газета «Центр Азии» №45 (6 — 12 ноября 1997)
Люди Центра Азии

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меня

6 ноября 1997 г.

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меняВ жизни Тувы произошло знамена­тель­ное событие: избран первый Камбы-лама, то есть Верховный лама нашей республики – Аганак Хертек.

Церемония посвящения с участием большого количества верующих прошла 21 октября 1997 года в хурээ Тубтен Чойхорлинг, на правом берегу Енисея.

Окрыл церемонию полномочный пред­ставитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в Российской Федерации, Прибалтаке и Монголии геше (звание равнозначное званию доктора наук) Джампа Тинлей.

А затем Президент Республики Тыва Шериг-оол Ооржак и геше Д.Тинлей вручили Камбы-ламе головные уборы – символы Верховного ламы Тувы.

 

 

Через несколько дней после церемонии я встретился с Камбы-ламой в его резиден­ции – Тувинском Региональном Управ­лении Камбы-ламы, которое распо­лагается в белом двухэтажном здании около спорт­комплекса, в здании бывшего стат­уп­рав­ления. Работают в нем шесть человек: сам Камбы-лама и его замес­тители. Они пока не обустроились. В кабинете Камбы-ламы помимо четырех стен есть стол. Поудобней распо­ло­жив­шись, мы начали нашу беседу.

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меня– Аганак, думаю, следует начать с того, где вы родились? Где учились и выросли?

– Родился в 1977 году в Тээли Бай-Тайгинского кожууна. Детство было самым обычным. Как и все ходил в садик, учился в школе. До третьего класса – в Шуе, а окон­чил школу в 1994 году в Тээли. Из школьных предметов предпочтение отдавал истории.

– Кем вы хотели стать в дет­стве?

– По-разному, по возрасту. После школы я увидел, насколько сложна наша жизнь. Особенно трудные вопросы стояли перед моими сверстниками, и, чтобы найти ответы на эти вопросы, я стал ламой.

– Расскажите о вашей семье.

– Мама – Наталья Седен, работала в ПМК, в строительной организации. Отец Щорс Хертек был слесарем. А сейчас, как и все в деревне, безработные. В семье у нас шестеро детей. Я второй, старшая сестра здесь, в Кызыле, работает медсестрой. Остальные все учатся в школе, в Тээли.

– Вы знаете историю имени своего отца? Почему Щорс?

– Точно не знаю (смеется). Но уверен, что тот, кто его так назвал, руководствовался патриотическими настроениями и комму­нис­тическими идеями того времени.

– Как вы пришли в религию и как стали ламой?

– По своему желанию. После школы я стал хуураком Тубтен Чойхорлингского хурээ. Вначале моими учителями были тувин­ские ламы, а первого августа 1995 года приехали двое тибетских лам, у которых я и учился. Учился только здесь, в Туве.

– Я слышал, как вы свободно об­щались с тибетскими ламами на их языке. Сколько языков вы знаете?

– Точнее будет, если я скажу два. Тувин­ский и русский, а тибетским владею средне.

– Вы стали Камбы-ламой, то есть Верховным ламой всей Тувы. Каковы ваши думы, мысли, чувства?

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меня– По правде сказать, у меня не было в жизни такой цели. Но выбор народа пал на меня. Мой народ оказал мне великое доверие, люди мне верят, и я должен оправдать их надежды.

– Аганак, каковы ваши функции и обязанности как лидера буддистов Тувы?

– Мои полномочия таковы: я являюсь координатором и общим руководителем всех лам нашей республики. Конечно, каждое общество имеет свой Устав и свои правила, но общее руководство принадлежит мне. Также я должен следить, чтобы ламы не нарушали наших правил.

– А если лама нарушит правила, что вы можете предпринять по отношению к нарушителю?

– В этом случае не один я принимаю решение. Собирается общее собрание, которое и выносит вердикт ламе, совершившему проступок, а я буду председательствовать на этом собрании.

– Какие именно меры может принять Собрание?

– Могут вынести выговор, а в тяжелых случаях даже исключить из лам. У всех буд­дийских лам есть свои особые правила – Виная, руководствуясь ими, мы определяем степень вины лам.

– Помимо религиозной деятель­ности, имеют ли ламы что-нибудь вроде хобби?

– Становясь ламой, будущий лама при­нимает обет. Жизнь по обету. В нем нет места для посторонних интересов. Конечно, ламы отдыхают, но только в рамках данного ими обета. Главная цель ламы – жить и работать для блага и счастья других.

– Камбы-лама имеет пожиз­нен­ный срок или какой-то опре­де­ленный?

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меняПо нашему Уставу я назначен на три года. Через три года снова будут выборы. Но в период моей работы, если она большин­ству не понравится, то будут проводиться досрочные выборы нового Камбы-ламы.

– Если вас не выберут на второй срок, что вы будете делать?

– Камбы-лама – это должность, а быть ламой – это дело всей моей жизни. Я оста­нусь ламой и буду дальше учиться буд­дизму.

– Как вы относитесь к людям дру­гих вероисповеданий?

– С уважением. У нас демократическое государство, по закону все свободны в вы­боре вероисповедания, но предпоч­ти­тельнее, чтобы наш тувинский народ сохра­нил свою религию. Это будет намного полез­ней. Ведь наша культура тесно перепле­тается с буд­дизмом.

– Кто является вашим «началь­ником», то есть кому вы должны под­чиняться?

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меня– Во-первых, тувинскому народу, а во-вторых, я должен следовать заветам всемир­ного лидера буддистов Его Святей-шества Далай-ламы ХIV.

– Во время посвящения Камбы-ламы Президент Тувы обещал всем веру­ющим буддистам оказать со-дейст­вие в строительстве хурээ. Это дело продвигается?

– С участием всего тувинского народа и при содействии Правительства и Прези­дента скоро будет заложен фундамент храма в центре Кызыла.

– Каким вы видите будущее Тувы?

– Будущее зависит от настоящего. Везде и всегда существует связь, называется она причинно-следственной. Что мы сейчас сде­лаем, то в будущем и получим. Но, конечно, нужно верить в светлое будущее и для этого делать все возможное в настоящем.

– Аганак, в завершение нашего раз­говора, может вы что-нибудь доба­вите от себя?

Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меня– В моей короткой жизни произошло зна­менательное событие. Я благодарен сво­ему народу и сделаю все от меня зависящее, чтобы оправдать ваше доверие. Я не обещаю вам «радуг» благоденствия, но буду ра­ботать.

 

ПРОШЛО ВРЕМЯ...

Белоснежный буддийский храм Цечен-линг в центре Кызыла, возле парка, был пос­т­­роен! Церемония его освящения была при­урочена к празднованию 55-летия вхождения Тувы в состав России (СССР) и состоялась 9 октября 1999 года.

А 29 сентября 2000 года, согласно установ­ленному порядку, состоялись новые выборы. Избран новый Камбы-лама. Им стал 24-лет­ний Долаан Куулар. Он родом из Ак-Дову­рака, с 1994 по 1999 годы обучался в Бурят­ском дацане. 15 октября 2000 года в храме Цечен­линг состоялась церемония интро­ни­за­ции (возведения на престол) нового Камбы-ламы, в которой приняли участие пред­ста­вители духовенства, Пре­зидент Республики Тыва Шериг-оол Ооржак и председатель Верхов­ного Хурала Шолбан Кара-оол.

 

Фото:

2. Аганак Хертек идет к трону Камбы-ламы в сопровождении лам и геше Джампа Тинлея. 21 октября 1997 г.

3. Верующие во время церемонии посвящения.

4. Храм Цеченлинг.

5. По ступеням нового храма поднимаются первые верующие – Президент РТ Шериг-оол Ооржак с супругой. 9 октября 1999 г.

6. Первый Камбы-лама Тувы Аганак Хертек и сменивший его на этом посту Долаан Куулар (Дагба башкы). Октябрь 2000 г.

Беседовал Вячеслав Мынын-оол
http://www.centerasia.ru/issue/1997/45/4902-aganak-khertek-u-menya-ne-bilo-takoy.html