газета «Центр Азии» №36 (3 — 9 сентября 1998)
Люди Центра Азии

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому

3 декабря 1997 г.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуОйдуп Бартан – ученый, кандидат химических наук, автор научно-популярных трудов. Он завоевал приз зрительских симпатий по итогам соцопроса «Человек года – 97», после серии телепередач о природе и выхода книги «Пищевые растения и национальная пища тувинцев».

 

Мы встретились с ним на его рабочем месте, в научной лаборатории медико-био­логических исследований при Мини­стерстве здравоохранения Республики Тыва.

Вы выпускник химического фа­куль­тета МГУ. Расскажите, пожа­луй­ста, трудно ли было посту­пить в то время в Московский уни­вер­си­тет и легко ли было учиться в этом самом престижном учебном за­веде­нии страны?

– Конкурс на химический факультет в 1954 году был очень большой, ведь тогда к известному лозунгу: «Коммунизм – это элек­трификация всей страны» добавилось «и химизация». Мы поступали на предо­ставленные республике целевые места. Конечно, сдавали экзамены, но поскольку я окончил школу с медалью, то поступил без экзаменов. На химическом факультете мы оказались в одной группе с одноклассницей Серин Кыргысовной Чоксум. В московские вузы тогда нас, выпускников второй школы, поступило больше десяти человек.

А учиться было очень трудно. Нынешние студенты не представляют себе как трудно.

Домой за пять лет смог приехать на каникулы только один раз. Летом зара­баты­вал на жизнь, как и большинство студентов, грузчиком. Нет в Москве такого вокзала, где бы я не работал. Я учился и окончил уни­верситет без пальто. Единственную куртку и брюки проели кислоты и щелочи – за­кро­ешь дырки книгами и бежишь. А чтобы зимой поехать в город, просишь у одно­курсников плащ.

ВОйдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому МГУ не было никаких поблажек, что ты издалека и так далее. Когда приступили к учебе, выяснилось, что химию мы плохо понимали, а поступили на очень сложный факультет. Приходилось очень много читать, книга выпадает из рук от усталости, хватаешь, опять продолжаешь читать. Получить тройку в МГУ считалось большим позором. У меня была тройка по английскому, и, чтобы избавиться от этого позора, я на свои скудные средства покупал литературу на английском и фанатично изучал этот язык. Впослед­ствии эти знания очень помогли мне при поступлении в аспирантуру. Накопленные мной книги пригодились и моим детям.

Старший сын Айвар тоже окончил МГУ, по специальности – кибернетик, знает ино­странные языки, свободно владеет англий­ским. Младший сын Юлий – уча­щийся тыва-турецкого лицея, тоже владеет англий­ским, турецким языками.

Откуда вы родом?

– Родители были чабанами, известные в республике орденоносцы. Отцу Бартану Ондару Шадыповичу сейчас 89 лет, но все его знают по прозвищу как «Чолдак-Бы­зана», искусного мастера на все руки: по де­ре­ву, ме­тал­лу. Считалось, что они негра­мотные, хотя дед мой знал тибетскую, старо­мон­гольскую письменность. Отец владеет старо­монгольским языком.

Родом мы с Хемчика, Ондары, но всю жизнь прожили в пределах Кызыльского района, в местечке Ондум у реки Ак-Хем.

Интересно, как вы познакоми­лись с супругой и какая у нее про­фессия?

– Познакомились мы в Москве. Фаина Михайловна тогда, как и я, была аспиранткой. Сейчас она работает в нашем государственном университете, на факультете начального обу­чения, заведует кафедрой методики препо­давания русского и родного языков в наци­ональной школе.

В 1997 году в местном из­да­тель­­стве вышла ваша книга «Пище­вые растения и национальная пища тувинцев». На прилав­ках не зале­жалась. Возможно ли издание других ваших книг и будут ли они пере­ве­дены на русский язык, чтобы быть доступными всем читателям?

– Материал собран на три-четыре книги. Из­даваться все будут на русском языке. Если я получу грант (финансирование победив­ше­го научного проекта) Госкомитета по нау­ке на­шей республики, то в 1999 году одна из книг уже выйдет в печать. Она называется «Ту­вин­­ский универсальный самомассаж и физио­терапия народов Тувы».

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому То есть этой работой вы заяв­ляете о себе уже как медик? Ваша работа в лаборатории минис­тер­ства здавоохранения законо­мерна?

– Свою нынешнюю работу я знаю на уров­не среднего российского ученого, имею научные труды и изобретения. При помощи са­мо­­­массажа я победил свой остеохондроз, на­чав­шийся артроз (изменение суставов). Не сочтите за нескромность, каждый имеет право гордиться плодами своего труда. Тувинским уни­­версальным самомассажем можно ле­чить сосудистые заболевания (повышенное и по­ни­женное давление), некоторые внут­рен­ние заболевания. Зимой я ездил в Ново­си­бирск, делал доклад в Новосибирском меди­цин­ском институте, и у меня есть отзыв за подписью ака­демика Щедриной, что метод действи­тель­но новый, его полезно применить на практике.

Если говорить об остальных книгах, есть «Народная медицина народов Тувы». Это очень интересная медицина: смешение тибет­ской, центрально-азиатской и русской.

Но русская народная медицина тоже очень свое­образная, не такая как в других регионах Рос­сии. Есть здесь такие лекарст­венные расте­ния, которые в других местах не исполь­зуются. Каа-Хемские старообрядцы пользо­вались отварами, состоящими из 42 растений, чего нет в традиционных русских рецептах. Это, видимо, пришло из тибетской медицины.

Никто, к сожалению, не исследовал исто­рию и влияние буддийских хурээ, осо­бенно в Каа-Хемском районе. А хурээ Эртине-Булак было третьим по величине и значи­мости в Туве, после Эрзинского и Сама­гал­тайского. Сви­детельство того, что в Эртине-Булаке были сильные ламы, лекари, фило­со­фы – на­­ход­ки в пещерах чуть повыше Кок-Тей­ского парома. Вплоть до сегод­няшних дней там находят церковную утварь, тибетские книги. Последний раз цыгане нашли и раз­бросали свитки по всей округе.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуК сожа­лению, никому нет дела. Бесследно исчезают и рецепты старообрядцев, многие из них утрачены навсегда. Я пытаюсь вос­становить.

А какая главная трудность, в ваших исследованиях, поисках?

– В последние годы езжу на свои деньги, только в этом году проездил более пяти тысяч рублей, теперь я нищий. Не обойти ли мне всю Туву пешком? Какие бесценные материалы я бы собрал!

В предисловии книги о пищевых растениях тувинцев вы приводите данные о том, что разумным пита­нием в некоторых странах дости­га­ется излечение психических и онко­ло­­гических заболеваний. Сущест­ву­ет прямая зависимость между пита­нием и болезнями?

– Болезни большей частью связаны с питанием. Ведь существует научный термин «генетически обусловленное питание». Со­вре­менная пища плохо переваривается, орга­низм не может приспособиться к этой пище.

У нас резко континентальный климат: жаркое лето, очень холодная зима – и пи­та­ние должно определенным образом быть отлич­ным, чем например в Средней полосе России. Тувинцы всегда любили жирное мясо, но будучи кочевниками, скотоводами они по­­с­то­янно находились в движении. В совре­мен­ных условиях человек, оказавшись в горо­де, селе, питается так же, как его предки пол­­века назад, но не двигаясь… Отсюда развитие сосудистых заболе­ваний, ведь ате­росклероза раньше не было.

Чтобы не было отложений холестерина, че­ловек должен двигаться. Зимой долж­на быть высоко­ка­лорийная пища: раз­­но­­об­раз­ная, богатая вита­ми­нами, микро­элемен­тами. Пища тувин­цев раньше была простой, но в ней бы­ли все не­обхо­димые вещества. Сейчас же, осва­ивая другую культуру пита­ния, выра­щивая или покупая расти­тель­ные про­дукты, неправиль­ным при­го­тов­лением уничтожаются все полез­ные свойства пищи. Конеч­но, народ будет болеть.

Надо помнить, что мясом летом питались редко, в основ­ном, употреб­ляли молочные про­дукты. Это при­род­­ная необходимость. Наци­ональная пища – создание природы, обус­лов­ленное тысячелетней историей.

У вас дома я не отказа­лась от чая, но допить его было трудно, непривычный очень пря­ный вкус. Какой чай вы пьете?

– Чай я пью сложного состава: из девяти трав. Но каждый день разный, ведь организм имеет свойство привыкать, поэтому состав рас­тений надо менять в течение года нес­коль­ко раз. Я меняю один из девяти составов. Кладу хороший байховый чай, добавляю сушеные дикие ягоды.

Думать, что одним лекарственным отва­ром или чаем можно поправить здоровье – ошиб­ка большинства людей. Если пить чай и лежать на диванчике или у телевизора – здо­ровья не будет. Для поддержания хоро­ше­го здоровья наряду с этим должны пред­при­ниматься другие меры – труд.

У большинства людей иждивенческие настроения. Заболел – попью травки или лекар­­ства и все пройдет. При острых забо­ле­ваниях, может быть, и помогает. Но для хоро­шего здоровья необходимы каждый день определенные физические упражнения. Самый лучший способ – быть на природе, ходить, бегать.

Вы, наверное, личным приме­ром пропагандируете активный и здо­ровый от­дых?

– Я уже тридцать лет хожу вокруг Кы­зыла. Плаваю на лодке (сменил уже две лодки), хожу по тайге, горам, степям. Пора­зи­тельно, что ни разу за эти годы не встре­тил ни одного человека, который ходил бы ра­ди удовольствия. Конечно, не всем хочется бегать по горам, плавать в ледяных водах. Я чудом спасся, когда перевернулась моя лодка в ве­сен­ней бурной воде, – проплыл пять кило­­метров. Зимой под лед провали­вался, пре­вращаясь за считанные минуту в сосульку. Но есть понятие в медицине «мышечная тоска», гиподинамия, она гораздо опаснее.

А как обычно едут отдыхать? Садятся на автотранспорт, приехав, разводят посреди зелени тайги костер, опять же достают свои городские продукты: консервы, конфеты, пря­ники, еще выпивают и называют это все «от­дыхом». Это – самообман.

Отдыхать на природе – это не просто ходить. Со мною многие ходят, им бывает скучно. Надо любить природу, наблюдать за жизнью природы, жизнью самой маленькой букашки, как она готовит запасы, сражается, лечится – интереснейшее явление.

А вы знаете необычные местные методы лечения?

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому У тувинцев давали рану кусать му­равьям, был интересный способ лечения язвы желудка обыкновенными жуками черно­телками «доос-кара» и экстрактом из них. Кстати, именно по ним защитила докторскую диссертацию преподаватель нашего универ­ситета, глубоко уважаемая мною Чечек Тулуш-ооловна Сагды.

В Туве насекомые совершенно не изучены, а сколько диссертаций можно защитить! Грибы наши совершенно не изучены. Един­ст­вен­ный в Сибири ученый миколог (спе­ци­алист по грибам) Светлана Ивановна Пет­рова выявила в Туве 105 видов только съе­доб­­ных грибов.

Мухомора люди привыкли боятся, между тем это целебнейшее растение, им лечат рак, его употребляют для тонизи­ро­ва­ния организма, как корень женьшеня. Шам­пиньонов в Туве много, они обладают боль­шими лечебными свойствами, выводят из организма тяжелые металлы (свинец, посто­янно выделяемый в городе с выхлоп­ными газами) и токсины.

А как вы оцениваете эко­логи­ческое состояние нашего города?

– Современный мусор имеет не тот сос­тав, как раньше. В нем много искусст­вен­ных пластических материалов, особенно по­ли­хлор­винила, или ПВХ. Из него сделано боль­шин­ство детских игрушек, медицинских прибо­ров, трубочек, изоля­ционного материала, упако­вочных пакетов, одноразовой посуды и т. д.

Когда жгут мусор с таким содержанием, образуется ядовитое вещество диоксин, который американцы использовали во время вьетнамской войны, – сильнейший яд. Посто­янно горят мусорные контейнеры у рес­больницы, на городской свалке. Мы травимся круглый год этим диоксином, так как нахо­димся в котловине, и весь дым, особенно зимой, скатывается вниз.

Наш город, да что город! Вся наша рес­пуб­лика усеяна этими полимерными упа­ков­ками. В непроходимых чащах, где, я думал, не ступала нога человека, находил эти поли­этиленовые мешки. Вдоль рек, озер, где люди купа­ются, отдыхают. Весь берег бы­вает усеян. Напрасно люди отды­хают, к сожалению, тут же они сами себя и травят.

А как тогда избав­ляться от ядови­того му­сора?

– Нельзя выбрасывать где попало исполь­зованную тару. Нельзя жить по-принципу: за порогом хоть трава не расти. В собственном подъезде я ежемесячно уговариваю соседей убирать подъезд и быть здоровыми. Городская пыль втягивает в себя всевозможные микробы, какие сущест­вуют в этом доме, в этом городе, и, скапливаясь, эта пыль становится тоже очень опасной.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуКакая мебель, какие ковры в квартирах! Но за порогом –… Ведь смысла нет так жить, все равно с воздухом, обувью, пылью в квар­тиру заносится то, что лежит в подъезде. Иногда думаешь: такой народ и должен жить так бедно, как мы сейчас живем. Из-за безразличия, равноду­шия: «Я сыт, мой дом полон и все хорошо».

Если бы в муравейнике каждый так жил, род му­равьиный бы кон­чился. Так же и чело­ве­ческое об­щес­т­во. Каждый человек должен мыс­лить: «Чтоб было хорошо и в моем доме, и в общем дворе, и на родной земле». Тогда мы будем богатыми и здо­ро­выми.

Родные раз­де­ля­ют ваши убеж­дения и взгля­ды?

– Я не могу сказать, что в моей семье совершенно другие, особенные люди, чем в других семьях. Мои род­ственники, братья, сестры допускают такие же ошиб­ки, как и все в обществе. Один человек не может изменить мир.

Если бы большинство насе­ле­­ния было иным, то и члены мо­ей семьи были бы дру­гими. То, о чем я говорю, кажется им, под­час, от­­влеченным, непонятным. Может быть, дети мои, внук Чингис по­том, когда общество изме­нит­ся, поймут, что отец, дедушка был прав. Но ведь трудность в том, что кругом говорят од­но, а отец го­ворит другое. Это им трудно понять…

Вам, наверное, неведомы ника­кие болезни, при таком здоровом образе жизни?

– Я начинаю болеть только от пустоты, безделья. Мой организм сильно изношен не алкоголем, не курением, а постоянной борьбой за существование. С рождения я был очень здоровым, студентом был четырехкратным чемпионом МГУ и вузов Москвы, матча городов Сибири по вольной борьбе. Должен был получить звание мастера спорта, но документов нет.

Почему?

– Не до этого было, всю жизнь приходи­лось трудиться, так что не было времени жить. Просто жить. Научный труд не столь уж легкий. Ведь чтобы написать одну ма­ленькую книжку, приходится прочесть около 500 тысяч страниц в 10-11 различных областях знаний.

Я каждый день садился за свой рабочий стол с отчаяньем и страхом. Но постепенно проблема проясняется, с упоением работаешь допоздна. И так каждый день. Ничему в жизни не радуюсь так сильно, как преодо­лению трудностей.

Так же живут и мои друзья, Вячеслав Николаевич Гаврилин – проучились вместе пять лет, дружим всю жизнь. Работает сейчас в Новосибирском институте катализа, автор 135 запатентованных открытий, профессор, крупный ученый. А видели бы вы, как он живет. Я себя называю бедным человеком, но сравнивать с его положением… Работал над ракетным топливом, которое потом рас­сек­ретили, а здоровья уже нет, как нет и обык­новенного достатка, о котором он забы­вал.

Я тоже подорвал свое здоровье, когда ра­ботал в Иркутском институте орга­ни­­­чес­кой химии с амор­ти­за­ци­он­ны­ми мас­лами для тяжелых само­ле­тов. Это должны быть очень стой­кие ве­щес­тва, выдержива­ющие ко­лос­саль­ное давление при посадке само­лета. Вредные испарения от них тоже ко­лос­­сальные. Получил сильнейшее отрав­­ление.

Вернувшись в Туву, пять лет ле­чил­ся, летом мог выходить на улицу только в теп­лой зимней одежде – до то­го был слаб. Стал думать: «Возмусь-ка за свое здоровье сам». И так посте­пенно-по­с­тепенно стал здоровым.

Сейчас меня можно вынести зи­мой в снег нагишом, а потом занести, ни­чего со мной не будет. Гриппу и простуде – я не по зубам. Купаюсь зимой и летом в ледяной воде. Считаю, что вы­ле­чился сам своим трудом и При­родой.

– У вас особое отношение к природе?

– К природе отношусь как к мате­ри. У всех у нас одна мать – Земля. Все мы оттуда вышли, туда и уйдем. Сейчас, к сожалению, многие смотрят на природу через ружейный прицел или ячейки сети. Наш мэр господин Ка­шин может прославиться, за­во­евав ува­же­ние и благодарность насе­ления и про­явив ум, граж­дан­ственность, если по обе стороны Кы­зыла кило­метров на тридцать запретит ловлю рыбы сетями, разжи­гание кост­ров, с нало­жением крупных штрафов.

Эти участки и территорию Сесер­лигской тайги надо объявить зонами туриз­ма и отдыха. При правильной организации от такого мероприятия будут и доходы.

Говорят, вы умеете разгова­ривать с растениями, животными?

– Всегда разговариваю по дороге на работу с синичками, воробьями, воронами: «Я счастлив, что вижу тебя, слышу, как ты чирикаешь, спасибо тебе. Я понял, что ты хотел мне сказать». Любому дереву кланя­юсь как близкому, как дорогому. Нашей реке (счастье наших народов, что такая большая река у нас), когда бы не пересекал, пешком ли, в автобусе ли, на лодке ли молюсь по-буддийски, благодарю. Желаю благо­получия.

Думаю, что это точно передает мне силы Природа. Я ведь не устаю после тяжелой работы, в свои 64 года, когда молодые люди, поработав рядом, валятся от усталости. Ду­маю, эта энергия берется из природы. Из воздуха.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуПрошлым летом я проводил экспе­ри­мент на себе. Неделю шел по тайге, ничего с собой не было. Ничего не ел, кроме съедоб­ных трав, но чувства голода не ощущал. Днем снимал рубашку, человек ведь может питаться солнечными лучами – это известно.

Когда спустился на чабанскую стоянку, только попил хойтпак (прим.: тувинский кисломолочный напиток). Вернувшись до­мой, тоже на еду не набра­сывался, в весе не потерял, вид был обычный, хотя путь прошел очень длинный, немыс­лимый. Любопытно, что все это время за мной по пятам шел медведь. Без цели, без дела я не сумел бы преодолеть такие препятствия.

Почему Природа к другим относится не так, как ко мне? Потому что они на природу, на свою землю, на деревья смотрят пустыми глазами. Она их не привлекает. Я всегда желаю счастья всему сущему на Земле. Эти пожелания помогают и Природе, и мне. Мы взаимно помогаем друг другу.

Вы все-таки не типичный каби­нет­ный ученый. Чем это объяснить?

– В Московском университете, говорят, даже стены воспитывают. На нашем выпуск­ном вечере, профессор неорганической хи­мии академик Спицын выступил с прощаль­ной речью. Всего три минуты. Некоторые по полчаса говорят, а выйдешь и не вспом­нишь о чем. А его слова я и сейчас могу привести дословно: «Замыкаться в одной уз­кой об­ласти – смерти подобно». Эти сло­ва я повторяю всю жизнь, всегда, своим детям и молодым людям.

Прошло время…

 

Журнал «Вопросы курортологии, физи­о­терапии и лечебной физкультуры» опуб­ликовал статью Ойдупа Бартана «Тувинский универсальный массаж».

На научных конференциях в 1999-2000 годах О. Бартан выступал с интересными докладами о тувинских словах, характе­ризирующих психологию человека, и народ­ной медицине Тувы. В планах ученого – книга о тувинском массаже. И еще радость: в 1999 году родился внук Тенсинг.

 

Фото:

2. О. Бартан. 26 октября 1964 г.

4. О. Бартан юный спортсмен общества «Буревестник», борец-вольник на Всесо­юзных соревнованиях в Новочеркасске (первый слева).

5. Друзья-однокурсники: студенты химичес­кого факультета МГУ В. Гаврилин и О. Бартан. 2 июня 1957 г.

6. Спустя 17 лет. Профессор В. Н. Гаврилин и кандидат наук О. О. Бартан. Новосибирск.

7. О. Бартан – любитель путешествовать по просторам родной Тувы. Верховье Малого Енисея, 1995 г.

8. Ойдуп Бартан с сестрами Долгар, Ларисой и братом Оюн-оолом на юбилее 90-летия отца Ондара Шадыповича. 1999 г.

Беседовала Саяна МОНГУШ
http://www.centerasia.ru/issue/1998/36/4888-oydup-bartan-lyubomu-derevu-klanyayus.html