе с людьми. В 1953 году мне предложили организовать работу
избирательной комиссии на выборах в Верховный Совет. Это в маленьком деревянном
помещении музея! Там ведь совершенно нет условий, спичка загорится – и нет
музея, пропадут экспонаты. Я отказался, а меня за это вновь исключили из
комсомола. Восстановили через месяц, когда умер Сталин.
– А о ком из работавших с вами вы сохранили хорошие воспоминания?
– Я работал с очень
интересными людьми. Прежде всего это Владимир Андреевич Дубровский.
Также: Леонид Васильевич Гребнев, исследователь тувинского эпоса, филолог
Антон Кавааевич Калзан, археолог Монгуш Хургул-оолович Маннай-оол, Александр
Адольфович Пальмбах. С Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном мы и сейчас дружим
и переписываемся.
– А когда вы познакомились с вашей женой?
– С Алевтиной Никифоровной
я познакомился в Кызыле, в 1954 году.
Хозяйка дома, которую Севьян Израилевич ласково называет “моя птичка”
и “опора моей жизни”, собиралась в это время уходить на работу в музыкальную
школу, но перед этим присоединилась к нашему чаепитию, поэтому я могла
спросить и у нее самой:
– Алевтина Никифоровна, как вы оказались в Туве?
– Я приехала из Магнитогорска
работать преподавателем в музыкальной школе Кызыла в 1954 году. Тогда была
очень сильная школа, не знаю, как сейчас. С Севьяном Израилевичем мы
познакомились 27 октября, я помню этот день.
С. И.: Поженились 23 ноября 1956 года. У нас
родилась в Кызыле дочь Аня, но дальше ее воспитывала бабушка в Москве. Аня закончила
психологический факультет МГУ, сейчас работает в Фонде общественного мнения.
У нее своя семья: муж и дочь студентка.
– Вы вместе с женой ездили по районам?
– Да, она мне помогала.
Однажды, я в поисках произведений наскального искусства углубился в горы и
заблудился. Она всю ночь жгла костры, чтобы я мог найти лагерь экспедиции.
A.Н. (улыбается):
Один раз мы ехали по степи и увидели каменную бабу. Он захотел ее сфотографировать,
но камень оказался весь обмазан птичьими “следами”. Мне пришлось это все
отмывать, воду из ручья носила кастрюлькой.
– Севьян Израилевич, вы совершали самостоятельно экспедиции?
– До 1959 года самостоятельно.
Еще в 1954 году я перешел работать в ТНИИЯЛИ. В своих экспедициях я нашел
тысячи наскальных рисунков разных эпох. Мною была обследована так называемая
“дорога ЧингизХана” и путем раскопок доказано, что это не дорога, а
оборонительный вал, который защищал Туву от нашествий енисейских кыргызов,
вплоть до IХ века.
Открыты неизвестные
ранее города древних уйгуров, в том числе дворец Моюн-Чур VIII века на озере Тере-Холь около Кунгуртуга, с
парадными лестницами, тротуарами, колоннами, фресками. Совместно с коллегой
Дьяконовой мы раскопали один из крупнейших в мире могильников гуннского
времени (Кокэль) в Западной Туве, в бассейне реки Ишкин, и там исследованы
многие сотни погребений, которые включали тысячи хорошо сохранившихся
вещей: предметы утвари, оружие, детали одежды и многое другое. Это целая
культура – кокэльская. По сути можно сказать, что был открыт целый мир кочевников
центра Азии.
Защитил кандидатскую
диссертацию в 1956 году по тувинцам-тоджинцам. В 1959 году меня пригласили
работать в Московский институт этнографии (ныне Институт этнологии
и антропологии). Здесь, в Москве, я издал результаты своей работы-книги“Тувинцы-тоджинцы”
(1961), “Тувинское шаманство’’
(1964), “История народного искусства Тувы” (1969) и много других
книг и статей. В 1969 году защитил докторскую диссертацию “Происхождение
и историческая этнография тувинцев”, в 1971 году издана книга “Историческая
этнография тувинцев”.
Пo моей просьбе в 1966
году известный советский антрополог Михаил Герасимов сделал реконструкцию
портрета предка тувинцев – древнего тюрка, мужчины средних лет, жившего
в VII-VIII веках нашей эры, по черепу, найденному мною в одном из захоронений.
Это единственный в мире портрет одного из предков тувинцев. (прим.: этот красивый портрет находится здесь же
в комнате, на стене. Копии его в качестве иллюстрации можно увидеть в научных
публикациях С. И. Вайнштейна)
Я побывал во многих
странах мира с лекциями о Туве, участвовал в международных конгрессах:
во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, в США, Японии. Был одним из
организаторов и участником выставок во многих странах мира – многовековой
культуры кочевых народов Евразии, в том числе Тувы. Мои работы 80-90-х годов:
о Радлове, Миллере – исследователях Сибири, книга “Мир кочевников Центра
Азии” (Москва,1991) и много еще другого.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Сейчас работаю над
темой “Роль общины в истории культуры и социальной организации тувинцев”.
У меня есть ученики – аспиранты и докторанты. Одна из них – Нели Павловна
Москаленко с кандидатской диссертацией “Основные проблемы этнополитической
истории Тувы в XX веке”. Очень интересная диссертация – масса новых фактов и
документов, скоро будет защита. Написала диссертацию, но пока не защитилась
Светлана Донгак из ТНИИЯЛИ. Мой докторант – Зоя Кыргысовна Кыргыс, которая
подготовила серьезное исследование о горловом пении в тувинской культуре.
Есть три аспиранта из Бурятии.
В 1991 году в США вышла
книга Ральфа Лейтона “Тува во что бы то ни стало”. Здесь моя переписка с ним о
знаменитом американском физике, лауреате Нобелевской премии Ричарде Фейнмане.
Создатель современной физики прочитал мои работы и просто загорелся
желанием побывать в Туве, но, к сожалению, не смог – умер.
Вы знаете, Институт
этнологии и отдел истории РАН подготовили мое представление к званию
“Заслуженный деятель науки России”. С 50-летием моей работы по тувинской
проблематике меня поздравил в телефонном разговоре президент Тувы Ооржак.
Я был очень рад.
А вот еще: режиссером
Леонидом Кругловым сделан фильм обо мне и моей работе в Туве – “Сшитые
стрелы”. Съемочная группа в прошлом году выезжала в Туву и повторила мой путь
в Тоджу тоже верхом на лошадях и оленях. Фильм получился очень красивый.
Хотите посмотреть?
– Конечно. Прямо сейчас можно?
– Прямо сейчас.
И мы вместе смотрим видео. В часовом фильме использованы съемки
самого Вайнштейна 50-60-х годов. Фильм демонстрировался пока только в Институте
этнологии. Действительно, удивительная гармония режиссерского
замысла и операторской работы. Рассказы о встречах ученого с коллегами
из Тувы на фоне тувинских мелодий снова возвращают нас в Туву, говорить о
которой Севьян Израилевич может бесконечно.
– В экспедициях вы всесторонне изучали культуру тувинцев. Какие традиции
были для вас особенно удивительными, какие находки вас поразили?
– Прежде всего, это
открытые мною стоянки древнейших жителей Тувы каменного века, находки
неразграбленных курганов. Это большая редкость. Сохранились даже человеческие
останки с татуировкой.
С великолепным дворцом
Моюн-Чур-уйгурского завоевателя центра Азии VIII века (на озере Тере-Холь)
связана одна интересная легенда о его хозяине – хане с ослиными ушами – Эльчиген-кулак-хане.
Днем он прятал свои уши, но ночью это обнаруживалось перед близостью с
очередной девушкой, которых ему регулярно доставляли. Наутро он убивал
их. Но вот одна девушка исхитрилась и угостила его лепешками, которые были
сделаны на молоке ее матери. Таким образом хан становился ее молочным братом
и не только не мог ее убить, но и вообще тронуть.Он отпустил ее, взяв обещание
сохранить тайну о его ушах. Но девушка не выдержала и шепнула об этом в мышиную
норку. Позже об этом уродстве хана стало известно всем. Одна рыба в колодце
стала смеяться над ханом, он разозлился и приказал засыпать колодец. Однако
внезапно появившиеся потоки воды залили дворец хана, и поэтому он, уходя со
спасшимися придворными сказал: “Там озеро” – “Тере Нур” (по-монгольски),
позднее стало “Тере-Холь”.
Интересным был также
обычай ойтулааш. В осеннее время юноши и девушки собирались на праздник,
когда они могли свободно любить друг друга. Юноши увозили своих избранниц,
даже могли подраться из-за них. На месте любви втыкали в землю урук – длинный
шест коневодов, и этот высокий шест предупреждал издали, что здесь – “территория
любви”. Я об этом писал в одной из своих статей в 1964 году в “Советской
этнографии”. Дети, рожденные после этого, усыновлялись родителями девушки, и
она могла спокойно выйти замуж.
А однажды я случайно
увидел влюбленную пару, которая обнималась, и парень лишь нежно водил своим
лицом по лицу девушки. Так я узнал, что тувинцы в ту пору не целовались в
губы.
– А из тувинской кухни вам что-нибудь нравилось?
– Чай соленый с молоком.
– Вы говорите по-тувински?
– Я много жил среди
чабанов и довольно свободно говорил. А сейчас уже подзабыл. Много времени
прошло. Последний раз в Туве был в 1983 году.
– А собираетесь еще?
– Хотел бы, но пока нет
возможности. Билеты стоят очень дорого. Вообще Туву я знаю хорошо. Я ведь
здесь побывал практически во всех районах, детально описал традиционную
культуру тувинцев, которая ныне во многом навсегда утрачена, хотя всегда
будет представлять огромный интерес для мировой культуры. Я написал воспоминания
о своих поездках в Туву, рукопись почти полностью готова к изданию на русском
и немецком языках (немецкий для меня – второй родной язык). Нет спонсора для
издания. И нет названия. Может, предложите какое-нибудь название?
Перебрав несколько
вариантов, мы остановились на романтическом названии “Эта загадочная и
прекрасная Тува (Полвека путешествий и открытий)”.
Прошло время...
12 апреля 2001 года
профессор Вайнштейн отметил свое 75-летие, с которым его поздравили научные
центры всего мира.
Летом 2001 года в ведущем германском издательстве «Алауэтте»
вышла на немецком языке его книга «Эта загадочная и прекрасная Тува. Полвека
путешествий и открытий».
Фото:
2. Профессор Израиль Вайнштейн незадолго перед арестом (1936
год). Расстрелян в январе 1938 года.
3.
Севьян с мамой Фридой Израилевной. Отца уже нет... 1941 год, Москва.
4.
Севьян и
Алевтина Вайнштейны после свадьбы. Кызыл, 1956 год.
5. С. Вайнштейн. Первые экспедиции. Тува. 50-е годы.
6. Древний облик предка тувинцев. Реконструкция
портрета древнего тюрка VIII века по черепу, найденному в Туве С. Вайнштейном.
Работа М. Г
<!--
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
-->