газета «Центр Азии» №17 (22 28 апреля 1999) Люди Центра Азии Татьяна Рамазанова: Я всегда стараюсь подавить в себе пещерную мамашу22 апреля 1999 г. |
Интересных фактов в жизни этой редакции немало. В передаче «Плюс-минус» до Татьяны работала Ольга Иванова (сейчас специалист Постпредства Тувы в Москве). В «Прошу слова» трудился журналист Александр Кашин, ныне мэр города Кызыла. А кто догадается, что Анна Хадаханэ, не зная тувинского языка готовит любимую детьми тувинскую передачу «Хоглyг кичээл» («Веселый урок»)? Она пишет сценарий, который Андрей Чымба переводит и озвучивает персонажи «Хаванчук» и «Куске», поросенка и мышонка. У Татьяны Рамазановой тоже есть роль: она является руками Куске, а также шьет ему одежду. Своему герою Хаванчуку она недавно сделала пластическую операцию в области нижней челюсти, так как он достался детской редакции от прежних программ и долго лежал в шкафу. «Теперь он красив, бодр и радует детей», – сообщает Татьяна. Труды детской редакции были вознаграждены медалью международного конкурса детских телепрограмм «Окно в третье тысячелетие». – Медали принято обмывать, процедура состоялась? – Обмывание медали я замылила, потому что поистратилась в Москве. Наш прямой рейс меня сильно подвел, его отменили, и я даже подумывала о том, а не пойти ли мне в метро петь песни. Билет через Абакан стоил на 400 рублей дороже, чем прямой рейс, а у меня оставалось только два рубля. Но петь не пришлось. Выручила меня Дина Оюн, которая находилась в Кызыле. Я получила за нее деньги в одной иностранной фирме и благодаря этому вернулась в родной коллектив. А медаль обмоем ближе к лету, когда найдем спонсоров. – Все считают, что ты дочка или внучка актрисы Марьям Рамазановой. – На самом деле ни внучкой, ни дочкой не являюсь. Просто это родственники моего мужа. Марьям Алексеевна – его тетя. – Была ли ты знакома с ней до замужества? – Да, но что интересно, когда она приходила к нам в школу с чтением стихов, директор мне говорила, что я очень на нее похожа. Поэтому, наверное, я попала в эту большую семью не случайно. Сыновья Марьям Алексеевны: художник Степан Забродин, кинооператор Шамиль Седен-оол. – Как ты познакомилась с мужем? – Я заметила его, еще учась в 9 классе. Наиль приходил в ТЮЗ (в клуб типографии), где я занималась со своими друзьями, и показался мне еще тогда каким-то необычным. Потом он пропал из моего поля зрения, как выяснилось, все это время он работал пожарником в Челябинске. А я все думала: где же тот интересный парень? Даже в свой дневник об этом писала. Потом, уже после школы, видела его несколько раз на улице. Он все еще продолжал меня чем-то привлекать, но не обращал на меня никакого внимания. А как-то весной 1983 года, на дискотеке в ДК «Енисей» он вдруг завел со мной разговор о Бэккете, Ионеску, театре абсурда, о художниках-абстракционистах и предложил прийти за журналом «Иностранная литература». В назаначенный день я пришла к Марьям Рамазановой. В комнате ее сына Степана собралась интересная компания философов, художников и поэтов, что было несколько неожиданно. Так и познакомились. – А когда появилась дочка? – Мы долго тянуть с этим делом не стали. В 1984 родилась Наиля. – Кто решил назвать ее папиным именем? – Когда она жила еще в животе, ее все звали Нюша. А когда Наиль пришел в роддом, чтобы узнать, как ее назвать, я с третьего этажа крикнула: «Наиля!». С арабского имя переводится как «ангел-хранитель». – Она, конечно, главная в семье? – Не знаю, кто у нас главный. – Ну кто тогда заведует деньгами или хранит их? – Деньги у нас не задерживаются, поэтому нечего сдавать на хранение. Системы в использовании денег нет никакой. Хотя говорю, что больше не буду, много средств уходит на книги. Вот пришел трехтомник Довлатова, как не выкупить? – Работа Наиля имеет отношение к книгам? – Сейчас он работает грузчиком, но умеет делать все: в свое время вместе со Степаном Забродиным оформил кафе «Антракт», «Шолчугеш», молочный бар в кулинарии, работал художником в газете «Тувинская правда». – А кто автор твоих портретов развешанных по дому? – Один портрет он рисовал. Когда у него есть краски, холсты и местечко в доме, где можно рисовать, он пишет иконы, а потом дарит друзьям. – Почему же художнику не находится места? – Всегда кто-то ходит или уходит, или заадает вопросы, или нужно гулять с собакой. Только у Наили есть своя комната. В остальных местах хожу я, собака Рома, кошка Санта. Кухня, как и везде, является гостиной, а в зале – моя вотчина. По ночам я там кое-что творю, в углу, так что все посадочные места заняты. – Почему по ночам? – Я вообще «сова» и для меня вечернее время самое работоспособное. Например, все сценарии пишутся всегда ночью, с 11 или 12 часов. Я люблю ночное время: никто не мешает, тишина, ужин съеден, посуда помыта. – Готовлю дома в основном я, и только вечером. Никаких завтраков, обедов специально не подается. Мне нравится картофель по-скандинавски. Рецепт вычитала когда-то в «Пионерской правде». Сырой очищенный картофель разрезается в 2-3 местах повдоль, в выемки кладутся пластики сыра, снизу и сверху – кусочки сливочного масла. Все картофелины укладываются на противень и запекаются. Не до черноты. А когда есть набор хороших продуктов (не только крупа и вода), готовит Наиль. Он гурман, хотя ест все и очень часто по ночам заходит на кухню. Из-за этого у нас бывают мелкие столкновения, так как я все время говорю об экономии продуктов. – Это единственный пункт по которому нет согласия? – Во всех остальных отношениях мы находим общий язык или делаем вид, что находим. – Какой уклад семьи у двух творческих людей? – Наша семья, конечно, несколько абсурдна с точки зрения приличий, семья, где не рассчитан бюджет, где не всегда хвататает денег на проезд. Очень любим смотреть хорошие фильмы, которые попадаются редко. Частенько на кухне возникают споры на политические и общечеловеческие темы. Даже Наиля участвует в дебатах по Югославии, Америке, нашей стране. – «Самый мудрый ребенок» конкурса «ЦА» 1995 года «Устами младенца» одерживает верх над родителями? Напомню, как здраво она рассуждала в 6 лет, судя по публикациям за 1995 год. Например, Наиля играет с Любой в мяч. Люба не поймала и слышит от Наили, что она дура. На замечание мамы не ругаться, она говорит: «Люба, постарайся, чтобы я не называла тебя больше дурой». – Сейчас Наиля – обычный тинейджер, с банданой на голове и с мечтами в ней. У нее много друзей, она занимается компьютером, немного английским. Очень рада, что она разлюбила Ди Каприо. Ведет переписку с американской организацией «Да будет мир во всем мире», получает какие-то письма, буклеты. Я тоже в свое время переписывалась с мальчиком из Эстонии. Его звали Калев Кескюула. Мы пересылали друг другу посылки: я ему кедровые орехи, он мне – жевательную резинку, гоночные машинки и значки. – Легко ли главный редактор детских передач находит общий язык с подрастающим поколением в лице дочери? – Да. На многие острые темы мы с ней разговариваем честно, обсуждаем ее проблемы. Я считаю, что подросток должен узнать о жизни все от родителей. Умалчивания приведут к тому, что он замкнется и не будет ничего вам рассказывать. Но иногда во мне просыпается какая-то пещерная мамаша, и я, понимая, что несу полнейший бред, начинаю критиковать ее одежду, прическу. – Как реагирует Наиля? – Как любой нормальный ребенок. Она встает в штыки и не желает со мной разговаривать. Поэтому, пещерную мамашу я всегда стараюсь подавлять в себе, но не всегда получается. А потом я вспоминаю себя в ее возрасте и сравнение не в мою пользу. – Татьяна Грачева была трудным подростком? – Я училась в первой школе, сидела за одной партой с Анной Хадаханэ, которая сейчас вместе со мной работает режиссером. Именно она делает вместе с Диной Оюн программу «О», «Марш-бросок», «Хоглуг кичээл» и все сложные постановочные передачи. Сидя за одной партой, мы не раз изгонялись из класса. Как сейчас, так и тогда, очень любили посмеяться. Повод мог быть любым. Однажды исписали стены в классе китайскими иероглифами. На физике натерли доску в кабинете воском. На физике же измеряли друг другу носы, брови, губы обычной школьной линейкой. Там же я играла на хомусе, изучая на практике звуковые колебания. Это не помешало мне и Анне получить пятерки за 10 класс по этому предмету, почти не заглядывая в шпаргалки. Хотя Анна Джимовна всегда училась лучше меня. – А как складывались отношения с родителями? – Меня воспитывала одна мама. Отец умер от ран, полученных на войне, когда мне было шесть лет. Родители были людьми старшего поколения. Если мы сейчас с Наилей на равных, то я боялась спросить у своей мамы, мучаясь подростковыми вопросами. Этого я стараюсь избегать в общении с Наилей. – В общении с коллегами тоже? – Я считаю себя коммуникабельным человеком. Могу работать со всеми. Чего только нет в моей трудовой биографии. Конферансье ансамбля «Челээш» в филармонии, русская труппа муздрамтеатра, где я пела тувинскую, революционную песню «Тулчуушкунче» («К бою»). Может, тогда появилось желание работать на ТВ, которое сочетает в себе и жизнь, и театр, и все. Я работала в газете «Молодежь Тувы» вместе с Александром Филатенко. Это тот, который сейчас серьезным голосом читает новости. А тогда он в рабочих перерывах, с поэтессой Элеонорой Цвигун исполнял романсы. Работала с Виталием Кузнецовым, который теперь, с не менее серьезным видом рассуждает о проблемах экономики республики. Тогда он собирал вокруг себя бардов и часто играл на гитаре. Также работала с Виталием Шайфулиныим и Надеждой Антуфьевой которые, трудятся в любимой газете в данный момент. А Юрий Тас-оол, работающий сейчас в правительстве, и тогда был немногословен и загадочен. Это был хороший коллектив и мне очень приятно, что с частью этого коллектива я работаю вновь. Кроме как в творческих коллективах пришлось работать и в Минздраве, главным образом, размножая приказы на ротаторе и рассылая их по районным больницам. В отделе кадров роддома №2, уложив заснувшую годовалую Наилю в больничный шкаф, в свободное время изучала тувинский язык и почитывала о японском театре Кабуки и Но. Почему-то хотела стать заведующей литературной частью театра. Для работы мне нужна идея, сейчас я как раз думаю над очередной идеей. Отослала сюжет на НТВ (о семье чабанов из Овюра), сейчас готовлю еще кое-что. Татьяна Рамазанова сейчас ломает голову над тем, как работать молодежной редакции: то ли информировать своими передачами, то ли направлять, то ли помогать подросткам? В их возрасте школьница Таня писала стихи. Одно из них называется «Что такое мир?» Мир – это тысяча капель дождя И дыхание моря, и трель соловья. Это звездное небо, туманы полей, Это детские руки, пустившие «змей». Это вихри и грозы, и ливневый шквал. Ты в сравнении с миром, Мой друг, очень мал. Что же это – наш мир? И какой? Может, снег это, может, и зной. Это шелест берез и журчанье ручья. Это ты, это мы, это я. Это Родина наша, и наша земля.
Фото: 2. Председатель Верховного Хурала РТ и член Совета Федерации Шолбан Кара-оол и его помощник-меценат Людмила Вторушина поздравляют Татьяну Рамазанову с вручением диплома «Человек Года» (номинация – «Журналистика»). 2 апреля 1999 г. Бал газеты «Центр Азии». 3. Татьяна Рамазанова. «Человек Года – 98». |
Беседовала Саяна МОНГУШ http://www.centerasia.ru/issue/1999/17/4939-tatyana-ramazanova-ya-vsegda-starayus.html |