газета «Центр Азии»

Понедельник, 17 декабря 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 1998 >ЦА №31 >Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль

Люди Центра Азии ЦА №31 (30 июля — 5 августа 1998)

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя больУже третий год у нас действует «Общество друзей Тибета», руко­водит которым Ульяна Павловна Опей-оол. Ее квартиру, так же как и ее кабинет, можно назвать «малень­ким Тибетом» в Туве. Здесь все: начиная от рисунков и фотографий, кончая портретами, картинами и статуэтками – напо­ми­нает об этой оккупиро­ванной Китаем стране. И здесь, у нас, за тридевять земель от Тибета работает группа людей, ос­новной целью которых является ос­во­­бож­дение этой страны от гнета. Ульяна Павловна с виду хрупкая, элегантная женщина, излучая добрую энергию, является самым преданным своему делу человеком. Также она является членом прав­ле­ния общества «Мемориал», одним из создателей этого общест­­ва, заседа­телем народного суда г. Кызыла, народным заседателем Верховного суда России и общественным пред­ста­­­­­вителем междуна­род­ной Организации Непред­­став­ленных народов в ООН. Не правда ли весь перечень ее обязан­ностей впечатляет?

Ульяна Павловна, с чего нача­лась история создания общества? От­куда такой интерес к этой древ­ней стране?

– Интерес появился еще давно, в детстве, из рассказов родителей, затем усилился, когда я начала работать научным сотрудником в ТНИИЯЛИ. Но, безусловно, моментом перерождения этого интереса стал приезд Его Святейшества Далай-Ламы в 1995 году.

Научной деятельностью занимаюсь с 1979 года, тогда в ТНИИЯЛИ царил необыкновен­ный дух всепознания. Работали предста­вители старшего поколения, воспитанники настоящей академической науки – с одной стороны, с другой – очень увлеченные и вы­сокообразованные зачинатели возрож­де­ния тувинских традиций, сторонники идей национального возрождения. Мы были по­валь­но увлечены всем, что касалось Вос­тока. Было как-то особенно интересно. Ин­сти­тут бурлил. Жизнь – кипела. Я считаю, что малой толикой результата нашего увлечения яви­лось возвращение к тувинцам светлых празд­ников Шагаа и Наадыма, возрождение рели­гии и национального самосознания, обре­тение тувинцами государ­ственности.

Был у нас огромный интерес к поэзии Востока, изобразительному искусству, фило­со­фии, религии, истории. Наверное, отсюда и возникла любовь и увлечение всем, что ка­са­ется Тибета, тибетцев. Толчком к уси­ле­нию этого интереса послужил, уни­кальный в истории Тувы, приезд Его Свя­тейшества. От него мы узнали о Тибете, о страданиях его народа и решили что-то делать, и тогда зародилась крепкая мысль внести малень­кую лепту для того, чтобы хоть чуть-чуть по­мочь нашим собратьям по вере – тибетцам, в их страданиях. Тувинцев и тибетцев связы­вает общая религия, тогда к нам начал приез­жать со своими лекциями геше Джампа Тинлей, уже существовало общество друзей Турции во главе с Хенче-Кара Монгушем, и на основе этого общества мы создали нашу организацию.

Кто стоял у истоков вашего об­щества и сколько человек у вас за­ре­­гис­трировано членами общества?

– Инициативной группой выступи­ли уче­­­ные ТНИИЯЛИ, это около десяти че­ловек. Кроме них туда вошли известные лю­ди на­шей республики, такие как Алек­сандр Дар­­­­жай, Хеймер-оол Ондар, ученые Зоя Сам­дан, Валентина Сузукей, Антонина Донгак, извест­ные политики-ученые Каадыр-оол Би­челдей, Кара-Кыс Аракчаа и немало лю­дей, которые глубоко влюблены в Тибет и ис­крен­не под­дер­живают и тибетцев, и ра­боту общества в этом направлении. Отдельно от вы­шепе­ре­чис­­­ленных людей хочу выде­лить Кыр­гыс Арак­чаа, знатока тибетской истории и языка, за помощь в создании общества. На стадии становления общества она нас очень под­дер­жала, будучи в то время де­путатом Го­су­дар­­ственной Думы. Многое сде­лал и всегда ока­зывал помощь в ста­нов­лении общества из­вест­ный тибетолог и буд­долог Каадыр-оол Бичелдей. Он, кстати, яв­ляется Почетным прези­дентом нашего общес­тва. Но самым глав­ным инициатором и пер­Sвым человеком, вы­ска­завшим идею создания общества, был геше Джампа Тин­лей.

Сегодня в составе общества по всей рес­пуб­лике насчитывается около 500 человек. Это врачи, учителя, простые труженики, ламы и даже школьники. Я им безмерно благодар­на за их человечность и сострадательность, за понимание ими чужой проблемы и за стрем­­ление протянуть руку помощи оказав­ше­муся в беде.

Каковы основные цели вашей органи­зации?

– Во-первых, это помощь в возрождении культуры и религии Тибета. Для углуб­лен­ного двустороннего сотрудничества между народами Тибета и Тувы в духовном, куль­тур­ном, научном планах наше общество выступает как связующее звено. Во-вторых, решение политического вопроса тибетского народа. Мы, тувинцы, по своему образу жиз­ни очень близки к тибетцам. Поэтому наше общество, созданное как центр тибетской куль­туры в Туве, явилось положительным ша­гом в деле поддержки тибетцев в их борь­бе за независимость. На сегодняшний день вто­рой вопрос, по понятным причинам, вышел на первый план.

Решение тибетского вопроса это значит освобождение Тибета от оккупации Китая. Вы верите, что это возможно?

– Это очень сложный вопрос. Мы под­ходим к нему очень осторожно и осмыс­ленно. Нельзя сидеть сложа руки, нужно дейст­вовать и делать это только мирными средствами. Наш учитель Далай-Лама XIV предлагает китайским властям кон­феде­рацию и призывает их сесть за стол пере­говоров, но ответной реакции – ноль. Ки­тай­ские влас­ти сейчас ведут очень страшную поли­тику в отношении тибетцев. Они поставили цель: стереть с лица Земли тибетскую нацию. Сред­ства разные и ужасные, и все они направ­лены на дости­жение этой цели. Но не все веч­но, тем более политики. Верю, что скоро Ки­та­ем будут управлять умные люди, гото­вые сотруд­ничать ради дости­жения ком­про­мисса.

Я всегда верю в добрый положительный исход дела, и это вселяет в меня огромную энергию и силу для дальнейшей борьбы. Мы буддисты, поэтому всякое дело должны делать с положительной мотивацией – тогда будет успех. В истории народов мира были случаи, когда нации обретали свободу. Вспомните Грецию, Индию. Так что я верю в освобож­дение Тибета.

А какими методами и сред­ства­ми вы осуществляете свою работу?

– Работа всех тибетцев, в том числе и их друзей, по всему миру напоминает очень хорошо отлаженный механизм. Особенно идет бурная активизация их деятельности в этом направлении за последнее десяти­летие. Все группы и общества друзей Тибета во многих странах, договорившись, регулярно проводят акции, митинги, пикеты, обращения, голодовки. Обращаются ко всем между­на­род­ным организациям, кто имеет отношение к за­щите прав человека, к парламентам и пра­ви­тельствам разных государств, к властям Китая и так далее.

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя больКроме национальных групп поддержки Тибета самих стран, во многих из них сущест­вуют тибетские диаспоры. Особенно их много в странах, которые диктуют условия мировой политики. Это, прежде всего, США, Англия, Япония, Франция и Германия. С помощью сильных стран мира они пытаются заставить одуматься Китай, а такие друзья, как мы, есть в каждой стране. В июне 1996 года в Бонне прошла вторая всемирная конференция об­ществ друзей Тибета, в котором участ­вовали представители более ста государств. Даже этот пример показывает, какую масштабную и отлаженную политику ведет Прави­тель­ство Тибета в изгнании.

Ульяна Павловна, согласитесь, ведь ваша работа это постоянные междугородние переговоры, факсы, информации по электронной почте, выезды на разные конференции, орга­низация массовых выступлений раз­личных форм. За счет каких средств финансируется вся эта работа?

– У нас в обществе все работают на общественных началах. Большинство членов имеют основную работу.

Недавно на меня вышли представители московского правового движения «За граж­данское общество» и посоветовали попро­сить грант у международных благотво­ри­тель­ных организаций на правозащитную дея­тельность. Это движение тоже в какой-то ме­ре поддерживает аналогичные нам органи­за­ции. Нас и право­защитную организацию «Чеди-Хаан» пригласили в июне этого года на конференцию в Санкт-Петербург. Но Вяче­слав Салчак не смог туда выехать, и мне при­шлось туда съездить одной. Поездка была очень удачной, познакомилась с руково­дителями этого движения и со многими интересными людьми.

В 1995 году мы отмечали 60-летие Далай-Ламы и провели «Неделю Тибета». Эти ответственные и важные празднования нам помогло провести правительство РТ. Также нам очень помогают спонсоры. Особо хочу выде­лить дирек­тора магазина «Булан­ныг» Наталью Кончаевну Донгак за много­сто­роннюю под­держку и помощь. «Фонд ве­те­ранов Афга­ни­стана» под руководством бра­тьев Кара-оол, вспоминаю Виктора Мо­лом­­дая как человека, с душой поддержи­ва­ющего развитие буддизма. Всех тех, кто имеет доброе отзывчивое сердце, невозможно пере­чис­лить. Но все же хочу от чис­­того сердца по­бла­го­да­рить всех наших дру­зей и спонсоров.

Недавно, в апреле, когда мы проводи­­ли трехдневную голодовку по освобождению из тюрьмы XI Панчен-ламы, с помещением нас выручила директор типографии Раиса Оор­жак. Если бы не она, могло сорваться та­­кое от­ветственное мероприятие. Мы об этом со­об­­щили в Тибетский центр, а даль­ше – в Ин­­дию Его Святейшеству. После на ее имя при­шло письмо благодарности от прави­тель­ства Тибета. Я считаю, что та­кие люди ценнее всего.

Расскажите об этой голодовке. Насколько мне известно, вы провели довольно массовую акцию?

– Да, народу было много. Конечно, если бы со всей республики съехались желающие, то нас бы набралось еще больше.

В самой голодовке участвовало сто человек, и все до единого выдержали до конца. Собрали более трех тысяч подписей мантру «Ом мани падме хум» прочитали в общем двадцать миллионов раз. Основной целью этой акции, которая проведена в масштабах всей России было требование об освобождении маленького Панчен-ламы, заточенного неизвестно куда китайскими властями. Пока мы бьемся головой об глухую стену, но все равно будем продолжать до по­бед­ного конца. Всего в России под требо­ванием освобождения Панчен-ламы поста­вили свои подписи около пятидесяти тысяч человек. В те дни Тибетский Конгресс Моло­дежи организовал «смертельную голодовку». Голодовка продолжалась 49 дней. 27 апреля 60-летний борец за права Тибета Тубтен Нгодруб совершил акт самосожжения и скончался. В России тибетцев, кроме обществ друзей Тибета, поддержали такие органи­зации, как Московский центр исследо­вания проблемы прав человека, депутаты Госдумы Юрий Рыбаков, Валерий Борщев и со­пред­седатель партии «Демократическая Россия» Галина Старовойтова.

Работа в обществе, скажем так, работа в свободное время. И как-то в ходе разговора вы упомя­нули о том, что большинство членов общества имеют основную работу. Какая у вас основная работа, за счет которой добываются средства для жизни?

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль– Да, я живой человек, у меня есть семья, дети, которых нужно кормить, одевать. Рабо­та­ла помощником члена Совета Феде­рации, председателя Верховного Хурала Каадыр-оола Алексеевича Бичелдея. До этого рабо­тала помощником депутата Государ­ствен­ной Ду­мы Кара-кыс Аракчаа. Для меня было честью работать с этими двумя известными учеными и политиками. С их помощью я внес­ла свою лепту в развитие нашей Тувы.

И в чем заключались обязан­ности помощника?

– Строго установленных обязанностей нет. Очень широкий радиус работы.

Начиная с младшего обслужи­вающего персонала и кончая пресс-секретарем?

– Можно и так сказать. Даже принести им кофе или чай – это для меня честь, они это­го заслуживают. Это очень яркие личности и справедливые политики. В чем заклю­чают­ся функции помощника? Моей наипер­вей­шей обязанностью помощника, тем более такого политика, как Бичелдей, является уме­ние поспевать за ходом его мыслей, пони­мать шефа с полуслова, готовность исполнять любые наитруднейшие задания, владеть гра­мот­ной деловой речью и письмом на русском, тувинском и английском языках. Работая по­мощ­ником, приобрела определенные навыки. Бичелдей создавал очень насыщенный, быст­рый темп работы. Из этих лет я еще извлекла то, что для помощника крайне необходимо быть эрудированным и начитанным, быть в курсе всех событий. Начиная от событий в Туве и кончая всеми международными отно­ше­­ниями. И самое главное – в любой мо­мент дня и ночи быть наготове, чтобы выполнить задание шефа.

Прямо, как пионерское «Будь готов! Всегда готов». И насколько я понял, чтобы выполнять этот принцип, вы держите форму и зани­ма­етесь спортом? (В договоренный день нашей встречи Ульяна Павловна чуть-чуть опоздала и сказала, что занималась спор­том: бегала, а после успела искупаться).

– Да, стараюсь каждый день пробежать свои кровные пять километров. Хорошая физическая нагрузка лучше всего помогает работе мозга и делает человека добрым, улыбчивым. Если хотите, то это еще одно ка­чест­во, нужное помощнику (смеется). Помощник должен быть готовым и умствен­но, и морально, и физически. Вообще, я счи­таю, что мне повезло с теми, с кем я работала. В какой-то степени это результат моей поло­жительной кармы. Даже контакты с людьми происходят по закону кармы. Мне везет на хо­ро­ших людей. Так произошло и с Кара-кыс Донгаковной, и с Каадыр-оолом Алек­се­­еви­чем. До этого у меня не было никакого инте­реса к политике, просто была рядовым уче­ным сотрудником. Мне приш­лось само­сто­ятельно изучить политологию, то есть пройти курсы ликбеза. С молодости увле­каюсь пси­хологией. Для помощника очень важно разби­раться в человеческих тонкостях, ведь я – посредник, мостик между шефом и народом. Работа с людьми – важ­ная сос­тавляющая работы помощника. Ино­гда, бы­вает, высту­паешь в роли имидж­мей­кера. Советуешь, как одеваться, что говорить. Недаром я прора­ботала 16 лет лингвистом. Не хвастаясь, могу сделать вывод, что во мне от природы зало­жены все качества для ра­боты помощником.

Понятия «политика» и «имидж­мейкер» в одной связке невольно напомнили мне Татьяну Дьяченко, имиджмейкера Бориса Ельцина. Сейчас стало модным или акту­альным, называйте, как хотите, идти женщине в большую политику. Не хотите ли и вы туда ринуться или останетесь верной себе и будете дальше работать помощником?

– У меня таких грандиозных планов никогда не было. К сожалению, я не често­лю­бива. Может, это мой недостаток. Я считаю, что честолюбие, особенно стремление к влас­ти, очень часто толкает человека идти на сделку со своей совестью, поступиться прин­ципами, человеческими ценностями. Мне нравится быть помощником, это мне по душе, а это самое главное в работе. Я люблю свою работу, я люблю общаться с разными людьми. Хочу работать так, чтобы от моей дея­тель­ности просто кому-то было хорошо, кто-то ушел от меня довольным.

Вроде бы, в общественной части вашей жизни мы разобрались. Белым пят­ном осталась ваша лич­ная жизнь, ваша семья.

– Начну традиционно. Родилась в семье чабана-охотника, от союза красивых душой двух любящих друг друга тувинца и тувинки, в прекрасном местечке близ села Ээрбек. Там же училась до восьмого класса, а дальше – в легендарной в те времена тувинской куз­нице кадров – в школе № 2. Потом окончила филологический факультет КГПИ, с по­мощью профессора Шулуу Чыргал-ооловича устроилась работать в ТНИИЯЛИ. К сожа­лению, его уже нет среди нас, но я буду всю жизнь его благодарить и помнить. Сле­дующей ступенькой в моем образовании стала аспирантура института Языкознания АН СССР. Работала под руководством из­вест­ного тюрколога Николая Александ­ро­вича Баскакова. Плохо было то, что «кан­ди­дат­скую» так и не закончила, все еще ле­жит дома. В последнее время что-то тянет на научную деятельность, может быть, сейчас удастся закончить и защитить. Но основной целью своей жизни считаю помощь Далай-Ламе XIV и тибетскому народу. До послед­них своих дней буду бороться за освобож­дение Тибета. Тибет – это моя любовь, моя боль. Если я не успею, то я уверена, мою работу продолжат мои дочки. Обе они учат­ся в Санкт-Петербурге: старшая – Ролмаа, учится на журналиста, а младшая – Шораана, на историка. Мой муж по про­фес­сии инже­нер, но по обстоятельствам нынеш­него вре­мени занимается предприни­матель­ской дея­тельностью. И чуть не забыла про еще одного члена нашей семьи – это пудель Чара.

Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль У вас на столе целая куча книг. Любите читать?

– Да, люблю читать. В основном, все эти книги по работе. По одному из принципов буддизма, постоянно стремлюсь к самосовер­шенствованию. Но скажу честно, я больше всего люблю делиться книгами и дарить их (В доказательство своих слов Ульяна Павловна подарила мне два тома турецко-английского словаря, за что я ей очень благодарен).

Осенью к нам приезжает Его Святейшество Далай-Лама XIV. С какими мыслями и чувствами вы ждете эту встречу?

– Не нахожу слов, чтобы выразить это чув­ство. Неописуемое чувство подъема, воз­вы­шенности, предчувствие чего-то особен­но­го. С нетерпением ждем эту встречу и осно­ва­тель­но готовимся к ней со сторон­никами и по­следователями буддисткой религии. Уже на­слышаны о том, что Его Святейшество тоже желает встречи с членами нашего об­щества. Он всегда высоко ценит усилия прос­тых лю­дей, кто искренне, от всей души под­дер­жи­вает тибетцев в столь трудное для них время.

Ульяна Павловна, скажите честно, вы счастливы?

– Да, я счастлива. Что такое счастье? Сча­стье – это когда ты живешь в гармонии с со­бой и с окружающим миром. Я счастлива во многих отношениях. Прежде всего тем, что ис­поведую буддизм, что нашла своего коренного учителя, кем является геше Джампа Тинлей, счастлива тем, что имею любимых дочерей, что имею любимую работу, да и вообще, я счастлива тем, что живу в это время.

Прошло время…

В апреле 1999 года Ульяна Павловна получила диплом о втором высшем образо­вании по специальности государственно-религиозные отношения, закончив Россий­скую Академию Госслужбы при Президенте РФ в Москве.

Старшая дочь в 1999 году окончила факультет журналистики Санкт-Петер­бург­­ского универ­ситета, стала работать редак­тором-социологом в Гостелерадиокомпании «Тыва». Младшая дочь продолжает учиться в Санкт-Петербурге. Изу­чает французский язык в Полярной Академии.

С 19 декабря 1999 года Ульяна Опей-оол работает в Москве на постоянной основе по­мощником депутата Государст­вен­ной Думы Кадыр-оол Бичелдея. В тесном кабинете № 1308 на 13-м этаже Думы благодаря Улья­не Павловне по-особенному тепло и уютно. Здесь словно маленький уголок Тувы, здесь тебя встретят не по-чиновничьи, а с душой…

Фото:

2. С представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России мистером Нгаванг Гелек (сидит) и первым секретарем представительства мистером Таши, г.Москва.

3. Университетская набережная в Санкт-Петербурге. Ульяна Опей-оол со старшей дочерью Ролмой, выпускницей факультета журналистики.

4. «Алло, Тува! Москва на проводе» Ульяна Опей-оол в кабинете Госдумы.

Беседовал Вячеслав МЫНЫН-ООЛ

 (голосов: 0)
Опубликовано 30 июля 1998 г.
Просмотров: 3075
Версия для печати

Также в №31:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru