В жизни Тувы произошло знаменательное событие: избран
первый Камбы-лама, то есть Верховный лама нашей республики – Аганак Хертек.
Церемония посвящения с участием большого количества верующих
прошла 21 октября 1997 года в хурээ Тубтен Чойхорлинг, на правом берегу Енисея.
Окрыл церемонию полномочный представитель Его Святейшества
Далай-ламы XIV в Российской Федерации, Прибалтаке и Монголии геше (звание
равнозначное званию доктора наук) Джампа Тинлей.
А затем Президент Республики Тыва Шериг-оол Ооржак и геше
Д.Тинлей вручили Камбы-ламе головные уборы – символы Верховного ламы Тувы.
Через несколько дней после
церемонии я встретился с Камбы-ламой в его резиденции – Тувинском Региональном
Управлении Камбы-ламы, которое располагается в белом двухэтажном здании около
спорткомплекса, в здании бывшего статуправления. Работают в нем шесть
человек: сам Камбы-лама и его заместители. Они пока не обустроились. В
кабинете Камбы-ламы помимо четырех стен есть стол. Поудобней расположившись,
мы начали нашу беседу.
– Аганак, думаю, следует начать с того, где вы родились? Где учились и
выросли?
– Родился в 1977 году в Тээли
Бай-Тайгинского кожууна. Детство было самым обычным. Как и все ходил в садик,
учился в школе. До третьего класса – в Шуе, а окончил школу в 1994 году в
Тээли. Из школьных предметов предпочтение отдавал истории.
– Кем вы хотели стать в детстве?
– По-разному, по возрасту. После
школы я увидел, насколько сложна наша жизнь. Особенно трудные вопросы стояли
перед моими сверстниками, и, чтобы найти ответы на эти вопросы, я стал ламой.
– Расскажите о вашей семье.
– Мама – Наталья Седен, работала в
ПМК, в строительной организации. Отец Щорс Хертек был слесарем. А сейчас, как и
все в деревне, безработные. В семье у нас шестеро детей. Я второй, старшая
сестра здесь, в Кызыле, работает медсестрой. Остальные все учатся в школе, в
Тээли.
– Вы знаете историю имени своего отца? Почему Щорс?
– Точно не знаю (смеется). Но
уверен, что тот, кто его так назвал, руководствовался патриотическими
настроениями и коммунистическими идеями того времени.
– Как вы пришли в религию и как стали ламой?
– По своему желанию. После школы я
стал хуураком Тубтен Чойхорлингского хурээ. Вначале моими учителями были тувинские
ламы, а первого августа 1995 года приехали двое тибетских лам, у которых я и
учился. Учился только здесь, в Туве.
– Я слышал, как вы свободно общались с тибетскими ламами на их языке.
Сколько языков вы знаете?
– Точнее будет, если я скажу два. Тувинский и
русский, а тибетским владею средне.
– Вы стали Камбы-ламой, то есть Верховным ламой всей Тувы. Каковы ваши
думы, мысли, чувства?
– По правде сказать, у меня не
было в жизни такой цели. Но выбор народа пал на меня. Мой народ оказал мне великое
доверие, люди мне верят, и я должен оправдать их надежды.
– Аганак, каковы ваши функции и обязанности как лидера буддистов Тувы?
– Мои полномочия таковы: я являюсь
координатором и общим руководителем всех лам нашей республики. Конечно, каждое
общество имеет свой Устав и свои правила, но общее руководство принадлежит мне.
Также я должен следить, чтобы ламы не нарушали наших правил.
– А если лама нарушит правила, что вы можете предпринять по отношению к
нарушителю?
– В этом случае не один я принимаю
решение. Собирается общее собрание, которое и выносит вердикт ламе,
совершившему проступок, а я буду председательствовать на этом собрании.
– Какие именно меры может принять Собрание?
– Могут вынести выговор, а в
тяжелых случаях даже исключить из лам. У всех буддийских лам есть свои особые
правила – Виная, руководствуясь ими, мы определяем степень вины лам.
– Помимо религиозной деятельности, имеют ли ламы что-нибудь вроде
хобби?
– Становясь ламой, будущий лама
принимает обет. Жизнь по обету. В нем нет места для посторонних интересов.
Конечно, ламы отдыхают, но только в рамках данного ими обета. Главная цель ламы
– жить и работать для блага и счастья других.
– Камбы-лама имеет пожизненный срок или какой-то определенный?
– По нашему Уставу я назначен на
три года. Через три года снова будут выборы. Но в период моей работы, если она
большинству не понравится, то будут проводиться досрочные выборы нового
Камбы-ламы.
– Если вас не выберут на второй срок, что вы будете делать?
– Камбы-лама – это должность, а
быть ламой – это дело всей моей жизни. Я останусь ламой и буду дальше учиться
буддизму.
– Как вы относитесь к людям других вероисповеданий?
– С уважением. У нас
демократическое государство, по закону все свободны в выборе вероисповедания,
но предпочтительнее, чтобы наш тувинский народ сохранил свою религию. Это
будет намного полезней. Ведь наша культура тесно переплетается с буддизмом.
– Кто является вашим «начальником», то есть кому вы должны подчиняться?
– Во-первых, тувинскому народу, а
во-вторых, я должен следовать заветам всемирного лидера буддистов Его
Святей-шества Далай-ламы ХIV.
– Во время посвящения Камбы-ламы Президент Тувы обещал всем верующим
буддистам оказать со-действие в строительстве хурээ. Это дело продвигается?
– С участием всего тувинского
народа и при содействии Правительства и Президента скоро будет заложен
фундамент храма в центре Кызыла.
– Каким вы видите будущее Тувы?
– Будущее зависит от настоящего.
Везде и всегда существует связь, называется она причинно-следственной. Что мы
сейчас сделаем, то в будущем и получим. Но, конечно, нужно верить в светлое
будущее и для этого делать все возможное в настоящем.
– Аганак, в завершение нашего разговора, может вы что-нибудь добавите
от себя?
– В моей короткой жизни произошло
знаменательное событие. Я благодарен своему народу и сделаю все от меня
зависящее, чтобы оправдать ваше доверие. Я не обещаю вам «радуг» благоденствия,
но буду работать.
ПРОШЛО ВРЕМЯ...
Белоснежный
буддийский храм Цечен-линг в центре Кызыла, возле парка, был построен!
Церемония его освящения была приурочена к празднованию 55-летия вхождения Тувы
в состав России (СССР) и состоялась 9 октября 1999 года.
А
29 сентября 2000 года, согласно установленному порядку, состоялись новые
выборы. Избран новый Камбы-лама. Им стал 24-летний Долаан Куулар. Он родом из
Ак-Довурака, с 1994 по 1999 годы обучался в Бурятском дацане. 15 октября 2000
года в храме Цеченлинг состоялась церемония интронизации (возведения на
престол) нового Камбы-ламы, в которой приняли участие представители
духовенства, Президент Республики Тыва Шериг-оол Ооржак и председатель Верховного
Хурала Шолбан Кара-оол.
Фото:
2. Аганак Хертек идет к трону
Камбы-ламы в сопровождении лам и геше Джампа Тинлея. 21 октября 1997 г.
3. Верующие во время церемонии
посвящения.
4. Храм Цеченлинг.
5. По ступеням нового храма
поднимаются первые верующие – Президент РТ Шериг-оол Ооржак с супругой. 9
октября 1999 г.
6. Первый Камбы-лама Тувы Аганак
Хертек и сменивший его на этом посту Долаан Куулар (Дагба башкы). Октябрь 2000 г.