газета «Центр Азии» №31 (30 июля — 5 августа 1998)
Люди Центра Азии

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль

30 июля 1998 г.

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя больУже третий год у нас действует «Общество друзей Тибета», руко­водит которым Ульяна Павловна Опей-оол. Ее квартиру, так же как и ее кабинет, можно назвать «малень­ким Тибетом» в Туве. Здесь все: начиная от рисунков и фотографий, кончая портретами, картинами и статуэтками – напо­ми­нает об этой оккупиро­ванной Китаем стране. И здесь, у нас, за тридевять земель от Тибета работает группа людей, ос­новной целью которых является ос­во­­бож­дение этой страны от гнета. Ульяна Павловна с виду хрупкая, элегантная женщина, излучая добрую энергию, является самым преданным своему делу человеком. Также она является членом прав­ле­ния общества «Мемориал», одним из создателей этого общест­­ва, заседа­телем народного суда г. Кызыла, народным заседателем Верховного суда России и общественным пред­ста­­­­­вителем междуна­род­ной Организации Непред­­став­ленных народов в ООН. Не правда ли весь перечень ее обязан­ностей впечатляет?

Ульяна Павловна, с чего нача­лась история создания общества? От­куда такой интерес к этой древ­ней стране?

– Интерес появился еще давно, в детстве, из рассказов родителей, затем усилился, когда я начала работать научным сотрудником в ТНИИЯЛИ. Но, безусловно, моментом перерождения этого интереса стал приезд Его Святейшества Далай-Ламы в 1995 году.

Научной деятельностью занимаюсь с 1979 года, тогда в ТНИИЯЛИ царил необыкновен­ный дух всепознания. Работали предста­вители старшего поколения, воспитанники настоящей академической науки – с одной стороны, с другой – очень увлеченные и вы­сокообразованные зачинатели возрож­де­ния тувинских традиций, сторонники идей национального возрождения. Мы были по­валь­но увлечены всем, что касалось Вос­тока. Было как-то особенно интересно. Ин­сти­тут бурлил. Жизнь – кипела. Я считаю, что малой толикой результата нашего увлечения яви­лось возвращение к тувинцам светлых празд­ников Шагаа и Наадыма, возрождение рели­гии и национального самосознания, обре­тение тувинцами государ­ственности.

Был у нас огромный интерес к поэзии Востока, изобразительному искусству, фило­со­фии, религии, истории. Наверное, отсюда и возникла любовь и увлечение всем, что ка­са­ется Тибета, тибетцев. Толчком к уси­ле­нию этого интереса послужил, уни­кальный в истории Тувы, приезд Его Свя­тейшества. От него мы узнали о Тибете, о страданиях его народа и решили что-то делать, и тогда зародилась крепкая мысль внести малень­кую лепту для того, чтобы хоть чуть-чуть по­мочь нашим собратьям по вере – тибетцам, в их страданиях. Тувинцев и тибетцев связы­вает общая религия, тогда к нам начал приез­жать со своими лекциями геше Джампа Тинлей, уже существовало общество друзей Турции во главе с Хенче-Кара Монгушем, и на основе этого общества мы создали нашу организацию.

Кто стоял у истоков вашего об­щества и сколько человек у вас за­ре­­гис­трировано членами общества?

– Инициативной группой выступи­ли уче­­­ные ТНИИЯЛИ, это около десяти че­ловек. Кроме них туда вошли известные лю­ди на­шей республики, такие как Алек­сандр Дар­­­­жай, Хеймер-оол Ондар, ученые Зоя Сам­дан, Валентина Сузукей, Антонина Донгак, извест­ные политики-ученые Каадыр-оол Би­челдей, Кара-Кыс Аракчаа и немало лю­дей, которые глубоко влюблены в Тибет и ис­крен­не под­дер­живают и тибетцев, и ра­боту общества в этом направлении. Отдельно от вы­шепе­ре­чис­­­ленных людей хочу выде­лить Кыр­гыс Арак­чаа, знатока тибетской истории и языка, за помощь в создании общества. На стадии становления общества она нас очень под­дер­жала, будучи в то время де­путатом Го­су­дар­­ственной Думы. Многое сде­лал и всегда ока­зывал помощь в ста­нов­лении общества из­вест­ный тибетолог и буд­долог Каадыр-оол Бичелдей. Он, кстати, яв­ляется Почетным прези­дентом нашего общес­тва. Но самым глав­ным инициатором и пер­Sвым человеком, вы­ска­завшим идею создания общества, был геше Джампа Тин­лей.

Сегодня в составе общества по всей рес­пуб­лике насчитывается около 500 человек. Это врачи, учителя, простые труженики, ламы и даже школьники. Я им безмерно благодар­на за их человечность и сострадательность, за понимание ими чужой проблемы и за стрем­­ление протянуть руку помощи оказав­ше­муся в беде.

Каковы основные цели вашей органи­зации?

– Во-первых, это помощь в возрождении культуры и религии Тибета. Для углуб­лен­ного двустороннего сотрудничества между народами Тибета и Тувы в духовном, куль­тур­ном, научном планах наше общество выступает как связующее звено. Во-вторых, решение политического вопроса тибетского народа. Мы, тувинцы, по своему образу жиз­ни очень близки к тибетцам. Поэтому наше общество, созданное как центр тибетской куль­туры в Туве, явилось положительным ша­гом в деле поддержки тибетцев в их борь­бе за независимость. На сегодняшний день вто­рой вопрос, по понятным причинам, вышел на первый план.

Решение тибетского вопроса это значит освобождение Тибета от оккупации Китая. Вы верите, что это возможно?

– Это очень сложный вопрос. Мы под­ходим к нему очень осторожно и осмыс­ленно. Нельзя сидеть сложа руки, нужно дейст­вовать и делать это только мирными средствами. Наш учитель Далай-Лама XIV предлагает китайским властям кон­феде­рацию и призывает их сесть за стол пере­говоров, но ответной реакции – ноль. Ки­тай­ские влас­ти сейчас ведут очень страшную поли­тику в отношении тибетцев. Они поставили цель: стереть с лица Земли тибетскую нацию. Сред­ства разные и ужасные, и все они направ­лены на дости­жение этой цели. Но не все веч­но, тем более политики. Верю, что скоро Ки­та­ем будут управлять умные люди, гото­вые сотруд­ничать ради дости­жения ком­про­мисса.

Я всегда верю в добрый положительный исход дела, и это вселяет в меня огромную энергию и силу для дальнейшей борьбы. Мы буддисты, поэтому всякое дело должны делать с положительной мотивацией – тогда будет успех. В истории народов мира были случаи, когда нации обретали свободу. Вспомните Грецию, Индию. Так что я верю в освобож­дение Тибета.

А какими методами и сред­ства­ми вы осуществляете свою работу?

– Работа всех тибетцев, в том числе и их друзей, по всему миру напоминает очень хорошо отлаженный механизм. Особенно идет бурная активизация их деятельности в этом направлении за последнее десяти­летие. Все группы и общества друзей Тибета во многих странах, договорившись, регулярно проводят акции, митинги, пикеты, обращения, голодовки. Обращаются ко всем между­на­род­ным организациям, кто имеет отношение к за­щите прав человека, к парламентам и пра­ви­тельствам разных государств, к властям Китая и так далее.

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя больКроме национальных групп поддержки Тибета самих стран, во многих из них сущест­вуют тибетские диаспоры. Особенно их много в странах, которые диктуют условия мировой политики. Это, прежде всего, США, Англия, Япония, Франция и Германия. С помощью сильных стран мира они пытаются заставить одуматься Китай, а такие друзья, как мы, есть в каждой стране. В июне 1996 года в Бонне прошла вторая всемирная конференция об­ществ друзей Тибета, в котором участ­вовали представители более ста государств. Даже этот пример показывает, какую масштабную и отлаженную политику ведет Прави­тель­ство Тибета в изгнании.

Ульяна Павловна, согласитесь, ведь ваша работа это постоянные междугородние переговоры, факсы, информации по электронной почте, выезды на разные конференции, орга­низация массовых выступлений раз­личных форм. За счет каких средств финансируется вся эта работа?

– У нас в обществе все работают на общественных началах. Большинство членов имеют основную работу.

Недавно на меня вышли представители московского правового движения «За граж­данское общество» и посоветовали попро­сить грант у международных благотво­ри­тель­ных организаций на правозащитную дея­тельность. Это движение тоже в какой-то ме­ре поддерживает аналогичные нам органи­за­ции. Нас и право­защитную организацию «Чеди-Хаан» пригласили в июне этого года на конференцию в Санкт-Петербург. Но Вяче­слав Салчак не смог туда выехать, и мне при­шлось туда съездить одной. Поездка была очень удачной, познакомилась с руково­дителями этого движения и со многими интересными людьми.

В 1995 году мы отмечали 60-летие Далай-Ламы и провели «Неделю Тибета». Эти ответственные и важные празднования нам помогло провести правительство РТ. Также нам очень помогают спонсоры. Особо хочу выде­лить дирек­тора магазина «Булан­ныг» Наталью Кончаевну Донгак за много­сто­роннюю под­держку и помощь. «Фонд ве­те­ранов Афга­ни­стана» под руководством бра­тьев Кара-оол, вспоминаю Виктора Мо­лом­­дая как человека, с душой поддержи­ва­ющего развитие буддизма. Всех тех, кто имеет доброе отзывчивое сердце, невозможно пере­чис­лить. Но все же хочу от чис­­того сердца по­бла­го­да­рить всех наших дру­зей и спонсоров.

Недавно, в апреле, когда мы проводи­­ли трехдневную голодовку по освобождению из тюрьмы XI Панчен-ламы, с помещением нас выручила директор типографии Раиса Оор­жак. Если бы не она, могло сорваться та­­кое от­ветственное мероприятие. Мы об этом со­об­­щили в Тибетский центр, а даль­ше – в Ин­­дию Его Святейшеству. После на ее имя при­шло письмо благодарности от прави­тель­ства Тибета. Я считаю, что та­кие люди ценнее всего.

Расскажите об этой голодовке. Насколько мне известно, вы провели довольно массовую акцию?

– Да, народу было много. Конечно, если бы со всей республики съехались желающие, то нас бы набралось еще больше.

В самой голодовке участвовало сто человек, и все до единого выдержали до конца. Собрали более трех тысяч подписей мантру «Ом мани падме хум» прочитали в общем двадцать миллионов раз. Основной целью этой акции, которая проведена в масштабах всей России было требование об освобождении маленького Панчен-ламы, заточенного неизвестно куда китайскими властями. Пока мы бьемся головой об глухую стену, но все равно будем продолжать до по­бед­ного конца. Всего в России под требо­ванием освобождения Панчен-ламы поста­вили свои подписи около пятидесяти тысяч человек. В те дни Тибетский Конгресс Моло­дежи организовал «смертельную голодовку». Голодовка продолжалась 49 дней. 27 апреля 60-летний борец за права Тибета Тубтен Нгодруб совершил акт самосожжения и скончался. В России тибетцев, кроме обществ друзей Тибета, поддержали такие органи­зации, как Московский центр исследо­вания проблемы прав человека, депутаты Госдумы Юрий Рыбаков, Валерий Борщев и со­пред­седатель партии «Демократическая Россия» Галина Старовойтова.

Работа в обществе, скажем так, работа в свободное время. И как-то в ходе разговора вы упомя­нули о том, что большинство членов общества имеют основную работу. Какая у вас основная работа, за счет которой добываются средства для жизни?

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль– Да, я живой человек, у меня есть семья, дети, которых нужно кормить, одевать. Рабо­та­ла помощником члена Совета Феде­рации, председателя Верховного Хурала Каадыр-оола Алексеевича Бичелдея. До этого рабо­тала помощником депутата Государ­ствен­ной Ду­мы Кара-кыс Аракчаа. Для меня было честью работать с этими двумя известными учеными и политиками. С их помощью я внес­ла свою лепту в развитие нашей Тувы.

И в чем заключались обязан­ности помощника?

– Строго установленных обязанностей нет. Очень широкий радиус работы.

Начиная с младшего обслужи­вающего персонала и кончая пресс-секретарем?

– Можно и так сказать. Даже принести им кофе или чай – это для меня честь, они это­го заслуживают. Это очень яркие личности и справедливые политики. В чем заклю­чают­ся функции помощника? Моей наипер­вей­шей обязанностью помощника, тем более такого политика, как Бичелдей, является уме­ние поспевать за ходом его мыслей, пони­мать шефа с полуслова, готовность исполнять любые наитруднейшие задания, владеть гра­мот­ной деловой речью и письмом на русском, тувинском и английском языках. Работая по­мощ­ником, приобрела определенные навыки. Бичелдей создавал очень насыщенный, быст­рый темп работы. Из этих лет я еще извлекла то, что для помощника крайне необходимо быть эрудированным и начитанным, быть в курсе всех событий. Начиная от событий в Туве и кончая всеми международными отно­ше­­ниями. И самое главное – в любой мо­мент дня и ночи быть наготове, чтобы выполнить задание шефа.

Прямо, как пионерское «Будь готов! Всегда готов». И насколько я понял, чтобы выполнять этот принцип, вы держите форму и зани­ма­етесь спортом? (В договоренный день нашей встречи Ульяна Павловна чуть-чуть опоздала и сказала, что занималась спор­том: бегала, а после успела искупаться).

– Да, стараюсь каждый день пробежать свои кровные пять километров. Хорошая физическая нагрузка лучше всего помогает работе мозга и делает человека добрым, улыбчивым. Если хотите, то это еще одно ка­чест­во, нужное помощнику (смеется). Помощник должен быть готовым и умствен­но, и морально, и физически. Вообще, я счи­таю, что мне повезло с теми, с кем я работала. В какой-то степени это результат моей поло­жительной кармы. Даже контакты с людьми происходят по закону кармы. Мне везет на хо­ро­ших людей. Так произошло и с Кара-кыс Донгаковной, и с Каадыр-оолом Алек­се­­еви­чем. До этого у меня не было никакого инте­реса к политике, просто была рядовым уче­ным сотрудником. Мне приш­лось само­сто­ятельно изучить политологию, то есть пройти курсы ликбеза. С молодости увле­каюсь пси­хологией. Для помощника очень важно разби­раться в человеческих тонкостях, ведь я – посредник, мостик между шефом и народом. Работа с людьми – важ­ная сос­тавляющая работы помощника. Ино­гда, бы­вает, высту­паешь в роли имидж­мей­кера. Советуешь, как одеваться, что говорить. Недаром я прора­ботала 16 лет лингвистом. Не хвастаясь, могу сделать вывод, что во мне от природы зало­жены все качества для ра­боты помощником.

Понятия «политика» и «имидж­мейкер» в одной связке невольно напомнили мне Татьяну Дьяченко, имиджмейкера Бориса Ельцина. Сейчас стало модным или акту­альным, называйте, как хотите, идти женщине в большую политику. Не хотите ли и вы туда ринуться или останетесь верной себе и будете дальше работать помощником?

– У меня таких грандиозных планов никогда не было. К сожалению, я не често­лю­бива. Может, это мой недостаток. Я считаю, что честолюбие, особенно стремление к влас­ти, очень часто толкает человека идти на сделку со своей совестью, поступиться прин­ципами, человеческими ценностями. Мне нравится быть помощником, это мне по душе, а это самое главное в работе. Я люблю свою работу, я люблю общаться с разными людьми. Хочу работать так, чтобы от моей дея­тель­ности просто кому-то было хорошо, кто-то ушел от меня довольным.

Вроде бы, в общественной части вашей жизни мы разобрались. Белым пят­ном осталась ваша лич­ная жизнь, ваша семья.

– Начну традиционно. Родилась в семье чабана-охотника, от союза красивых душой двух любящих друг друга тувинца и тувинки, в прекрасном местечке близ села Ээрбек. Там же училась до восьмого класса, а дальше – в легендарной в те времена тувинской куз­нице кадров – в школе № 2. Потом окончила филологический факультет КГПИ, с по­мощью профессора Шулуу Чыргал-ооловича устроилась работать в ТНИИЯЛИ. К сожа­лению, его уже нет среди нас, но я буду всю жизнь его благодарить и помнить. Сле­дующей ступенькой в моем образовании стала аспирантура института Языкознания АН СССР. Работала под руководством из­вест­ного тюрколога Николая Александ­ро­вича Баскакова. Плохо было то, что «кан­ди­дат­скую» так и не закончила, все еще ле­жит дома. В последнее время что-то тянет на научную деятельность, может быть, сейчас удастся закончить и защитить. Но основной целью своей жизни считаю помощь Далай-Ламе XIV и тибетскому народу. До послед­них своих дней буду бороться за освобож­дение Тибета. Тибет – это моя любовь, моя боль. Если я не успею, то я уверена, мою работу продолжат мои дочки. Обе они учат­ся в Санкт-Петербурге: старшая – Ролмаа, учится на журналиста, а младшая – Шораана, на историка. Мой муж по про­фес­сии инже­нер, но по обстоятельствам нынеш­него вре­мени занимается предприни­матель­ской дея­тельностью. И чуть не забыла про еще одного члена нашей семьи – это пудель Чара.

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль У вас на столе целая куча книг. Любите читать?

– Да, люблю читать. В основном, все эти книги по работе. По одному из принципов буддизма, постоянно стремлюсь к самосовер­шенствованию. Но скажу честно, я больше всего люблю делиться книгами и дарить их (В доказательство своих слов Ульяна Павловна подарила мне два тома турецко-английского словаря, за что я ей очень благодарен).

Осенью к нам приезжает Его Святейшество Далай-Лама XIV. С какими мыслями и чувствами вы ждете эту встречу?

– Не нахожу слов, чтобы выразить это чув­ство. Неописуемое чувство подъема, воз­вы­шенности, предчувствие чего-то особен­но­го. С нетерпением ждем эту встречу и осно­ва­тель­но готовимся к ней со сторон­никами и по­следователями буддисткой религии. Уже на­слышаны о том, что Его Святейшество тоже желает встречи с членами нашего об­щества. Он всегда высоко ценит усилия прос­тых лю­дей, кто искренне, от всей души под­дер­жи­вает тибетцев в столь трудное для них время.

Ульяна Павловна, скажите честно, вы счастливы?

– Да, я счастлива. Что такое счастье? Сча­стье – это когда ты живешь в гармонии с со­бой и с окружающим миром. Я счастлива во многих отношениях. Прежде всего тем, что ис­поведую буддизм, что нашла своего коренного учителя, кем является геше Джампа Тинлей, счастлива тем, что имею любимых дочерей, что имею любимую работу, да и вообще, я счастлива тем, что живу в это время.

Прошло время…

В апреле 1999 года Ульяна Павловна получила диплом о втором высшем образо­вании по специальности государственно-религиозные отношения, закончив Россий­скую Академию Госслужбы при Президенте РФ в Москве.

Старшая дочь в 1999 году окончила факультет журналистики Санкт-Петер­бург­­ского универ­ситета, стала работать редак­тором-социологом в Гостелерадиокомпании «Тыва». Младшая дочь продолжает учиться в Санкт-Петербурге. Изу­чает французский язык в Полярной Академии.

С 19 декабря 1999 года Ульяна Опей-оол работает в Москве на постоянной основе по­мощником депутата Государст­вен­ной Думы Кадыр-оол Бичелдея. В тесном кабинете № 1308 на 13-м этаже Думы благодаря Улья­не Павловне по-особенному тепло и уютно. Здесь словно маленький уголок Тувы, здесь тебя встретят не по-чиновничьи, а с душой…

Фото:

2. С представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России мистером Нгаванг Гелек (сидит) и первым секретарем представительства мистером Таши, г.Москва.

3. Университетская набережная в Санкт-Петербурге. Ульяна Опей-оол со старшей дочерью Ролмой, выпускницей факультета журналистики.

4. «Алло, Тува! Москва на проводе» Ульяна Опей-оол в кабинете Госдумы.

Беседовал Вячеслав МЫНЫН-ООЛ
http://www.centerasia.ru/issue/1998/31/4897-ulyana-opey-ool-tibet-moya-lyubov-moya.html