газета «Центр Азии»

Суббота, 20 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 1998 >ЦА №36 >Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому

Люди Центра Азии ЦА №36 (3 — 9 сентября 1998)

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуОйдуп Бартан – ученый, кандидат химических наук, автор научно-популярных трудов. Он завоевал приз зрительских симпатий по итогам соцопроса «Человек года – 97», после серии телепередач о природе и выхода книги «Пищевые растения и национальная пища тувинцев».

 

Мы встретились с ним на его рабочем месте, в научной лаборатории медико-био­логических исследований при Мини­стерстве здравоохранения Республики Тыва.

Вы выпускник химического фа­куль­тета МГУ. Расскажите, пожа­луй­ста, трудно ли было посту­пить в то время в Московский уни­вер­си­тет и легко ли было учиться в этом самом престижном учебном за­веде­нии страны?

– Конкурс на химический факультет в 1954 году был очень большой, ведь тогда к известному лозунгу: «Коммунизм – это элек­трификация всей страны» добавилось «и химизация». Мы поступали на предо­ставленные республике целевые места. Конечно, сдавали экзамены, но поскольку я окончил школу с медалью, то поступил без экзаменов. На химическом факультете мы оказались в одной группе с одноклассницей Серин Кыргысовной Чоксум. В московские вузы тогда нас, выпускников второй школы, поступило больше десяти человек.

А учиться было очень трудно. Нынешние студенты не представляют себе как трудно.

Домой за пять лет смог приехать на каникулы только один раз. Летом зара­баты­вал на жизнь, как и большинство студентов, грузчиком. Нет в Москве такого вокзала, где бы я не работал. Я учился и окончил уни­верситет без пальто. Единственную куртку и брюки проели кислоты и щелочи – за­кро­ешь дырки книгами и бежишь. А чтобы зимой поехать в город, просишь у одно­курсников плащ.

ВОйдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому МГУ не было никаких поблажек, что ты издалека и так далее. Когда приступили к учебе, выяснилось, что химию мы плохо понимали, а поступили на очень сложный факультет. Приходилось очень много читать, книга выпадает из рук от усталости, хватаешь, опять продолжаешь читать. Получить тройку в МГУ считалось большим позором. У меня была тройка по английскому, и, чтобы избавиться от этого позора, я на свои скудные средства покупал литературу на английском и фанатично изучал этот язык. Впослед­ствии эти знания очень помогли мне при поступлении в аспирантуру. Накопленные мной книги пригодились и моим детям.

Старший сын Айвар тоже окончил МГУ, по специальности – кибернетик, знает ино­странные языки, свободно владеет англий­ским. Младший сын Юлий – уча­щийся тыва-турецкого лицея, тоже владеет англий­ским, турецким языками.

Откуда вы родом?

– Родители были чабанами, известные в республике орденоносцы. Отцу Бартану Ондару Шадыповичу сейчас 89 лет, но все его знают по прозвищу как «Чолдак-Бы­зана», искусного мастера на все руки: по де­ре­ву, ме­тал­лу. Считалось, что они негра­мотные, хотя дед мой знал тибетскую, старо­мон­гольскую письменность. Отец владеет старо­монгольским языком.

Родом мы с Хемчика, Ондары, но всю жизнь прожили в пределах Кызыльского района, в местечке Ондум у реки Ак-Хем.

Интересно, как вы познакоми­лись с супругой и какая у нее про­фессия?

– Познакомились мы в Москве. Фаина Михайловна тогда, как и я, была аспиранткой. Сейчас она работает в нашем государственном университете, на факультете начального обу­чения, заведует кафедрой методики препо­давания русского и родного языков в наци­ональной школе.

В 1997 году в местном из­да­тель­­стве вышла ваша книга «Пище­вые растения и национальная пища тувинцев». На прилав­ках не зале­жалась. Возможно ли издание других ваших книг и будут ли они пере­ве­дены на русский язык, чтобы быть доступными всем читателям?

– Материал собран на три-четыре книги. Из­даваться все будут на русском языке. Если я получу грант (финансирование победив­ше­го научного проекта) Госкомитета по нау­ке на­шей республики, то в 1999 году одна из книг уже выйдет в печать. Она называется «Ту­вин­­ский универсальный самомассаж и физио­терапия народов Тувы».

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому То есть этой работой вы заяв­ляете о себе уже как медик? Ваша работа в лаборатории минис­тер­ства здавоохранения законо­мерна?

– Свою нынешнюю работу я знаю на уров­не среднего российского ученого, имею научные труды и изобретения. При помощи са­мо­­­массажа я победил свой остеохондроз, на­чав­шийся артроз (изменение суставов). Не сочтите за нескромность, каждый имеет право гордиться плодами своего труда. Тувинским уни­­версальным самомассажем можно ле­чить сосудистые заболевания (повышенное и по­ни­женное давление), некоторые внут­рен­ние заболевания. Зимой я ездил в Ново­си­бирск, делал доклад в Новосибирском меди­цин­ском институте, и у меня есть отзыв за подписью ака­демика Щедриной, что метод действи­тель­но новый, его полезно применить на практике.

Если говорить об остальных книгах, есть «Народная медицина народов Тувы». Это очень интересная медицина: смешение тибет­ской, центрально-азиатской и русской.

Но русская народная медицина тоже очень свое­образная, не такая как в других регионах Рос­сии. Есть здесь такие лекарст­венные расте­ния, которые в других местах не исполь­зуются. Каа-Хемские старообрядцы пользо­вались отварами, состоящими из 42 растений, чего нет в традиционных русских рецептах. Это, видимо, пришло из тибетской медицины.

Никто, к сожалению, не исследовал исто­рию и влияние буддийских хурээ, осо­бенно в Каа-Хемском районе. А хурээ Эртине-Булак было третьим по величине и значи­мости в Туве, после Эрзинского и Сама­гал­тайского. Сви­детельство того, что в Эртине-Булаке были сильные ламы, лекари, фило­со­фы – на­­ход­ки в пещерах чуть повыше Кок-Тей­ского парома. Вплоть до сегод­няшних дней там находят церковную утварь, тибетские книги. Последний раз цыгане нашли и раз­бросали свитки по всей округе.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуК сожа­лению, никому нет дела. Бесследно исчезают и рецепты старообрядцев, многие из них утрачены навсегда. Я пытаюсь вос­становить.

А какая главная трудность, в ваших исследованиях, поисках?

– В последние годы езжу на свои деньги, только в этом году проездил более пяти тысяч рублей, теперь я нищий. Не обойти ли мне всю Туву пешком? Какие бесценные материалы я бы собрал!

В предисловии книги о пищевых растениях тувинцев вы приводите данные о том, что разумным пита­нием в некоторых странах дости­га­ется излечение психических и онко­ло­­гических заболеваний. Сущест­ву­ет прямая зависимость между пита­нием и болезнями?

– Болезни большей частью связаны с питанием. Ведь существует научный термин «генетически обусловленное питание». Со­вре­менная пища плохо переваривается, орга­низм не может приспособиться к этой пище.

У нас резко континентальный климат: жаркое лето, очень холодная зима – и пи­та­ние должно определенным образом быть отлич­ным, чем например в Средней полосе России. Тувинцы всегда любили жирное мясо, но будучи кочевниками, скотоводами они по­­с­то­янно находились в движении. В совре­мен­ных условиях человек, оказавшись в горо­де, селе, питается так же, как его предки пол­­века назад, но не двигаясь… Отсюда развитие сосудистых заболе­ваний, ведь ате­росклероза раньше не было.

Чтобы не было отложений холестерина, че­ловек должен двигаться. Зимой долж­на быть высоко­ка­лорийная пища: раз­­но­­об­раз­ная, богатая вита­ми­нами, микро­элемен­тами. Пища тувин­цев раньше была простой, но в ней бы­ли все не­обхо­димые вещества. Сейчас же, осва­ивая другую культуру пита­ния, выра­щивая или покупая расти­тель­ные про­дукты, неправиль­ным при­го­тов­лением уничтожаются все полез­ные свойства пищи. Конеч­но, народ будет болеть.

Надо помнить, что мясом летом питались редко, в основ­ном, употреб­ляли молочные про­дукты. Это при­род­­ная необходимость. Наци­ональная пища – создание природы, обус­лов­ленное тысячелетней историей.

У вас дома я не отказа­лась от чая, но допить его было трудно, непривычный очень пря­ный вкус. Какой чай вы пьете?

– Чай я пью сложного состава: из девяти трав. Но каждый день разный, ведь организм имеет свойство привыкать, поэтому состав рас­тений надо менять в течение года нес­коль­ко раз. Я меняю один из девяти составов. Кладу хороший байховый чай, добавляю сушеные дикие ягоды.

Думать, что одним лекарственным отва­ром или чаем можно поправить здоровье – ошиб­ка большинства людей. Если пить чай и лежать на диванчике или у телевизора – здо­ровья не будет. Для поддержания хоро­ше­го здоровья наряду с этим должны пред­при­ниматься другие меры – труд.

У большинства людей иждивенческие настроения. Заболел – попью травки или лекар­­ства и все пройдет. При острых забо­ле­ваниях, может быть, и помогает. Но для хоро­шего здоровья необходимы каждый день определенные физические упражнения. Самый лучший способ – быть на природе, ходить, бегать.

Вы, наверное, личным приме­ром пропагандируете активный и здо­ровый от­дых?

– Я уже тридцать лет хожу вокруг Кы­зыла. Плаваю на лодке (сменил уже две лодки), хожу по тайге, горам, степям. Пора­зи­тельно, что ни разу за эти годы не встре­тил ни одного человека, который ходил бы ра­ди удовольствия. Конечно, не всем хочется бегать по горам, плавать в ледяных водах. Я чудом спасся, когда перевернулась моя лодка в ве­сен­ней бурной воде, – проплыл пять кило­­метров. Зимой под лед провали­вался, пре­вращаясь за считанные минуту в сосульку. Но есть понятие в медицине «мышечная тоска», гиподинамия, она гораздо опаснее.

А как обычно едут отдыхать? Садятся на автотранспорт, приехав, разводят посреди зелени тайги костер, опять же достают свои городские продукты: консервы, конфеты, пря­ники, еще выпивают и называют это все «от­дыхом». Это – самообман.

Отдыхать на природе – это не просто ходить. Со мною многие ходят, им бывает скучно. Надо любить природу, наблюдать за жизнью природы, жизнью самой маленькой букашки, как она готовит запасы, сражается, лечится – интереснейшее явление.

А вы знаете необычные местные методы лечения?

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкому У тувинцев давали рану кусать му­равьям, был интересный способ лечения язвы желудка обыкновенными жуками черно­телками «доос-кара» и экстрактом из них. Кстати, именно по ним защитила докторскую диссертацию преподаватель нашего универ­ситета, глубоко уважаемая мною Чечек Тулуш-ооловна Сагды.

В Туве насекомые совершенно не изучены, а сколько диссертаций можно защитить! Грибы наши совершенно не изучены. Един­ст­вен­ный в Сибири ученый миколог (спе­ци­алист по грибам) Светлана Ивановна Пет­рова выявила в Туве 105 видов только съе­доб­­ных грибов.

Мухомора люди привыкли боятся, между тем это целебнейшее растение, им лечат рак, его употребляют для тонизи­ро­ва­ния организма, как корень женьшеня. Шам­пиньонов в Туве много, они обладают боль­шими лечебными свойствами, выводят из организма тяжелые металлы (свинец, посто­янно выделяемый в городе с выхлоп­ными газами) и токсины.

А как вы оцениваете эко­логи­ческое состояние нашего города?

– Современный мусор имеет не тот сос­тав, как раньше. В нем много искусст­вен­ных пластических материалов, особенно по­ли­хлор­винила, или ПВХ. Из него сделано боль­шин­ство детских игрушек, медицинских прибо­ров, трубочек, изоля­ционного материала, упако­вочных пакетов, одноразовой посуды и т. д.

Когда жгут мусор с таким содержанием, образуется ядовитое вещество диоксин, который американцы использовали во время вьетнамской войны, – сильнейший яд. Посто­янно горят мусорные контейнеры у рес­больницы, на городской свалке. Мы травимся круглый год этим диоксином, так как нахо­димся в котловине, и весь дым, особенно зимой, скатывается вниз.

Наш город, да что город! Вся наша рес­пуб­лика усеяна этими полимерными упа­ков­ками. В непроходимых чащах, где, я думал, не ступала нога человека, находил эти поли­этиленовые мешки. Вдоль рек, озер, где люди купа­ются, отдыхают. Весь берег бы­вает усеян. Напрасно люди отды­хают, к сожалению, тут же они сами себя и травят.

А как тогда избав­ляться от ядови­того му­сора?

– Нельзя выбрасывать где попало исполь­зованную тару. Нельзя жить по-принципу: за порогом хоть трава не расти. В собственном подъезде я ежемесячно уговариваю соседей убирать подъезд и быть здоровыми. Городская пыль втягивает в себя всевозможные микробы, какие сущест­вуют в этом доме, в этом городе, и, скапливаясь, эта пыль становится тоже очень опасной.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуКакая мебель, какие ковры в квартирах! Но за порогом –… Ведь смысла нет так жить, все равно с воздухом, обувью, пылью в квар­тиру заносится то, что лежит в подъезде. Иногда думаешь: такой народ и должен жить так бедно, как мы сейчас живем. Из-за безразличия, равноду­шия: «Я сыт, мой дом полон и все хорошо».

Если бы в муравейнике каждый так жил, род му­равьиный бы кон­чился. Так же и чело­ве­ческое об­щес­т­во. Каждый человек должен мыс­лить: «Чтоб было хорошо и в моем доме, и в общем дворе, и на родной земле». Тогда мы будем богатыми и здо­ро­выми.

Родные раз­де­ля­ют ваши убеж­дения и взгля­ды?

– Я не могу сказать, что в моей семье совершенно другие, особенные люди, чем в других семьях. Мои род­ственники, братья, сестры допускают такие же ошиб­ки, как и все в обществе. Один человек не может изменить мир.

Если бы большинство насе­ле­­ния было иным, то и члены мо­ей семьи были бы дру­гими. То, о чем я говорю, кажется им, под­час, от­­влеченным, непонятным. Может быть, дети мои, внук Чингис по­том, когда общество изме­нит­ся, поймут, что отец, дедушка был прав. Но ведь трудность в том, что кругом говорят од­но, а отец го­ворит другое. Это им трудно понять…

Вам, наверное, неведомы ника­кие болезни, при таком здоровом образе жизни?

– Я начинаю болеть только от пустоты, безделья. Мой организм сильно изношен не алкоголем, не курением, а постоянной борьбой за существование. С рождения я был очень здоровым, студентом был четырехкратным чемпионом МГУ и вузов Москвы, матча городов Сибири по вольной борьбе. Должен был получить звание мастера спорта, но документов нет.

Почему?

– Не до этого было, всю жизнь приходи­лось трудиться, так что не было времени жить. Просто жить. Научный труд не столь уж легкий. Ведь чтобы написать одну ма­ленькую книжку, приходится прочесть около 500 тысяч страниц в 10-11 различных областях знаний.

Я каждый день садился за свой рабочий стол с отчаяньем и страхом. Но постепенно проблема проясняется, с упоением работаешь допоздна. И так каждый день. Ничему в жизни не радуюсь так сильно, как преодо­лению трудностей.

Так же живут и мои друзья, Вячеслав Николаевич Гаврилин – проучились вместе пять лет, дружим всю жизнь. Работает сейчас в Новосибирском институте катализа, автор 135 запатентованных открытий, профессор, крупный ученый. А видели бы вы, как он живет. Я себя называю бедным человеком, но сравнивать с его положением… Работал над ракетным топливом, которое потом рас­сек­ретили, а здоровья уже нет, как нет и обык­новенного достатка, о котором он забы­вал.

Я тоже подорвал свое здоровье, когда ра­ботал в Иркутском институте орга­ни­­­чес­кой химии с амор­ти­за­ци­он­ны­ми мас­лами для тяжелых само­ле­тов. Это должны быть очень стой­кие ве­щес­тва, выдержива­ющие ко­лос­саль­ное давление при посадке само­лета. Вредные испарения от них тоже ко­лос­­сальные. Получил сильнейшее отрав­­ление.

Вернувшись в Туву, пять лет ле­чил­ся, летом мог выходить на улицу только в теп­лой зимней одежде – до то­го был слаб. Стал думать: «Возмусь-ка за свое здоровье сам». И так посте­пенно-по­с­тепенно стал здоровым.

Сейчас меня можно вынести зи­мой в снег нагишом, а потом занести, ни­чего со мной не будет. Гриппу и простуде – я не по зубам. Купаюсь зимой и летом в ледяной воде. Считаю, что вы­ле­чился сам своим трудом и При­родой.

– У вас особое отношение к природе?

– К природе отношусь как к мате­ри. У всех у нас одна мать – Земля. Все мы оттуда вышли, туда и уйдем. Сейчас, к сожалению, многие смотрят на природу через ружейный прицел или ячейки сети. Наш мэр господин Ка­шин может прославиться, за­во­евав ува­же­ние и благодарность насе­ления и про­явив ум, граж­дан­ственность, если по обе стороны Кы­зыла кило­метров на тридцать запретит ловлю рыбы сетями, разжи­гание кост­ров, с нало­жением крупных штрафов.

Эти участки и территорию Сесер­лигской тайги надо объявить зонами туриз­ма и отдыха. При правильной организации от такого мероприятия будут и доходы.

Говорят, вы умеете разгова­ривать с растениями, животными?

– Всегда разговариваю по дороге на работу с синичками, воробьями, воронами: «Я счастлив, что вижу тебя, слышу, как ты чирикаешь, спасибо тебе. Я понял, что ты хотел мне сказать». Любому дереву кланя­юсь как близкому, как дорогому. Нашей реке (счастье наших народов, что такая большая река у нас), когда бы не пересекал, пешком ли, в автобусе ли, на лодке ли молюсь по-буддийски, благодарю. Желаю благо­получия.

Думаю, что это точно передает мне силы Природа. Я ведь не устаю после тяжелой работы, в свои 64 года, когда молодые люди, поработав рядом, валятся от усталости. Ду­маю, эта энергия берется из природы. Из воздуха.

Ойдуп Бартан: Любому дереву кланяюсь, как близкомуПрошлым летом я проводил экспе­ри­мент на себе. Неделю шел по тайге, ничего с собой не было. Ничего не ел, кроме съедоб­ных трав, но чувства голода не ощущал. Днем снимал рубашку, человек ведь может питаться солнечными лучами – это известно.

Когда спустился на чабанскую стоянку, только попил хойтпак (прим.: тувинский кисломолочный напиток). Вернувшись до­мой, тоже на еду не набра­сывался, в весе не потерял, вид был обычный, хотя путь прошел очень длинный, немыс­лимый. Любопытно, что все это время за мной по пятам шел медведь. Без цели, без дела я не сумел бы преодолеть такие препятствия.

Почему Природа к другим относится не так, как ко мне? Потому что они на природу, на свою землю, на деревья смотрят пустыми глазами. Она их не привлекает. Я всегда желаю счастья всему сущему на Земле. Эти пожелания помогают и Природе, и мне. Мы взаимно помогаем друг другу.

Вы все-таки не типичный каби­нет­ный ученый. Чем это объяснить?

– В Московском университете, говорят, даже стены воспитывают. На нашем выпуск­ном вечере, профессор неорганической хи­мии академик Спицын выступил с прощаль­ной речью. Всего три минуты. Некоторые по полчаса говорят, а выйдешь и не вспом­нишь о чем. А его слова я и сейчас могу привести дословно: «Замыкаться в одной уз­кой об­ласти – смерти подобно». Эти сло­ва я повторяю всю жизнь, всегда, своим детям и молодым людям.

Прошло время…

 

Журнал «Вопросы курортологии, физи­о­терапии и лечебной физкультуры» опуб­ликовал статью Ойдупа Бартана «Тувинский универсальный массаж».

На научных конференциях в 1999-2000 годах О. Бартан выступал с интересными докладами о тувинских словах, характе­ризирующих психологию человека, и народ­ной медицине Тувы. В планах ученого – книга о тувинском массаже. И еще радость: в 1999 году родился внук Тенсинг.

 

Фото:

2. О. Бартан. 26 октября 1964 г.

4. О. Бартан юный спортсмен общества «Буревестник», борец-вольник на Всесо­юзных соревнованиях в Новочеркасске (первый слева).

5. Друзья-однокурсники: студенты химичес­кого факультета МГУ В. Гаврилин и О. Бартан. 2 июня 1957 г.

6. Спустя 17 лет. Профессор В. Н. Гаврилин и кандидат наук О. О. Бартан. Новосибирск.

7. О. Бартан – любитель путешествовать по просторам родной Тувы. Верховье Малого Енисея, 1995 г.

8. Ойдуп Бартан с сестрами Долгар, Ларисой и братом Оюн-оолом на юбилее 90-летия отца Ондара Шадыповича. 1999 г.

Беседовала Саяна МОНГУШ

 (голосов: 4)
Опубликовано 3 декабря 1997 г.
Просмотров: 6867
Версия для печати

Также в №36:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru