Эти строки принадлежат известному
артисту-инструменталисту, заслуженному артисту Республики Тыва Сергею
Олзей-оолу.
В настоящее время он является директором
филармонии, а также играет партию саксофона-баритона в джаз-группе
«Симфо-Тыва-Биг-Бэнд».
В этом году ему исполнилось 50
лет, и сегодняшнюю нашу встречу мы проводим накануне его творческого вечера.
Олзей-оол Сергей Николаевич
родился 7 июня 1947 года в городе Кызыле. Учился в школе № 7. В армии служил в
полковом оркестре в городе Новосибирск. После демобилизации работал в
городском отделе культуры руководителем эстрадного ансамбля, директором
ДК горной экспедиции «Энергетик» и ДК «Енисей». В 1972 году поступил на работу
в Тувгосфилармонию в качестве артиста-инструменталиста, саксофониста-кларнетиста
вокально-инструментального ансамбля «Метелица». В 1975 году в составе инструментальной
группы эстрады и цирка (под руководством заслуженного артиста К. Хензиг-оола)
стал дипломантом всероссийского джазового фестиваля «Джаз на берегах Оби»
в городе Новосибирске. В 1976 году проходил стажировку в Ленинградской
мастерской эстрадного искусства. В 1977 году создал первый в Туве музыкальный
лекторий. В 1981 году руководит
эстрадной группы «Аялга», а в 1984 – эстрадно-цирковой группой «Чалыы-Назын».
В 1986 году окончил Свердловскую мастерскую эстрадного искусства. Был
руководителем эстрадных программ «Наша встреча – это хорошо», «Мелодии дружбы»,
затем старшим музыкальным редактором филармонии, в 1991 году назначен уже
директором филармонии. При нем закончен долгострой филармонии, который длился
14 лет. По его инициативе и при содействии министра культуры Чылгычы Ондара
установлена профессиональная аппаратура в муздрамтеатре и в филармонии. В
1995 году окончил Восточно-Сибирскую академию искусств по специализации
«экономист-менеджер культуры и досуга». С 1997 года – директор Государственного
симфонического оркестра. С 20 ноября текущего года вновь назначен директором
филармонии.
– Сергей Николаевич, расскажите о вашем отце, ведь непосредственно
при его участии вы стали таким, какой вы есть?
– Да, всем известно, что мой отец
– заслуженный артист РСФСР, народный артист Республики Тыва, актер драмы.
Кроме того, что он был актером драмы, он пел, и его мелодия «Ореховая тайга» стала
официальным гимном Тувы. Он был очень добрым человеком. Я с детства рос в
актерской семье, все время вот в этом старом здании филармонии, где мы сейчас
находимся, бегал мальчишкой. Все мы здесь бегали: и Слава Кенденбиль, и Витя
Бады-Сагаан – все актерские дети.
– Наверно, то, что ваш отец – человек искусства, что вы выросли в
актерской семье, и послужило главным фактором при выборе про-фессии?
– Вы знаете, я родился в 1947
году, и как раз в шестидесятые, когда нам было по 14-15 лет, расцветал джаз, битлы
появились. Раньше джаз запрещали, а это была эпоха оттепели, когда все это
разрешили, появились фильмы, такие как «Серенада солнечной долины», «В джазе
только девушки». Все мы заразились этой музыкой, джазом особенно. Наверное, еще
и потому, что запретный плод сладок, а джаз запрещали. И, может быть,
внутреннее состояние протеста послужило причиной того, что мы стали такими,
какими стали. Вы знаете, в актерских семьях часто бывает, что дети идут по
стопам родителей, 80-90 процентов из них наследственно становятся людьми
искусства.
– А ваши дети тоже продолжают актерские традиции?
– У меня дочь, она живет здесь,
окончила экономическое отделение автодорожного техникума, но, к сожалению,
работы сейчас нет, поэтому она без работы сидит дома с ребенком. У меня есть
приемный сын, потому что это мой последний брак. Понимаете, у музыкантов
такая жизнь: гастроли..., – а это не всегда сопутствует семейному благополучию,
и самый большой процент разводов – у людей искусства.
Сын мой живет в Москве, окончил
автомобильный институт и работает на заводе. С женой мы познакомились давно,
ей было 16, а мне – 17. Я учился на третьем курсе Кызыльского музыкального
училища, а она – на первом. Я еще тогда за ней ухлестывал. А получилось так,
что меня забрали в армию, и наши пути разошлись. Она двенадцать лет тому
назад потеряла мужа в автомобильной катастрофе, с тех пор мы с ней вместе. У
нас уже и внуки есть. Семья у нас неплохая, я считаю, рядовая советская семья.
– Считается, что люди искусства чаще соприкасаются с «зеленым змием».
Вашемнение по этому поводу?
– Да, действительно, это так, и у
меня такой грех есть. Не скрываю, так сказать, свой порок, хотя не то, чтобы
порок, – слабость, я бы сказал. Дело в том, что я не такой уж там пьяница. Но у
меня бывает, что раз в год, примерно на пять-семь дней я делаю себе разрядку.
Это, конечно, очень плохо для здоровья. Но, видите ли, с чем это еще связано:
во-первых, люди творческие эмоциональны.
Если ты что-то не так сказал, обидел, это может довести до самоубийства.
Бывали такие случаи. Есть такая фраза: «Словом можно убить человека», особенно
творческого. Они ранимые. Творить не просто, здесь душа работает, а не рука
или нога. И все это держится на эмоциях, и чтобы как-то эти эмоции заглушить,
они это и делают. Все знают, и я этого не скрываю: да, раз в год бывает. Но
зато я умею пить, но я умею и работать. Без всякой ложной скромности могу об
этом сказать. Конечно, кто-то может меня осудить, но там, где я обычно бываю,
вокруг меня жизнь всегда кипит. Я люблю свое дело, люблю свою работу, люблю
смотреть на результаты своего труда. Сделал приятное для людей, значит, сам
получил удовлетворение. Ну, а что? Петр I тоже водку пил и осуществил такие
преобразования. Я, конечно, не хочу себя сравнивать с Петром I, но все же… А любимый
напиток, конечно же, русская водка.
– Вы верующий человек?
– Вы
знаете, со мной странный случай произошел. По отцу я, казалось бы, буддист,
по-материнской – вроде бы, я православный. Отец был коммунистом, причем очень
убежденным коммунистом, пожалуй, таких коммунистов я вообще не видел. Они меня
крестили. Но это ладно, что еще крестили, оказывается, мне еще и обрезание
сделали, потому что одна из моих бабок была татарка. Так что я и буддист, я и
православный, я и мусульманин в единственном числе. Но я считаю, что Бог один,
просто у него лиц много.
– Чем вы любите заниматься в
свободное время? Наверное, как и все мужчины: приходите домой после трудного
дня, заваливаетесь на диван и смотрите телевизор, пока супруга не приготовит
ужин?
– Нет,
не совсем. Я сам люблю готовить. Можно сказать, это мое хобби. Так же, как и
стихи, книги и джазовая музыка.
– Ваше любимое блюдо и книга?
– Блюдо
– флотский борщ, книга – «Спартак».
– Раз уж мы перешли на тему
«любимый», что вы любите, а что вам не нравиться?
– Люблю
свою жену, из певиц - Ларису Долину, из групп – «Пинк Флойд» и «Чикаго».
Главным в характере мужчин считаю доброту, честность и надежность. Слабостями
– доверчивость, невыдержанность и опрометчивость.
– Вопрос к вам, как профессиональному шоу-мэну. Как вы относитесь к
идее открытия у нас в Кызыле ночных клубов и дискотек?
– Я считаю, все равно к этому
придем. В американском бизнесе есть такое явление: если какая-то ниша рынка
пустует, ее обязательно кто-то заполнит. Если так, то независимо от того, хочет
кто-то или нет, все равно ночные клубы и дискотеки появятся. Может быть, у нас
и есть какие-то ночные заведения, о которых никто не знает.
Кабаре, ночные клубы, казино –
все, что угодно, все у нас будет, но, конечно, для этого нужно время. Дело в
том, что у нас сохранились элементы азиатской целомудренности, то есть мы
не совсем еще испорчены, как люди на Западе. Мы более закрепощены,
закомплексованы, чем они, но у нас есть свои понятия, своя философия. Вспомните,
и в Китае было такое же. А совсем недавно у них стали конкурсы проводить, и
показ мод. Я не говорю, что рок у них давно уже существует. Китайский рок,
японский рок, хотя таких понятий раньше не было. Считали, что не может быть
никакого азиатского рока, существует только американский рок. А теперь видите,
как получилось. Вот есть группа «Чингиз-Хан» у монголов, а ведь монголы строгий
народ в этом отношении.
Самое главное – это свобода.
Человек должен быть свободен, конечно, кроме той сферы, где он соприкасается с
нравственностью. Он должен свободу выбора иметь. Просто свободу, но
опять-таки, в рамках закона, в рамках каких-то нравственных ценностей. Я такие
громкие слова говорю, но без свободы выбора, человек не может быть творческой
личностью.
– Каковы ваши творческие планы?
– Сейчас, понимаете, текучка
заедает. У меня есть договор с итальянцами, с немцами, но сейчас у нас нет
времени. Мы хотели собрать группу и отправиться на гастроли, то есть сделать
турне. Просто надоело быть чиновником, я хотел тряхнуть стариной, последний
год, когда мне исполнилось 50 лет, посвятить творчеству. Вы знаете, был такой
знаменитый музыкант, джазовый трубач Луи Армстронг. Так вот, он за свою жизнь
все перепробовал, а когда ему исполнилось 50 лет, он сказал: «А теперь то, что
я сыграл, я вам спою», и у него неплохо получилось. Вот что у меня получится,
кто его знает. А сейчас мы готовим программу на пятое декабря…
– Творческий вечер?
– Я не люблю, как-то, эти вот
казенные названия «творческий вечер, посвященный…» и так далее. Я сам
романтик по натуре, музыкант, поэтому я назвал свою программу «Семь нот в
тишине». Мне помогают мои друзья, коллеги. Будут старые и новые имена, а, в
основном, это группа «Центр Азии», мои воспитанники и воспитанницы. Все
начинали при мне: и Надя Шойгу, и Олег Сарыглар, и Галя Сюрюн. Когда я с ними
работал, то я как старший что-то всегда подправлял: платьишко одерну или
скажу: «В этом месте ты чуть-чуть не так спела, все хорошо, но тут так нужно
сделать». В общем, на вечере будут все мои друзья, все мои коллеги. Бывшие и
настоящие. У нас есть проблемы, как и везде. Трудно работать со зрителем,
особенно сейчас, потому что денег нет, зарплату люди не получают. А в общем, я
патриот этого здания филармонии. Я его строил, реконструкция длилась 14 лет, в
конце концов все-таки достроили, кое-как, с таким трудом. А сейчас фасад здания
в аварийном состоянии, оно списано. Я думаю, года два-три – и оно рухнет, если
сейчас не принимать срочных мер. А, вообще, это памятник истории. В 1939 году
здесь был клуб советских граждан, потом отсюда в 1943 году отправляли на фронт
тувинских добровольцев, здесь был митинг.
Подводя итог, я хочу сказать, я
прожил очень трудную, сложную жизнь, гастролировал 27 лет. Где-то недопивал,
недоедал, недосыпал. Но я не жалею нисколько, если бы мне еще раз предложили
пройти по этому пути, я бы снова по нему прошел, потому что у меня есть что
вспомнить.
Фото:
2. Сергей Олзей-оол с создателями
ансамбля «Саяны», положившего начало Тувинской филармонии, супругами Робертом
Лесниковым (сейчас профессором Барнаульского института искусств) и Эльмирой
Лесниковой (доцентом того же института). Торжества, посвященные 30-летию
филармонии. 18 декабря 1999 г.
3. 4. Людмила Рюмина просит
Сергея Олзей-оола взять ее с собой. Олзей-оол обдумывает предложение...
Исторический поцелуй Москва-Кызыл. 20 августа 1999 г.