газета «Центр Азии»

Понедельник, 14 октября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 1997 >ЦА №49 >Сергей Олзей-оол: Я умею пить, но я умею и работать

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Сергей Олзей-оол: Я умею пить, но я умею и работать

Люди Центра Азии ЦА №49 (4 — 10 декабря 1997)

Небытия вопрос меня гнетет,

И время мысли собирает в кучу,

Напоминая, что конец придет,

И вместо солнца он нагонит тучу.

Меня не будет, ну а что другие?

Все также будут плакать, иль смеяться,

Про музыканта, про деньки лихие

Лишь, вспомнив, станут грустно улыбаться.

Никто не зарыдает обо мне,

Лишь грустной нотой саксофон заплачет,

Словесным шорохом в набрякшей тишине

Вдруг кто-то вспомнит так или иначе.

Сергей Олзей-оол: Я умею пить, но я умею и работатьЭти строки принадлежат извест­ному артисту-инструменталисту, заслужен­ному артисту Республики Тыва Сергею Олзей-оолу.

В настоящее время он является директором филармонии, а также играет партию саксофона-баритона в джаз-группе «Симфо-Тыва-Биг-Бэнд».

В этом году ему исполнилось 50 лет, и сегод­няш­нюю нашу встречу мы проводим накануне его творческого вечера.

Олзей-оол Сергей Николаевич родился 7 июня 1947 года в городе Кызыле. Учился в школе № 7. В армии служил в полко­вом ор­­кестре в городе Новосибирск. После демо­би­­­ли­зации работал в городском отделе куль­­ту­­ры руководителем эстрадного ансам­бля, ди­рек­тором ДК горной экспе­диции «Энер­ге­тик» и ДК «Енисей». В 1972 году посту­пил на ра­боту в Тувгос­филар­мо­нию в качест­ве артиста-инстру­менталиста, саксофо­ниста-клар­нетиста вокально-инстру­мен­тального ан­самбля «Ме­телица». В 1975 году в составе ин­стру­мен­тальной группы эстрады и цирка (под руко­водством заслу­женного артиста К. Хензиг-оола) стал дипло­мантом всерос­сий­ско­го джа­зо­вого фестиваля «Джаз на берегах Оби» в городе Ново­сибирске. В 1976 году проходил ста­жировку в Ленинградской мастерской эс­традного искусства. В 1977 году создал пер­вый в Туве музыкальный лекторий. В 1981 году руко­водит эстрадной группы «Аялга», а в 1984 – эстрадно-цир­ковой группой «Ча­лыы-Назын». В 1986 году окончил Свер­дловскую мастер­скую эст­рад­ного искусства. Был руково­дителем эстрад­ных программ «Наша встреча – это хорошо», «Мелодии друж­бы», затем стар­шим музы­каль­ным ре­дактором филар­монии, в 1991 году назначен уже дирек­тором филармонии. При нем закончен долго­строй филармонии, который длился 14 лет. По его инициативе и при со­действии министра куль­туры Чыл­гычы Он­дара установлена профес­сиональная аппа­ратура в муздрам­театре и в филар­монии. В 1995 году окончил Вос­точно-Си­бирскую ака­демию искусств по специ­али­зации «эко­но­мист-менеджер куль­туры и досуга». С 1997 года – директор Госу­­дар­ст­венного симфо­ни­ческого оркестра. С 20 нояб­ря текущего года вновь назначен директором филармонии.

– Сергей Николаевич, расска­жите о вашем отце, ведь непос­редственно при его участии вы стали таким, какой вы есть?

– Да, всем известно, что мой отец – заслу­женный артист РСФСР, народный артист Республики Тыва, актер драмы. Кроме того, что он был актером драмы, он пел, и его мелодия «Ореховая тайга» стала офици­альным гимном Тувы. Он был очень добрым человеком. Я с детства рос в актерской семье, все время вот в этом старом здании филармонии, где мы сейчас нахо­димся, бегал мальчишкой. Все мы здесь бегали: и Слава Кенденбиль, и Витя Бады-Сагаан – все актерские дети.

– Наверно, то, что ваш отец – человек искусства, что вы выросли в актерской семье, и послужило глав­ным фактором при выборе про-фессии?

Сергей Олзей-оол: Я умею пить, но я умею и работать Вы знаете, я родился в 1947 году, и как раз в шестидесятые, когда нам было по 14-15 лет, расцветал джаз, битлы появились. Раньше джаз запрещали, а это была эпоха оттепели, когда все это разрешили, появились фильмы, такие как «Серенада солнечной долины», «В джазе только девушки». Все мы заразились этой музыкой, джазом особенно. Наверное, еще и потому, что запретный плод сладок, а джаз запрещали. И, может быть, внутреннее состояние протеста послужило причиной того, что мы стали такими, какими стали. Вы знаете, в актерских семьях часто бывает, что дети идут по стопам родителей, 80-90 процентов из них наслед­ственно становятся людьми искусства.

– А ваши дети тоже продолжают актерские традиции?

– У меня дочь, она живет здесь, окончила экономическое отделение автодорожного тех­никума, но, к сожалению, работы сейчас нет, поэтому она без работы сидит дома с ребен­ком. У меня есть приемный сын, потому что это мой последний брак. Понимаете, у музы­кан­­тов такая жизнь: гастроли..., – а это не всег­да сопутствует семейному благопо­лучию, и са­мый большой процент разводов – у лю­дей искусства.

Сын мой живет в Москве, окон­чил автомо­биль­ный институт и работает на за­воде. С женой мы познакомились давно, ей было 16, а мне – 17. Я учился на третьем кур­се Кызыльского музыкального училища, а она – на первом. Я еще тогда за ней ухлес­тывал. А получилось так, что меня забрали в ар­мию, и наши пути разошлись. Она две­над­цать лет тому назад потеряла мужа в авто­мо­биль­ной катастрофе, с тех пор мы с ней вместе. У нас уже и внуки есть. Семья у нас не­плохая, я считаю, рядовая советская семья.

– Считается, что люди искус­ства чаще соприкасаются с «зеленым зми­ем». Ваше мнение по этому поводу?

– Да, действительно, это так, и у меня такой грех есть. Не скрываю, так сказать, свой порок, хотя не то, чтобы порок, – слабость, я бы сказал. Дело в том, что я не такой уж там пьяница. Но у меня бывает, что раз в год, примерно на пять-семь дней я делаю себе разрядку. Это, конечно, очень плохо для здоровья. Но, видите ли, с чем это еще свя­зано: во-первых, люди творческие эмоци­ональны. Если ты что-то не так сказал, оби­дел, это может довести до самоубийства. Бывали такие случаи. Есть такая фраза: «Сло­вом можно убить человека», особенно творческого. Они ранимые. Творить не прос­то, здесь душа работает, а не рука или нога. И все это держится на эмоциях, и чтобы как-то эти эмоции заглушить, они это и делают. Все знают, и я этого не скрываю: да, раз в год бывает. Но зато я умею пить, но я умею и работать. Без всякой ложной скром­ности могу об этом сказать. Конечно, кто-то может меня осудить, но там, где я обычно бываю, вокруг меня жизнь всегда кипит. Я люблю свое дело, люблю свою работу, люблю смотреть на результаты своего труда. Сделал приятное для людей, значит, сам получил удов­ле­творение. Ну, а что? Петр I тоже водку пил и осуществил такие преобразования. Я, ко­нечно, не хочу себя сравнивать с Петром I, но все же… А любимый напиток, конечно же, русская водка.

– Вы верующий человек?

– Вы знаете, со мной странный случай про­изошел. По отцу я, казалось бы, буд­дист­, по-материнской – вроде бы, я пра­во­славный. Отец был коммунистом, причем очень убежденным коммунистом, пожалуй, та­ких коммунистов я вообще не видел. Они меня крестили. Но это ладно, что еще крестили, оказывается, мне еще и обрезание сделали, потому что одна из моих бабок была татарка. Так что я и буддист, я и православный, я и мусульманин в единственном числе. Но я счи­таю, что Бог один, просто у него лиц много.

Сергей Олзей-оол: Я умею пить, но я умею и работать– Чем вы любите заниматься в свободное время? Наверное, как и все мужчины: приходите домой после трудного дня, заваливаетесь на диван и смотрите телевизор, пока супруга не приготовит ужин?

– Нет, не совсем. Я сам люблю готовить. Можно сказать, это мое хобби. Так же, как и стихи, книги и джазовая музыка.

– Ваше любимое блюдо и книга?

– Блюдо – флотский борщ, книга – «Спартак».

– Раз уж мы перешли на тему «любимый», что вы любите, а что вам не нравиться?

– Люблю свою жену, из певиц - Ларису Долину, из групп – «Пинк Флойд» и «Чи­каго». Главным в характере мужчин считаю доброту, честность и надежность. Слабо­стями – доверчивость, невыдер­жан­ность и опрометчивость.

– Вопрос к вам, как профессиональ­ному шоу-мэну. Как вы относитесь к идее открытия у нас в Кызыле ноч­ных клубов и дискотек?

– Я считаю, все равно к этому придем. В американском бизнесе есть такое явление: если какая-то ниша рынка пустует, ее обязательно кто-то заполнит. Если так, то независимо от того, хочет кто-то или нет, все равно ночные клубы и дискотеки появятся. Может быть, у нас и есть какие-то ночные заведения, о которых никто не знает.

Кабаре, ночные клубы, казино – все, что угодно, все у нас будет, но, конечно, для этого нужно время. Дело в том, что у нас сохра­нились элементы азиатской цело­муд­реннос­ти, то есть мы не совсем еще испор­чены, как люди на Западе. Мы более закре­пощены, закомплексованы, чем они, но у нас есть свои понятия, своя философия. Вспом­ните, и в Китае было такое же. А совсем недав­но у них стали конкурсы проводить, и показ мод. Я не говорю, что рок у них давно уже существует. Китайский рок, японский рок, хотя таких понятий раньше не было. Считали, что не может быть никакого азиатского рока, существует только американский рок. А теперь видите, как получилось. Вот есть группа «Чингиз-Хан» у монголов, а ведь монголы строгий народ в этом отношении.

Самое главное – это свобода. Человек должен быть свободен, конечно, кроме той сферы, где он соприкасается с нравст­венностью. Он должен свободу выбора иметь. Просто свободу, но опять-таки, в рамках закона, в рамках каких-то нравственных ценностей. Я такие громкие слова говорю, но без свободы выбора, человек не может быть творческой личностью.

– Каковы ваши творческие планы?

– Сейчас, понимаете, текучка заедает. У меня есть договор с итальянцами, с немцами, но сейчас у нас нет времени. Мы хотели собрать группу и отправиться на гастроли, то есть сделать турне. Просто надоело быть чиновником, я хотел тряхнуть стариной, последний год, когда мне исполнилось 50 лет, посвятить творчеству. Вы знаете, был такой знаменитый музыкант, джазовый трубач Луи Армстронг. Так вот, он за свою жизнь все пере­пробовал, а когда ему исполнилось 50 лет, он сказал: «А теперь то, что я сыграл, я вам спою», и у него неплохо получилось. Вот что у меня получится, кто его знает. А сейчас мы готовим программу на пятое декабря…

– Творческий вечер?

Сергей Олзей-оол: Я умею пить, но я умею и работатьЯ не люблю, как-то, эти вот казенные названия «творческий вечер, посвя­щен­ный…» и так далее. Я сам романтик по натуре, музыкант, поэтому я назвал свою программу «Семь нот в тишине». Мне помо­гают мои друзья, коллеги. Будут старые и новые имена, а, в основном, это группа «Центр Азии», мои воспитанники и воспитанницы. Все начинали при мне: и Надя Шойгу, и Олег Сарыглар, и Галя Сюрюн. Когда я с ними работал, то я как старший что-то всегда подправлял: пла­тьишко одерну или скажу: «В этом месте ты чуть-чуть не так спела, все хорошо, но тут так нужно сделать». В общем, на вечере будут все мои друзья, все мои коллеги. Бывшие и настоящие. У нас есть проблемы, как и везде. Трудно работать со зрителем, особенно сейчас, потому что денег нет, зарплату люди не получают. А в общем, я патриот этого здания филармонии. Я его строил, реконструкция длилась 14 лет, в конце концов все-таки достроили, кое-как, с таким трудом. А сейчас фасад здания в аварийном состоянии, оно списано. Я думаю, года два-три – и оно рухнет, если сейчас не прини­мать срочных мер. А, вообще, это памятник истории. В 1939 году здесь был клуб советских граждан, потом отсюда в 1943 году отправляли на фронт тувинских добро­вольцев, здесь был митинг.

Подводя итог, я хочу сказать, я прожил очень трудную, сложную жизнь, гастро­лировал 27 лет. Где-то недопивал, недоедал, недосыпал. Но я не жалею нисколько, если бы мне еще раз предложили пройти по этому пути, я бы снова по нему прошел, потому что у меня есть что вспомнить.

Фото:

2. Сергей Олзей-оол с создателями ансамбля «Саяны», положившего начало Тувинской филармонии, супругами Робертом Лесниковым (сейчас профессором Барнаульского института искусств) и Эльмирой Лесниковой (доцентом того же института). Торжества, посвященные 30-летию филармонии. 18 декабря 1999 г.

3. 4. Людмила Рюмина просит Сергея Олзей-оола взять ее с собой. Олзей-оол обдумывает предложение... Исторический поцелуй Москва-Кызыл. 20 августа 1999 г.

 

Беседовал Вячеслав Мынын-оол

 (голосов: 5)
Опубликовано 4 декабря 1997 г.
Просмотров: 5605
Версия для печати

Также в №49:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru