газета «Центр Азии» №45 (6 12 ноября 1997) Люди Центра Азии Аганак Хертек: У меня не было такой цели, но выбор народа пал на меня6 ноября 1997 г. |
В жизни Тувы произошло знаменательное событие: избран первый Камбы-лама, то есть Верховный лама нашей республики – Аганак Хертек. Церемония посвящения с участием большого количества верующих прошла 21 октября 1997 года в хурээ Тубтен Чойхорлинг, на правом берегу Енисея. Окрыл церемонию полномочный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в Российской Федерации, Прибалтаке и Монголии геше (звание равнозначное званию доктора наук) Джампа Тинлей. А затем Президент Республики Тыва Шериг-оол Ооржак и геше Д.Тинлей вручили Камбы-ламе головные уборы – символы Верховного ламы Тувы.
Через несколько дней после церемонии я встретился с Камбы-ламой в его резиденции – Тувинском Региональном Управлении Камбы-ламы, которое располагается в белом двухэтажном здании около спорткомплекса, в здании бывшего статуправления. Работают в нем шесть человек: сам Камбы-лама и его заместители. Они пока не обустроились. В кабинете Камбы-ламы помимо четырех стен есть стол. Поудобней расположившись, мы начали нашу беседу. – Аганак, думаю, следует начать с того, где вы родились? Где учились и выросли? – Родился в 1977 году в Тээли Бай-Тайгинского кожууна. Детство было самым обычным. Как и все ходил в садик, учился в школе. До третьего класса – в Шуе, а окончил школу в 1994 году в Тээли. Из школьных предметов предпочтение отдавал истории. – Кем вы хотели стать в детстве? – По-разному, по возрасту. После школы я увидел, насколько сложна наша жизнь. Особенно трудные вопросы стояли перед моими сверстниками, и, чтобы найти ответы на эти вопросы, я стал ламой. – Расскажите о вашей семье. – Мама – Наталья Седен, работала в ПМК, в строительной организации. Отец Щорс Хертек был слесарем. А сейчас, как и все в деревне, безработные. В семье у нас шестеро детей. Я второй, старшая сестра здесь, в Кызыле, работает медсестрой. Остальные все учатся в школе, в Тээли. – Вы знаете историю имени своего отца? Почему Щорс? – Точно не знаю (смеется). Но уверен, что тот, кто его так назвал, руководствовался патриотическими настроениями и коммунистическими идеями того времени. – Как вы пришли в религию и как стали ламой? – По своему желанию. После школы я стал хуураком Тубтен Чойхорлингского хурээ. Вначале моими учителями были тувинские ламы, а первого августа 1995 года приехали двое тибетских лам, у которых я и учился. Учился только здесь, в Туве. – Я слышал, как вы свободно общались с тибетскими ламами на их языке. Сколько языков вы знаете? – Точнее будет, если я скажу два. Тувинский и русский, а тибетским владею средне. – Вы стали Камбы-ламой, то есть Верховным ламой всей Тувы. Каковы ваши думы, мысли, чувства? – По правде сказать, у меня не было в жизни такой цели. Но выбор народа пал на меня. Мой народ оказал мне великое доверие, люди мне верят, и я должен оправдать их надежды. – Аганак, каковы ваши функции и обязанности как лидера буддистов Тувы? – Мои полномочия таковы: я являюсь координатором и общим руководителем всех лам нашей республики. Конечно, каждое общество имеет свой Устав и свои правила, но общее руководство принадлежит мне. Также я должен следить, чтобы ламы не нарушали наших правил. – А если лама нарушит правила, что вы можете предпринять по отношению к нарушителю? – В этом случае не один я принимаю решение. Собирается общее собрание, которое и выносит вердикт ламе, совершившему проступок, а я буду председательствовать на этом собрании. – Какие именно меры может принять Собрание? – Могут вынести выговор, а в тяжелых случаях даже исключить из лам. У всех буддийских лам есть свои особые правила – Виная, руководствуясь ими, мы определяем степень вины лам. – Помимо религиозной деятельности, имеют ли ламы что-нибудь вроде хобби? – Становясь ламой, будущий лама принимает обет. Жизнь по обету. В нем нет места для посторонних интересов. Конечно, ламы отдыхают, но только в рамках данного ими обета. Главная цель ламы – жить и работать для блага и счастья других. – Камбы-лама имеет пожизненный срок или какой-то определенный? – По нашему Уставу я назначен на три года. Через три года снова будут выборы. Но в период моей работы, если она большинству не понравится, то будут проводиться досрочные выборы нового Камбы-ламы. – Если вас не выберут на второй срок, что вы будете делать? – Камбы-лама – это должность, а быть ламой – это дело всей моей жизни. Я останусь ламой и буду дальше учиться буддизму. – Как вы относитесь к людям других вероисповеданий? – С уважением. У нас демократическое государство, по закону все свободны в выборе вероисповедания, но предпочтительнее, чтобы наш тувинский народ сохранил свою религию. Это будет намного полезней. Ведь наша культура тесно переплетается с буддизмом. – Кто является вашим «начальником», то есть кому вы должны подчиняться? – Во-первых, тувинскому народу, а во-вторых, я должен следовать заветам всемирного лидера буддистов Его Святей-шества Далай-ламы ХIV. – Во время посвящения Камбы-ламы Президент Тувы обещал всем верующим буддистам оказать со-действие в строительстве хурээ. Это дело продвигается? – С участием всего тувинского народа и при содействии Правительства и Президента скоро будет заложен фундамент храма в центре Кызыла. – Каким вы видите будущее Тувы? – Будущее зависит от настоящего. Везде и всегда существует связь, называется она причинно-следственной. Что мы сейчас сделаем, то в будущем и получим. Но, конечно, нужно верить в светлое будущее и для этого делать все возможное в настоящем. – Аганак, в завершение нашего разговора, может вы что-нибудь добавите от себя? – В моей короткой жизни произошло знаменательное событие. Я благодарен своему народу и сделаю все от меня зависящее, чтобы оправдать ваше доверие. Я не обещаю вам «радуг» благоденствия, но буду работать.
ПРОШЛО ВРЕМЯ... Белоснежный буддийский храм Цечен-линг в центре Кызыла, возле парка, был построен! Церемония его освящения была приурочена к празднованию 55-летия вхождения Тувы в состав России (СССР) и состоялась 9 октября 1999 года. А 29 сентября 2000 года, согласно установленному порядку, состоялись новые выборы. Избран новый Камбы-лама. Им стал 24-летний Долаан Куулар. Он родом из Ак-Довурака, с 1994 по 1999 годы обучался в Бурятском дацане. 15 октября 2000 года в храме Цеченлинг состоялась церемония интронизации (возведения на престол) нового Камбы-ламы, в которой приняли участие представители духовенства, Президент Республики Тыва Шериг-оол Ооржак и председатель Верховного Хурала Шолбан Кара-оол.
Фото: 2. Аганак Хертек идет к трону Камбы-ламы в сопровождении лам и геше Джампа Тинлея. 21 октября 1997 г. 3. Верующие во время церемонии посвящения. 4. Храм Цеченлинг. 5. По ступеням нового храма поднимаются первые верующие – Президент РТ Шериг-оол Ооржак с супругой. 9 октября 1999 г. 6. Первый Камбы-лама Тувы Аганак Хертек и сменивший его на этом посту Долаан Куулар (Дагба башкы). Октябрь 2000 г. |
Беседовал Вячеслав Мынын-оол http://www.centerasia.ru/issue/1997/45/4902-aganak-khertek-u-menya-ne-bilo-takoy.html |